Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE IMPORTANCE OF THE GAME IN SOCIAL-COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Lyuts T.K. 1 Stepanova N.A. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
The article reveals the theoretical and practical bases of the organization of social and communicative development of preschool children through the use of games. The theoretical significance of the study is to summarize current approaches to social and communicative development of preschoolers. Its main purpose – to promote the development of arbitrary behavior of the child, the establishment of voluntary memory, attention and thinking of the child, to form creative imagination. This article describes the types of games, their brief characteristics, describes the following conditions for the successful impact of games on social and communicative development of preschool children: as the game children have to complicate things; training of preschool children through play should be done through the use of different game technologies; teacher should clearly understand that the aim this or that game and keep everything under control, using the tactics of pedagogical support.
play
preschool
social and communicative development of preschool children
the conditions of the successful impact of games on social and communicative development of preschool children

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальный опыт ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [2, c.799].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает важность организации образовательной деятельности с детьми в процессе становления и развития различных видов детской деятельности, в том числе и игровой. Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как самоценной формы активности ребенка дошкольного возраста, как ведущую деятельность и форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра рассматривается как способ взаимодействия с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей. Многоаспектный подход к определению понятия «игра» позволяет рассмотреть общие социально-педагогические основания формирования личности ребенка в игре [4].

В нашем обществе данная тема стала очень актуальной в связи с разноплановым социальным окружением ребенка, где чаще всего проявляются элементы невоспитанности, доброта стала дефицитом, а речевая культура почти перестала присутствовать во взаимоотношениях людей [3, c. 31].

Современные дошкольники уже не такие, какими были дети такого же возраста примерно 20–30 лет назад. Они стали раскованными, инициативными и в тоже время с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита крупная и мелкая моторика, эмоциональная сфера и все что связано с общением со сверстниками и родителями оставляет желать лучшего. Дети стали несдержанными, эгоистичными, неуправляемыми. Этому способствовало невнимание родителей к своим детям, из-за современного темпа жизни они банально устают на работе, и им проще «впихнуть» в руки ребенка планшет и отправить смотреть мультики. Но дети не только просматривают обильное количество мультфильмов, но и часами играют в этот самый планшет или смартфон и от этого дошкольники с раннего возраста не умеют говорить шепотом, много кричат и даже говорят неестественным голосом. А ведь многие игры и мультфильмы не так уж и безобидны, все это пагубно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, что ведет к появлению психологических и неврологических проблем на раннем этапе жизни ребенка.

К старшему дошкольному возрасту дети не способны находить компромиссы, не умеют договориться друг с другом о совместных действиях, они не слышат друг друга и не уступают практически никогда. Они тяжело воспринимают объективную критику, могут легко обидеться и даже устроить целый скандал. Ежедневно на ребенка буквально «выливается» поток информации, и она захлестывает детские умы. Они «разбираются» в вопросах экономики, спорта и т.д. Между тем, основной вид детской деятельности игра отходит на второй или даже на третий план. Конечно, нельзя сказать, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.

В связи с этим необходимо вспомнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность [6]. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям множество возможностей,например изображать взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся устранять конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. С помощью игр формируется такое качество личности, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. С помощью игр можно развить в ребенке чувство коллективизма, которое характеризует нравственный облик ребёнка, перестраивает существенным образам его интеллектуальное развитие так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Примером служат такие игры как:

– «Рассмеши принцессу Несмеяну», в ней происходит формирование умения у детей находить способы поднять настроение; снижение психофизического напряжения; развитие воображения;

– «На мостике» – игра направлена на развитие коммуникативных способностей, в которой так же происходит развитие у детей моторной ловкости, умение инициировать общение, аргументировать свою точку зрения;

– «Звериное пианино» – эта коммуникативная игра направлена на обучение детей эффективным способам общения, формирует умение считаться с другими;

– «Коврик примирения» – эта игра направлена на снятие конфликтности, развивает у детей социально – коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;

– игра «Зеркало» направлена на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивает интерес друг к другу;

– интерактивные игра «Иди сюда» направлена на сплоченность, сотрудничества, развивает у детей отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывает чувства заинтересованности в достижении общей цели [1].

Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Дети могут выразить все, что они чувствуют, все свои эмоции посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Речь во всём её многообразии является необходимым средством общения, в процессе которого она формируется. Коммуникативные игры создают эмоционально благоприятные условия, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В таких играх даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются [4].

Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. В игровых ситуациях (условиях) дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем во время обучающих занятий, исходя из этого, мы можем сказать, что сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить. Условия во время игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.

Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Во время игр ребенку необходимо взаимодействовать с другими детьми, если он не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то ребятам будет не интересно играть с ним [4].

Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах К. Орфа.

К коммуникативным играм относится почти весь детский фольклор (потешки, песенки, переклички).

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

– игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны» и др.);

– игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Снежинки, летайте» и др.);

– тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки (подвижные игры – «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики» и многие др.);

– ритмо-интонационные игры с именами [1].

Эти игры являются своеобразным тренингами, которые дают возможность ребенку «примерить» на себя различные роли. В таких игрыах дети могут не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство» и др.)

Для более успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие должны соблюдаться некоторые условия, такие как:

– По мере развития ребенка игры нужно усложнять, чтобы они несли в себе уже не однозадачность, а всесторонне влияли на дошкольника.

– Обучение через игры должно идти с использованием разных игровых технологий.

– Педагог должен четко понимать, на что направлена та или иная игра и держать все под контролем, используя тактику педагогической поддержки.

Педагогу при организации игры как ведущей деятельности необходимо учитывать основные черты сюжетно-ролевой игры: собственная деятельность дошкольника; социальность; автономность; самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность; высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.

Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в жизни. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка [5]. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка [6].

Таким образом, социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества, а игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.