Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГЕДОНИЗМА, ИЛИ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА

Туманова Д.Н. 1 Михайлова Т.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
В статье рассматривается проблема «конца истории», освещаемая с различных позиций Ф. Фукуямой и Ж. Бодрийяром. Выявлена детерминационная связь между прорывом в области техники и становлением потребительского общества, факт становления которого инициирует рост гедонизма в обществе. Показано, что растущие гедонистические потребности есть причина элиминации мечты и духовных потребностей, без которых люди становятся «рабами собственных желаний». В качестве аргумента возможного сценария развития техногенного общества приводится результат эксперимента под названием «Вселенная 25», суть которого состоит в обнаружении обратной зависимости между «райскими условиями» жизни, созданными для грызунов, и их способностью к размножению. Данные указанного эксперимента подкреплены теоретическими исследованиями этолога К. Лоренца. Итогом статьи является инициация размышлений на эту затрагивающую всех тему «конца истории», результат проекции которой на будущее репрезентирует потенциальные конфигурации техногенного общества.
гедонизм
потребительское общество
потребитель
духовные потребности
когнитивные потребности
гедонистические потребности
«конец истории»
компьютеризация
игры
очки виртуальной реальности
двойная смерть.
1. Биография Френсиса Фукуямы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%8F%D0%BC%D0%B0,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81 (дата обращения: 10.12.2016).
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления /Ж. Бодрийяр. – М.: Изд-во Республика, 2006 – 272 с.
3. Высокие технологии – путь к деградации?! – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: i-facts.ru/vyisokie-tehnologii-put-k-degradatsii/ (дата обращения: 5.12.2016).
4. Классификация потребностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: studopedia.ru/5_91285_klassifikatsiya-potrebnostey.html (дата обращения: 09.12.2016).
5. Михайлова Т.Л. Между «Сциллой и Харибдой», или что означает потеря связи между означающим и означаемым / Т.Д. Михайлова // Природа человека и общество. Диалог мировоззрений. Материалы VIII Международного научно-богословского симпозиума. 2005. – С. 174-175.
6. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М.: Изд-во РИМИС, 2009. – 352с.
7. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. – М.: Изд-во АСТ, 2015 – 576 с.
8. Шишкин А.И. Оценка социальных последствий научно-технического прогресса с точки зрения антропологического пессимизма / А.И. Шишкин, Т.Л. Михайлова // Будущее технической науки: сборник материалов XIV Международной молодежной научно-практической конференции. 2015. – С. 594-596.
9. Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cablook.com/mixlook/eksperiment-vselennaya-25-kak-raj-stal-adom/ (дата обращения: 01.12.2016).

В течение многих веков философы задавались вопросом, к чему приведет развитие общества. Одним из таких мыслителей является Френсис Фукуяма, написавший книгу «Конец истории и последний человек». Знакомство с этим произведением, умноженное на осмысление современной ситуации в мире, инициировало появление данной статьи. «Конец истории и последний человек» – основной труд американского философа японского происхождения Фрэнсиса Фукуямы, изданный в 1992 году. Книга, ставшая мировым бестселлером, разошлась многомиллионными тиражами в более 40 стран мира.

Фрэнсис Фукуяма, родившийся 27 октября 1952 года в Чикаго, был единственным ребенком в семье. Его отец – доктор социологии. Мать – дочь видного японского академика Сиро Каваты. При формировании личности маленького Фрэнсиса сыграла большое влияние домашняя академическая атмосфера, и, по словам самого ученого, он относился к «академикам от рождения» [1]. Бакалаврскую степень по направлению изучения искусств в антиковедении защищает в Корнельском университете; затем поступает в Йельский университет в аспирантуру, где, занимаясь у Жака Деррида и Ролана Барта, разочаровывается в своем направлении научной деятельности и переходит в Гарвардский университет, в котором активно занимается политологией. В 1979 году оказывается в RAND Corporation – одном из ведущих исследовательских центров. Докторскую диссертацию успешно защищает в Гарварде в 1981 году на тему, касающуюся угроз советского вмешательства на Ближнем Востоке.

