Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Соколов С.В. 1 Коротаева Н.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В данной статье авторы подчеркивают, что в современных условиях общество ставит перед образованием задачу предоставить каждому желающему свободный доступ к образованию с учетом его интересов, способностей и потребностей, обеспечив при этом приспособляемость к жизни в условиях высокоскоростных информационных потоков, подготовку к активной самостоятельной деятельности, к возможной смене профессиональной направленности. Дистанционное обучение позволяет обеспечить решение этих задач с должным качеством. Состояние сферы образования в нашей стране и новые тенденции в развитии общества делают необходимым создание единой образовательной информационной среды на основе использования информационных технологий. Современному обществу необходим переход к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования, поскольку только новая система может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей.
дистанционное обучение
образовательная информационная среда
профессиональная направленность
компьютерная грамотность
совершенствование технической базы
1. Смирнова Е.В. О внедрении образовательных инноваций в вузе. В сборнике: Великие реки’ 2011. Труды конгресса 13-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ННГАСУ, 2012. С. 115-116.
2. Латышев О.Ю., Байер Е.А., Ильин В.Н. Глобальная социализация студентов и ученых в рамках академической мобильности // Международный школьный научный вестник. 2017. № 2. С. 189-193.
3. Юдина О.А., Смирнова Е.В.//Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения специальной терминологии на завершающем этапе курса иностранного языка в вузе. В сборнике: Великие реки’ 2010. Труды конгресса 12-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2011. С. 478.
4. Смирнова Е.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества // Проблемы многоуровневого образования: XVI Международный научно-промышленный форум Великие реки `2014Н. Новгород, ННГАСУ, C.211-213.
5. Смирнова Е.В. Развитие профессиональной коммуникативной компетенции будущих гидов-переводчиков в условиях вузовской подготовки. Вестник Тверского государственного технического университета: научный журнал. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки». Тверь: Тверской государственный технический университет, 2015. № 3 C.157 -163.
6. Смирнова Е.В. Принципы отбора содержания обучения иностранному языку специалистов туриндустрии. В сборнике: Великие реки’ 2011 Труды конгресса 13-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2012. С. 116-117.
7. Смирнова Е.В. Специфика работы гида-переводчика. В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ’ 2015 Труды конгресса 17-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2015. С. 329-332.
8. Белова Е.Е. О важности самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. В сборнике: Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания, перевода и межкультурной коммуникации. Материалы международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: М.Г. Голубева, Е.В. Кузнецова . 2014. С. 241-245.
9. Смирнова Е.В. Иностранный язык как средство формирования коммуникативной компетенции у студентов, будущих гидов-переводчиков. В сборнике: Великие реки’ 2014 Труды конгресса 16-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2014. С. 281-283.
10. Филиппова С.Ю., Шапиро Э.Д. Некоторые итоги эксперимента по внедрению смешанного обучения в НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. В сборнике: Язык и языковое образование в современном мире сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 266-268.
11. Смирнова Е.В. Интегрированные курсы в системе дополнительного профессионального образования. В сборнике: Великие реки’ 2017 Труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2017. С. 190.

Состояние сферы образования в нашей стране и новые тенденции в развитии общества делают необходимым создание единой образовательной информационной среды на основе использования информационных технологий. Современному обществу необходим переход к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования, поскольку только новая система может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей, с учетом экономии временных и финансовых затрат. «Новые технологии направлены на практическую реализацию психолого-педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию педагога и обучаемых» [1, с. 115].

В современных условиях общество ставит перед образованием задачу предоставить каждому желающему свободный доступ к образованию с учетом его интересов, способностей и потребностей, обеспечив при этом приспособляемость к жизни в условиях высокоскоростных информационных потоков, подготовку к активной самостоятельной деятельности, к возможной смене профессиональной направленности. Дистанционное обучение позволяет обеспечить решение этих задач с должным качеством. Основные достоинства дистанционного обучения очевидны: возможность одновременного общения большого количества обучающихся, высокая скорость информационного обмена, неограниченное по времени использование информационных ресурсов. При всей недостаточной разработанности механизмов реализации программ дистанционного обучения, во многих вузах оно рассматривается как весомый ресурс развития высшего профессионального образования. Применение новых обучающих технологий предусматривает постепенное расширение спектра учебных видов работ, за счет вовлечения в них студентов, как основных объектов научно-педагогической деятельности [2; 3; 4].

Так же большое значение при изучении иностранных языков является развитие профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. Она рассматривается нами как способность эффективно осуществлять коммуникативное взаимодействие на иностранном языке, грамотно используя систему языковых и речевых норм при выборе коммуникативного поведения, адекватное ситуации общения.

Коммуникативная компетенция необходима для использования иностранного языка в социальной и профессиональной коммуникации:

– социальная это сфера коммуникации, в которой человек выступает в качестве члена общества, вовлеченного в различные виды общения;

– профессиональная это область коммуникации, связанная с профессиональной деятельностью индивида.

Можно условно разделить цели изучения иностранного языка это умение общаться в бытовой, учебно-познавательной, социально-культурной сферы общения. Это предполагает развитие иноязычной коммуникативной компетенции, включая грамматические и лексические компоненты, а также развитие основных видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо) с учетом уровня подготовки студентов.

Ограниченное количество времени, которое отводится на изучение иностранного языка, не способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Дистанционное обучение основано, прежде всего, на принципах самостоятельной работы студентов. При такой форме обучения обучающиеся имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации, но отдалены от преподавателя в пространстве и во времени. Процесс дистанционного обучения состоит из последовательно чередующихся этапов контактного и без контактного времени. Длительность этих периодов варьируется, а иногда контактный период может не присутствовать. Главной задачей развития и продвижения системы дистанционного обучения является предоставление всем желающим равных образовательных возможностей, (независимо от того, в каком районе страны они находятся), а также повышение качества образования средствами активного использования научных и образовательных ресурсов высших учебных заведений. Дистанционное образование призвано дать возможность каждому студенту получить как базовое, так и дополнительное образование без отрыва от своей непосредственной трудовой деятельности.

