Многими исследователями отмечается, что процесс усвоения знаний и умений возбуждает познавательные интересы тем более, чем больше ребенок осознает их значимость, лично заинтересован в них и успешно «конструирует» ход своего мышления в процессе усвоения знаний. Основу их активизации составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны педагога. Познавательный интерес – это интерес к приобретению знаний. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала [4]. По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством «сгущенной информативности», то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература – при правильном подборе – может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно – исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе [5].
Многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать и писать. А ведь чтение художественной литературы – это источник, который питает любознательность, дает пищу воображению, чувствам, развивает логику. Великий педагог В. А. Сухомлинский придавал этому огромное значение. Он сравнивал «чтение с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, на наш взгляд, одна из важных задач дошкольных образовательных учреждений и школы. Для выполнения этой задачи использование ДИП «Сонор» подходит как один из эффективных средств. Динамические игры преследования (ДИП) «Сонор» в 1988 году придумал доктор физических и математических наук, профессор Якутского государственного университета Томский Григорий Васильевич, один из ведущих математиков России. В нашей республике ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта и с каждым годом получает все большее распространение. ДИП «Сонор», построенные на известном и близком детям фольклорно- этнографическом материале, содержат в себе значительный потенциал и создают социально – психологические комфортные условия для формирования и развития мышления детей дошкольного возраста. Как отмечают педагоги, игра «Сонор» интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески. Жипто известно в Якутии в своем базовом варианте «Сонор», доступном детям 5–6-летнего возраста [3].
Богатая в интеллектуальном и стратегическом плане, она открывает перспективы для размышлений, как для дошкольников, так и для исследователей. Богатая в творческом плане: стимулирует воображение, дает возможность для создания все новых и новых вариантов игры» [1].
Но использование ДИП «Сонор» как средство формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста недостаточно соответствуют требованиям ФГОС. Мы предлагаем интегрированное использование уникальных возможностей ДИП «Сонор» с охватом следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Для того, чтобы изучить процесс формирования интереса детей к чтению посредством ДИП «СОНОР», провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе выявили уровни сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностику провели по методике Самыкиной С.В.
На формирующем этапе работу начали с создания условий:
– создание пространственной предметно-развивающей среды;
– совместная деятельность с воспитателем;
– самостоятельная деятельность детей;
– организация работы с родителями [2].
В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан план работы по использованию игры «Сонор» с использованием художественной литературы. С детьми экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю во второй половине дня по 25–30 минут в различной форме.
Основные способы работы с детьми: индивидуальные и групповые.
Структура непосредственной образовательной деятельности включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный вариант) через использование сказок и игровых ситуаций.
Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Удачливый охотник» можно провести, как игру-инсценировку «Байанайдаах булчут-сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Птичка и Ала Могус», «Кот и мышка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.
Использовали материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, сказки, сюрпризные моменты, создание игровых и соревновательных ситуаций. Знакомство с игрой «Сонор» мы начали с игры «Путешествия животных». В качестве основы игры имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат. Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Колобок» можно провести, как игру- инсценировку «колобок- сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Храбрый заяц», «Бременские музыканты», «Красная шапочка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.
Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому педагог должен быть проводником в обучении детей игре «Сонор» в семье, прежде всего, заинтересовать родителей. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. С этой целью мы организовали мастерскую по изготовлению атрибутов к сказкам, книжек самоделок, соревнования по сказкам. Такие мероприятия повышают интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Предлагали родителям рекомендации по подбору книг для домашней библиотеки. Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей.
Сравнительные показатели сформированности интереса к чтению
На контрольном этапе эксперимента анализ данных показал, что у детей видны значительные улучшения в восприятии художественного текста, умении ориентироваться в мире, у детей контрольной группы улучшения незначительные. У детей экспериментальной группы произошли следующие изменения: появился интерес к игре, дети научились самостоятельно играть в игру ДИП «Сонор», с большим удовольствием рассказывают художественные произведения, различают по жанрам.
По результатам опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что при обучении игре ДИП «Сонор» у детей происходит:
• улучшение восприятия художественных произведений, эмоционально реагировать на художественный текст;
• появляется устойчивое желание послушать и рассказать детское произведение;
• развитие способности к проявлению волевых усилий в процессе игры;
• овладение навыками речевого общения со сверстниками.
Для успешного усвоения игры «Сонор» и привития интереса к игре необходимо использовать сказочные атрибуты, доступные художественные тексты и участие в соревнованиях.
Высокий уровень развития интереса к игре и чтению у детей осуществляется более эффективно при следующих условиях:
– в поддержании интереса детей к игре через использование различных сказочных персонажей;
– при систематическом занятии с детьми игрой «Сонор»;
– в обязательном включении родителей в образовательный процесс.
– в тщательном подборе литературных произведений (разные жанры)
– в проведении беседы о книгах; кукольных драматизаций.
Подводя итоги, можно отметить – художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в мир сказок и расширяя языковую среду. Именно поэтому игра «Сонор» может быть использована как одно из средств развитии интереса у детей к чтению художественной литературы.