Мировая известность приходит к Фукуяме после публикации эссе «Конец истории?» в 1989 году. Через три года ученый издает книгу «Конец истории и последний человек». Эту книгу можно разделить на несколько частей, но все они связаны основной идеей – логический и закономерный конец человеческой эволюции наступает с всемирной победы либеральной демократии. Основными причинами этой победы политолог называет стремление к свободе и жажда признания. По мнению мыслителя, в наступившем конце истории не должно быть серьезных войн. Также нет необходимости воспитывать в гражданах склонность к самопожертвованию, патриотизму. Уничтожив несправедливость, человек неминуемо превращается в животное, ведь только благодаря борьбе индивидуум имеет возможность развиваться. Борьба и стремление человека к высоким целям формирует из него «большого» человека, личность. После же наступления «конца истории», по Фукуяме, остаются лишь «маленькие» люди. Человек вступает в состояние гармонии с повседневным мелким бытием, окруженным только стенами на работе и дома. Общественная жизнь имеет целью не стремление к социальной справедливости, гармонии окружающего мира, уже достигнутой, а использование повседневных возможностей ради сугубо личных целей [1].

Сегодня данная тема весьма актуальна, но отнюдь не по причине наступления всеобщей победы либеральной демократии. Такой конец истории пока не наступил, а многие индивиды уже превратились в типичных потребителей, отказавшихся от духовных и моральных ценностей [2]. Почему же это произошло? В течение прошлого века осуществился огромный прорыв в области техники. За относительное небольшое время человек перешел от счетной машинки к персональному компьютеру, способному решать множество прикладных задач. В самом начале компьютеризации все силы научного сообщества были направлены на удовлетворение духовных потребностей человека. Можно вспомнить первые полеты в космос, изучение новых свойств материи, быстрое развитие технологий для медицины. Все это было изобретено человеком для того, чтобы лучше познать себя и окружающий мир, удовлетворив одну из основных потребностей человека – когнитивную потребность.

Но что же произошло дальше? С победой капиталистического мира наука перестала существовать за счет средств государства, довольствуясь лишь его «подачками». Вся научная элита, чтобы выжить, начала заниматься тем, что приносило хоть какую-нибудь прибыль. А что приносит прибыль и даже в больших количествах? То, что требует подавляющий процент населения планеты Земля – люди требуют развлечений. Однако, по мнению Фукуямы, человек жаждет только свободы и признания. Но это далеко не так. Классификация потребностей А. Пьерона [4] демонстрирует, что кроме вышеперечисленных потребностей, также немаловажную роль играют гедонические потребности – потребность в развлечениях, наслаждениях и т.д. Издревле люди наслаждались бойнями на аренах, всевозможными играми: спортивными и интеллектуальными, любили слухи и сплетни, былины и сказки. Но если раньше информационные источники несли своего рода смысл и полезные знания, то современная информация в большинстве своем не несет ни смысла, ни знаний вообще. Человек, становясь потребителем информации, «утрачивает способность к «распаковыванию» предназначенных для него смыслов вследствие колоссального мультиплицирования постоянно появляющихся смыслов. «Кто говорит» распадается на множество безликих «кто», скрытых за «что». Создается впечатление, что социально коммуницирует «нечто» обезличенное, «четвертый канал», например. В конечном счете, коммуницирует коммуникация» без всякой обратной связи с обезличенным и редуцируемым носителем [5, с. 175]. Так, происходит потеря связи между означаемым и означающим, что, по мнению Ж. Бодрийяра, и есть «конец социального».

Научная деятельность, не по своей воле направленная на удовлетворение человеческих «утех», принесла скорее больше негатива, чем позитива в наш мир. С приходом поколения геймеров и любителей социальных сетей человечество скорее деградировало, чем эволюционировало [3]. Людям сложно стало взаимодействовать друг с другом. Да и зачем – ведь есть интернет, где всегда можно с кем-то познакомиться, поговорить, выплеснуть свои эмоции и тебе за это вряд ли что-то будет. Не нужно куда-то ехать, посещать музеи, лезть в горы – для всего этого есть очки виртуальной реальности. Можно прямо из дома посетить Лувр или побывать в Гималаях. Реальную жизнь заменяют игры: здесь ты красивый и остроумный, ты можешь быть кем угодно – женщиной, мужчиной, ребенком или котом – все, что пожелаешь. У тебя есть все, чего тебе не хватает в реальной жизни: машина, квартира, красивая девушка или парень – любой каприз будет исполнен, стоит только захотеть.

Действительно, как писал Ф. Фукуяма, большинство людей превращается в животных: они существуют в рамках офиса, довольствуясь повседневностью. Но здесь нет победы всеобщей справедливости. Технологии уничтожили в нас мечту, уничтожили все духовное и надповседневное, превращая нас в рабов собственных желаний [7]. Мечта стать космонавтом заменена мечтой о современном смартфоне или новой машине. Люди, обезумев от гонки быстроменяющихся технологий потребления, стали тратить последние деньги, брать кредиты [2], чтобы заполучить желаемое, без которого они вполне могут хорошо прожить.

