Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GAME DIP «SONOR» AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF READERS ‘INTERESTS IN PRESCHOOLERS

Sektyaeva A.A. 1 Andreeva L.D. 1
1 North-East Federal University named after M.K. Ammosov
This article touches upon the problem of development of reader interests in preschool children. This problem remains one of the most urgent, as during this period there is an active development of the cognitive activity of the child. The basis of this is laid in preschool childhood. Preschool childhood is a significant small segment in the life of every child. The child during this period acquires much more than in the whole subsequent life, gaining certain skills and abilities. When a child as a sponge, absorbs information, impressions and knowledge, it is very important to arouse interest in reading, creating all the necessary conditions in the preschool and at home. Аmong the many means that favorably contribute to the development of the child, one of the most accessible is the Dynamic Game of Persecution (DIP) Sonor. In the Republic of Sakha (Yakutia) and beyond, the game «Sonor» is getting more and more widespread every year. In our republic of Sakha (Yakutia), the training of DIP «Sonor» is introduced not only in schools, but also in pre-school institutions. The early education of preschool children in the game DIP «Sonor» allows to provide a more comfortable entry of the child in the primary school education process, helps to reduce the level of stress, beneficially affects both the learning process and the development of the child’s personality. And the formation of children’s interest in reading through the game DIP «Sonor» is not carried out in all preschool institutions. We offer a structure of direct educational activity, which includes: training DIP «Sonor» (desktop version) through the use of fairy tales and game situations.
dynamic pursuit game (DIP) Sonor
interest in reading
children’s fiction
children of preschool age

Многими исследователями отмечается, что процесс усвоения знаний и умений возбуждает познавательные интересы тем более, чем больше ребенок осознает их значимость, лично заинтересован в них и успешно «конструирует» ход своего мышления в процессе усвоения знаний. Основу их активизации составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны педагога. Познавательный интерес – это интерес к приобретению знаний. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала [4]. По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством «сгущенной информативности», то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература – при правильном подборе – может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно – исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе [5].

Многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать и писать. А ведь чтение художественной литературы – это источник, который питает любознательность, дает пищу воображению, чувствам, развивает логику. Великий педагог В. А. Сухомлинский придавал этому огромное значение. Он сравнивал «чтение с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, на наш взгляд, одна из важных задач дошкольных образовательных учреждений и школы. Для выполнения этой задачи использование ДИП «Сонор» подходит как один из эффективных средств. Динамические игры преследования (ДИП) «Сонор» в 1988 году придумал доктор физических и математических наук, профессор Якутского государственного университета Томский Григорий Васильевич, один из ведущих математиков России. В нашей республике ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта и с каждым годом получает все большее распространение. ДИП «Сонор», построенные на известном и близком детям фольклорно- этнографическом материале, содержат в себе значительный потенциал и создают социально – психологические комфортные условия для формирования и развития мышления детей дошкольного возраста. Как отмечают педагоги, игра «Сонор» интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески. Жипто известно в Якутии в своем базовом варианте «Сонор», доступном детям 5–6-летнего возраста [3].

Богатая в интеллектуальном и стратегическом плане, она открывает перспективы для размышлений, как для дошкольников, так и для исследователей. Богатая в творческом плане: стимулирует воображение, дает возможность для создания все новых и новых вариантов игры» [1].

Но использование ДИП «Сонор» как средство формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста недостаточно соответствуют требованиям ФГОС. Мы предлагаем интегрированное использование уникальных возможностей ДИП «Сонор» с охватом следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Для того, чтобы изучить процесс формирования интереса детей к чтению посредством ДИП «СОНОР», провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе выявили уровни сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностику провели по методике Самыкиной С.В.

На формирующем этапе работу начали с создания условий:

– создание пространственной предметно-развивающей среды;

– совместная деятельность с воспитателем;

– самостоятельная деятельность детей;

– организация работы с родителями [2].

В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан план работы по использованию игры «Сонор» с использованием художественной литературы. С детьми экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю во второй половине дня по 25–30 минут в различной форме.

Основные способы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Структура непосредственной образовательной деятельности включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный вариант) через использование сказок и игровых ситуаций.

Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Удачливый охотник» можно провести, как игру-инсценировку «Байанайдаах булчут-сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Птичка и Ала Могус», «Кот и мышка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Использовали материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, сказки, сюрпризные моменты, создание игровых и соревновательных ситуаций. Знакомство с игрой «Сонор» мы начали с игры «Путешествия животных». В качестве основы игры имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат. Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Колобок» можно провести, как игру- инсценировку «колобок- сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Храбрый заяц», «Бременские музыканты», «Красная шапочка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому педагог должен быть проводником в обучении детей игре «Сонор» в семье, прежде всего, заинтересовать родителей. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. С этой целью мы организовали мастерскую по изготовлению атрибутов к сказкам, книжек самоделок, соревнования по сказкам. Такие мероприятия повышают интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Предлагали родителям рекомендации по подбору книг для домашней библиотеки. Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей.

sek.tiff

Сравнительные показатели сформированности интереса к чтению

На контрольном этапе эксперимента анализ данных показал, что у детей видны значительные улучшения в восприятии художественного текста, умении ориентироваться в мире, у детей контрольной группы улучшения незначительные. У детей экспериментальной группы произошли следующие изменения: появился интерес к игре, дети научились самостоятельно играть в игру ДИП «Сонор», с большим удовольствием рассказывают художественные произведения, различают по жанрам.

По результатам опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что при обучении игре ДИП «Сонор» у детей происходит:

• улучшение восприятия художественных произведений, эмоционально реагировать на художественный текст;

• появляется устойчивое желание послушать и рассказать детское произведение;

• развитие способности к проявлению волевых усилий в процессе игры;

• овладение навыками речевого общения со сверстниками.

Для успешного усвоения игры «Сонор» и привития интереса к игре необходимо использовать сказочные атрибуты, доступные художественные тексты и участие в соревнованиях.

Высокий уровень развития интереса к игре и чтению у детей осуществляется более эффективно при следующих условиях:

– в поддержании интереса детей к игре через использование различных сказочных персонажей;

– при систематическом занятии с детьми игрой «Сонор»;

– в обязательном включении родителей в образовательный процесс.

– в тщательном подборе литературных произведений (разные жанры)

– в проведении беседы о книгах; кукольных драматизаций.

Подводя итоги, можно отметить – художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в мир сказок и расширяя языковую среду. Именно поэтому игра «Сонор» может быть использована как одно из средств развитии интереса у детей к чтению художественной литературы.