Дистанционное обучение иностранным языкам предусматривает усвоение студентами больших объемов учебной информации за рамками традиционных аудиторных занятий. В соответствии с новыми Государственными образовательными стандартами предусматривается увеличение объема самостоятельной работы студентов на 40-50 % учебного времени, что делает проблему самостоятельной деятельности студентов крайне актуальной. Так же дистанционное обучение можно рассматривать как путь к непрерывному профессиональному образованию в течение всей жизни. Разнообразные тестовые методики и задания, позволяют студентам осуществлять самоконтроль в процессе использования современных ИКТ. Можно сделать вывод о том, что, одной из главных задач высшего образования является превращение студента в активный субъект обучения. Необходимо отметить, что студент должен быть психологически готов выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию, извлекать из различных источников информацию, вести исследовательский поиск (в зависимости от индивидуальных способностей и жизненных планов).

Одним из главных факторов, побуждающих студентов к образованию и дальнейшему самообразованию является мотивация. Мотивация учебной деятельности представляет собой систему побудителей, которая включает мотивы, цели, интересы, потребности, эмоции. Проблемой изучения мотивации в процессе обучения занимались отечественные ученые В.В. Давыдов, П.М. Якобсон, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя и многие другие. Ученые сходятся во мнении, что это деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач. В зависимости от содержания и условий осуществления любого вида учебной деятельности в ней присутствуют различные виды мотивации (внешняя и внутренняя). Изменение социально-культурной ситуации в стране вновь выдвинуло на передний план актуальность проблемы влияния различных социальных мотивов на деятельность всех слоев общества. Необходимо отметить, что познавательная мотивация служит основной опорой возможности оптимизации процесса обучения. Следовательно, студенты, которые хотят заниматься по программам дистанционного обучения или индивидуальным учебным планам, должны обладать высоким уровнем самоорганизации самоконтроля, саморегуляции и самооценки. Современное дистанционное обучение является одной из наиболее популярных форм реализации индивидуальных образовательных траекторий. Его можно рассматривать как систему, включающую в себя целеполагание, прогнозирование, модулирование и планирование учебной деятельности студента. Примером может служить образовательная платформа Moodle. Она учитывает фактор времени, основана на использовании ИКТ, и позволяет организовать процесс обучения независимо от степени удаленности студента и преподавателя.

Говоря об индивидуальной образовательной траектории, необходимо отметить, что индивидуальный учебный план имеет очень важное значение и выполняет следующие задачи: компенсирует запаздывающую учебную динамику студента; обеспечивает оптимальные условия для студентов с индивидуальными психологическими особенностями; использование адаптационных факторов для студентов, чтобы освоить тот или иной курс; постепенное введение в содержание углубленных курсов; уменьшение непродуктивной нагрузки на студента.

Обобщая вышесказанное, авторы делают вывод о том, что глобальные изменения, происходящие в социально-экономической жизни нашего общества, требуют внедрения новых подходов в образовании. Дистанционное обучение с применением интрнет-технологий может стать для студентов неязыковых специальностей достойной альтернативой традиционному обучению.

Специалистам в области методики преподавания иностранных языков, предстоит разработать оптимальные способы организации новых форм внеаудиторной работы в рамках данного вида обучения. Профессионально-ориентированные дистанционные курсы иностранного языка, конечно, предстоит еще создавать. Материалы, с которыми работают преподаватели на сегодняшний день, далеки от совершенства, как в техническом, так и в содержательном аспекте. Вне зависимости от формы обучения уровень иноязычной подготовки специалиста должен оставаться на высоком уровне [5; 6; 7]. Применение мультимедийных технологий, имеет ряд преимуществ: студенты лучше воспринимают многоуровневую информацию, снимается состояние тревожности, страха сделать ошибку, оценка ставится объективно и беспристрастно, в результате чего повышается мотивация обучения студентов. Современный преподаватель владеет целым арсеналом технических средств обучения. К ним можно отнести веб-сайты, электронные энциклопедии и словари, блоги, видеоконференции, форумы, подкасты и многое другое. Информационные ресурсы интернета содержат аудио и видео материалы различной тематики, однако, доступ в интернет не является гарантией быстрого обучения иностранным языкам. Потребность использование ИКТ растет в связи с тем, что прежние способы передачи, обработки и хранения информации быстро устаревают, а новый подход к организации дистанционного обучения рассматривает учебный процесс как переработку информации. Следует отметить, что использование мультимедийных средств еще не стало массовым, это объясняется достаточно высокой стоимостью оборудования компьютерного класса, уровнем компьютерной грамотности преподавателей, их стремлением освоить новую методику, связанную с использованием компьютера в учебном процессе, а так же качеством программного обеспечения при обучении языку [8; 9; 10].

В заключение необходимо отметить, что эффективное внедрение технологий дистанционного обучения, «создает условия для успешной дифференциации содержания обучения, обеспечения возможностей для построения индивидуальных образовательных траекторий в ответ на быстро изменяющиеся условия современного рынка труда»[11, с. 190]. Авторы выражают уверенность в том, что совершенствование технической базы, умелое сочетание имеющихся методологических подходов, учет психологических аспектов дистанционного обучения позволят в скором времени рассчитывать на позитивные результаты применения современных обучающих технологий.


Библиографическая ссылка

Соколов С.В., Коротаева Н.Л. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17615 (дата обращения: 14.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674