Безусловно данные слова относятся не ко всем людям, живущим на планете. Вопрос значимости удовлетворения и потребления скорее вопрос воспитания, нежели влияния тенденций и моды. И не только в обществе, но и в науке остались люди, которым не безразлично собственное духовное развитие. Остались те, знания и действия которых направлено на изучение технологий, познающих окружающий мир, спасающих жизни, улучшающих экологию, но их труд незаметен и этих людей очень мало, ибо их дело не приносит огромных денежных доходов, а человек не может долго существовать, довольствуясь лишь собственными духовными ценностями.

К чему же приведет такого рода «развитие»? Каков на самом деле «конец истории», и наступит ли он? Сложно ответить на данный вопрос, скорее он риторический. Но есть некоторые данные и факты, анализируя которые, возможно приблизиться к ответу.

В 60-70 годах прошлого века известный ученый Джон Кэлхун проводил ряд экспериментов над грызунами, с целью анализа их поведенческих паттернов. Один из таких экспериментов назывался «Вселенная 25» [9]. Коротко о нем: для мышей был поставлен специальный вольер, больших размеров, всегда в достатке была пища и вода, так же было полное отсутствие хищников, грызуны регулярно проверялись ветеринарами на предмет всевозможных болезней. Словом, были созданы «райские» условия для проживания и размножения. Здесь можно предположить, что в таких условиях мыши начнут бесконтрольно размножаться, но этого не произошло – вся колония спустя некоторое время вымерла. Возникает существенный вопрос – что привело к такому результату? Кэлхун разделил общее время эксперимента на несколько этапов.

Первый этан A – освоение. Это небольшой по времени период, когда мыши «поняли», в какую «сказку» они попали и начали ускоренно размножаться.

Следующий этап B – стадия экспоненциального роста популяции. Число мышей удваивалось каждые 55 дней.

Третий этап C – в мышином обществе сформировалась определенная иерархия и собственная социальная жизнь [9]. Появились «отверженные», которые состояли из молодых грызунов, не нашедших своей роли в мышиной иерархии. Они подвергались постоянному насилию и, в конце концов, ломались психологически. Такие самцы перестали защищать своих самок, вследствие этого, самки сами стали проявлять агрессию, дабы защитить себя и свое потомство от нападок. В дальнейшем многие из них убивали свое потомство и отказывались от продолжения рода, убегая в верхние гнезда. В результате упала рождаемость, а смертность среди молодых особей увеличилась.

Следующий и последний этап D – фаза «смерти». На данном этапе появились, так называемые «красивые» мыши. Они занимались только тем, что чистили свою шерстку, ели и спали, избегая конфликтов и не выполняя никаких социальных функций. В итоге, таких мышей и самок-одиночек в клетке осталось большинство, вследствие чего все мыши умерли.

В итоге ученый ввел новое понятие «Двойной смерти». Первая смерть – «духовная» – возникает тогда, когда происходит отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления [8, c. 595]. Следом за ней неминуемо наступает телесная смерть – вопрос лишь времени.

Подобно тому, как известный австрийский зоолог К. Лоренц, один из создателей этологии (науки о поведении животных), в своих работах распространял биологические закономерности поведения животных на человеческое общество [6], так и в нашем случае, исследуя возможные перспективы развития техногенного общества, – можно провести аналогию между поведением современного человеческого общества и сообщества мышей.

В современном обществе также есть «отверженные» – они не могут найти себе социальной роли и любимого дела; «красивые», занимающиеся самолюбованием и склонные к нарциссизму; самки-одиночки – те самые, которых некому защищать, срывающие свою агрессию на своих детях и окружающих людях. И здесь технологии занимают далеко не второстепенную роль, лишая «отверженных» работы (рабочие места замещаются автоматикой), давая «красивым» лишь новые средства получения удовольствия от нарциссизма (всевозможные селфи-палки, социальные сети, услуги и другие развлечения). Покрывало «гедонизма» накрыло человечество.

Действительно, получив почти все блага жизни, мы, возможно, приближаемся к достижению «первой смерти». А не это ли конец истории? Время покажет…


Библиографическая ссылка

Туманова Д.Н., Михайлова Т.Л. ОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГЕДОНИЗМА, ИЛИ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17552 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674