Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Люц Т.К. 1 Степанова Н.А.  1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова»
Статья раскрывает теоретические и практические основы организации социально-коммуникативного развития дошкольников посредством использования игр. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении современных подходов к социально-коммуникативному развитию дошкольников. Главная его цель – способствовать развитию произвольного поведения ребенка, становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка, формировать творческое воображение. В данной статье отражены виды игр, их краткая характеристика, описаны следующие условия успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие дошкольников: по мере развития детей игры нужно усложнять; обучение дошкольников через игры должно осуществляться посредством использования разных игровых технологий; педагог должен четко понимать, на что направлена та или иная игра и держать все под контролем, используя тактику педагогической поддержки.
игра
дошкольники
социально-коммуникативное развитие дошкольников
условия успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие дошкольников
1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. – Магнитогорск, 2015.
2. Кукушкина, Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
3. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 799–803.
4. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009. С.31–32.
5. Rashchikulina E.N., Stepanova N.A. Features of development of children’s experimenting // Japanese Educational and Scientific Review. 2015. Т. XII. № 1 (9). P. 458–465.
6. Rashchikulina E.N., Stepanova N.A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V. Students’ Training for the Realization of the Principle of Continuity in the Development of Children’s Cognitive Abilities // Indian Journal of Science and Technology . 2016. Т. 9. № 37. P. 102–174.

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальный опыт ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [2, c.799].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает важность организации образовательной деятельности с детьми в процессе становления и развития различных видов детской деятельности, в том числе и игровой. Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как самоценной формы активности ребенка дошкольного возраста, как ведущую деятельность и форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра рассматривается как способ взаимодействия с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей. Многоаспектный подход к определению понятия «игра» позволяет рассмотреть общие социально-педагогические основания формирования личности ребенка в игре [4].

В нашем обществе данная тема стала очень актуальной в связи с разноплановым социальным окружением ребенка, где чаще всего проявляются элементы невоспитанности, доброта стала дефицитом, а речевая культура почти перестала присутствовать во взаимоотношениях людей [3, c. 31].

Современные дошкольники уже не такие, какими были дети такого же возраста примерно 20–30 лет назад. Они стали раскованными, инициативными и в тоже время с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита крупная и мелкая моторика, эмоциональная сфера и все что связано с общением со сверстниками и родителями оставляет желать лучшего. Дети стали несдержанными, эгоистичными, неуправляемыми. Этому способствовало невнимание родителей к своим детям, из-за современного темпа жизни они банально устают на работе, и им проще «впихнуть» в руки ребенка планшет и отправить смотреть мультики. Но дети не только просматривают обильное количество мультфильмов, но и часами играют в этот самый планшет или смартфон и от этого дошкольники с раннего возраста не умеют говорить шепотом, много кричат и даже говорят неестественным голосом. А ведь многие игры и мультфильмы не так уж и безобидны, все это пагубно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, что ведет к появлению психологических и неврологических проблем на раннем этапе жизни ребенка.

К старшему дошкольному возрасту дети не способны находить компромиссы, не умеют договориться друг с другом о совместных действиях, они не слышат друг друга и не уступают практически никогда. Они тяжело воспринимают объективную критику, могут легко обидеться и даже устроить целый скандал. Ежедневно на ребенка буквально «выливается» поток информации, и она захлестывает детские умы. Они «разбираются» в вопросах экономики, спорта и т.д. Между тем, основной вид детской деятельности игра отходит на второй или даже на третий план. Конечно, нельзя сказать, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.

В связи с этим необходимо вспомнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность [6]. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям множество возможностей,например изображать взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся устранять конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. С помощью игр формируется такое качество личности, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. С помощью игр можно развить в ребенке чувство коллективизма, которое характеризует нравственный облик ребёнка, перестраивает существенным образам его интеллектуальное развитие так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Примером служат такие игры как:

– «Рассмеши принцессу Несмеяну», в ней происходит формирование умения у детей находить способы поднять настроение; снижение психофизического напряжения; развитие воображения;

– «На мостике» – игра направлена на развитие коммуникативных способностей, в которой так же происходит развитие у детей моторной ловкости, умение инициировать общение, аргументировать свою точку зрения;

– «Звериное пианино» – эта коммуникативная игра направлена на обучение детей эффективным способам общения, формирует умение считаться с другими;

– «Коврик примирения» – эта игра направлена на снятие конфликтности, развивает у детей социально – коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;

– игра «Зеркало» направлена на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивает интерес друг к другу;

– интерактивные игра «Иди сюда» направлена на сплоченность, сотрудничества, развивает у детей отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывает чувства заинтересованности в достижении общей цели [1].

Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Дети могут выразить все, что они чувствуют, все свои эмоции посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Речь во всём её многообразии является необходимым средством общения, в процессе которого она формируется. Коммуникативные игры создают эмоционально благоприятные условия, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В таких играх даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются [4].

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. В игровых ситуациях (условиях) дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем во время обучающих занятий, исходя из этого, мы можем сказать, что сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить. Условия во время игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.

Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Во время игр ребенку необходимо взаимодействовать с другими детьми, если он не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то ребятам будет не интересно играть с ним [4].

Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах К. Орфа.

К коммуникативным играм относится почти весь детский фольклор (потешки, песенки, переклички).

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

– игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны» и др.);

– игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Снежинки, летайте» и др.);

– тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки (подвижные игры – «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики» и многие др.);

– ритмо-интонационные игры с именами [1].

Эти игры являются своеобразным тренингами, которые дают возможность ребенку «примерить» на себя различные роли. В таких игрыах дети могут не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство» и др.)

Для более успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие должны соблюдаться некоторые условия, такие как:

– По мере развития ребенка игры нужно усложнять, чтобы они несли в себе уже не однозадачность, а всесторонне влияли на дошкольника.

– Обучение через игры должно идти с использованием разных игровых технологий.

– Педагог должен четко понимать, на что направлена та или иная игра и держать все под контролем, используя тактику педагогической поддержки.

Педагогу при организации игры как ведущей деятельности необходимо учитывать основные черты сюжетно-ролевой игры: собственная деятельность дошкольника; социальность; автономность; самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность; высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.

Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в жизни. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка [5]. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка [6].

Таким образом, социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества, а игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.


Библиографическая ссылка

Люц Т.К., Степанова Н.А.  ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17650 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674