Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Социальный опыт ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [2, c.799].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает важность организации образовательной деятельности с детьми в процессе становления и развития различных видов детской деятельности, в том числе и игровой. Современные исследования отечественных психологов и педагогов раскрывают значимость игры как самоценной формы активности ребенка дошкольного возраста, как ведущую деятельность и форму организации детской жизнедеятельности (Л.С. Выготский и др.). Игра рассматривается как способ взаимодействия с миром, как метод и прием воспитания, развития и обучения детей. Многоаспектный подход к определению понятия «игра» позволяет рассмотреть общие социально-педагогические основания формирования личности ребенка в игре [4].
В нашем обществе данная тема стала очень актуальной в связи с разноплановым социальным окружением ребенка, где чаще всего проявляются элементы невоспитанности, доброта стала дефицитом, а речевая культура почти перестала присутствовать во взаимоотношениях людей [3, c. 31].
Современные дошкольники уже не такие, какими были дети такого же возраста примерно 20–30 лет назад. Они стали раскованными, инициативными и в тоже время с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита крупная и мелкая моторика, эмоциональная сфера и все что связано с общением со сверстниками и родителями оставляет желать лучшего. Дети стали несдержанными, эгоистичными, неуправляемыми. Этому способствовало невнимание родителей к своим детям, из-за современного темпа жизни они банально устают на работе, и им проще «впихнуть» в руки ребенка планшет и отправить смотреть мультики. Но дети не только просматривают обильное количество мультфильмов, но и часами играют в этот самый планшет или смартфон и от этого дошкольники с раннего возраста не умеют говорить шепотом, много кричат и даже говорят неестественным голосом. А ведь многие игры и мультфильмы не так уж и безобидны, все это пагубно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, что ведет к появлению психологических и неврологических проблем на раннем этапе жизни ребенка.
К старшему дошкольному возрасту дети не способны находить компромиссы, не умеют договориться друг с другом о совместных действиях, они не слышат друг друга и не уступают практически никогда. Они тяжело воспринимают объективную критику, могут легко обидеться и даже устроить целый скандал. Ежедневно на ребенка буквально «выливается» поток информации, и она захлестывает детские умы. Они «разбираются» в вопросах экономики, спорта и т.д. Между тем, основной вид детской деятельности игра отходит на второй или даже на третий план. Конечно, нельзя сказать, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.
В связи с этим необходимо вспомнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность [6]. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям множество возможностей,например изображать взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся устранять конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. С помощью игр формируется такое качество личности, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. С помощью игр можно развить в ребенке чувство коллективизма, которое характеризует нравственный облик ребёнка, перестраивает существенным образам его интеллектуальное развитие так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.
Примером служат такие игры как:
– «Рассмеши принцессу Несмеяну», в ней происходит формирование умения у детей находить способы поднять настроение; снижение психофизического напряжения; развитие воображения;
– «На мостике» – игра направлена на развитие коммуникативных способностей, в которой так же происходит развитие у детей моторной ловкости, умение инициировать общение, аргументировать свою точку зрения;
– «Звериное пианино» – эта коммуникативная игра направлена на обучение детей эффективным способам общения, формирует умение считаться с другими;
– «Коврик примирения» – эта игра направлена на снятие конфликтности, развивает у детей социально – коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;
– игра «Зеркало» направлена на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивает интерес друг к другу;
– интерактивные игра «Иди сюда» направлена на сплоченность, сотрудничества, развивает у детей отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывает чувства заинтересованности в достижении общей цели [1].
Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.
Дети могут выразить все, что они чувствуют, все свои эмоции посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.
Речь во всём её многообразии является необходимым средством общения, в процессе которого она формируется. Коммуникативные игры создают эмоционально благоприятные условия, которые способствуют возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В таких играх даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются [4].
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. В игровых ситуациях (условиях) дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем во время обучающих занятий, исходя из этого, мы можем сказать, что сознательная цель – сосредоточить внимание, запомнить и припомнить. Условия во время игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Во время игр ребенку необходимо взаимодействовать с другими детьми, если он не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции товарищей по игре, то ребятам будет не интересно играть с ним [4].
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах К. Орфа.
К коммуникативным играм относится почти весь детский фольклор (потешки, песенки, переклички).
Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:
– игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны» и др.);
– игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Снежинки, летайте» и др.);
– тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки (подвижные игры – «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики» и многие др.);
– ритмо-интонационные игры с именами [1].
Эти игры являются своеобразным тренингами, которые дают возможность ребенку «примерить» на себя различные роли. В таких игрыах дети могут не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство» и др.)
Для более успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие должны соблюдаться некоторые условия, такие как:
– По мере развития ребенка игры нужно усложнять, чтобы они несли в себе уже не однозадачность, а всесторонне влияли на дошкольника.
– Обучение через игры должно идти с использованием разных игровых технологий.
– Педагог должен четко понимать, на что направлена та или иная игра и держать все под контролем, используя тактику педагогической поддержки.
Педагогу при организации игры как ведущей деятельности необходимо учитывать основные черты сюжетно-ролевой игры: собственная деятельность дошкольника; социальность; автономность; самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность; высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.
Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию следующих основных принципов: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным. Особенности культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в жизни. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка [5]. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка [6].
Таким образом, социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества, а игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.