Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период, когда ребенок приобщается к миру культуры, вступает во взаимоотношение с миром людей, с миром предметов, с миром своим собственным.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе его социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества.
Одним из приоритетных линий развития (или образовательных областей) детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования является познавательное развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [3].
Формирование познавательной активности у детей может происходить в разных видах и формах деятельности, в том числе игровой деятельности, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающий его мир, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребенка, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания, ощущения и восприятия [2].
Актуальность темы обоснована наличиему детей интереса к неизведанному и таинственному. Мы допускаем возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о космосе, законах природы, отдельных физических понятий.
Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5-6–летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы, а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала [1].
Основная цель исследования заключалась в определении содержания элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста и средств формирования знаний о планете Земля. Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить сущность и роль элементарных астрономических представлений в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень элементарных астрономических знаний и представлений у детей старшей группы.
3. Разработать и апробировать содержательный аспект формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить наиболее эффективные средства формирования у старших дошкольников знаний и представлений о планете Земля.
Изучив литературу по проблеме исследования, мы определили содержательный компонент элементарных астрономических представлений для детей старшего дошкольного возрастаи с целью формирования у них элементарных представлений о планете Земля мы разработали программу, основной целью которой было формирование представление о Вселенной в целом, о профессиях людей, связанных с космосом. На формирующем этапе экспериментального исследования мы формировали у старших дошкольников общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к планете Земля звезде, его признаках; дать представление о звездах, их названии, о появлении (рождении) звезд, их составе; познакомить с понятием «созвездие», названиями некоторых их них (Большая Медведица, Малая Медведица, Южный крест); познакомить с назначением карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути; формировать представление о планетах Солнечной системы; формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне; познакомить с исследованиями по освоению космоса, профессией космонавта; развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, интерес к самостоятельной практической деятельности, учить делать умозаключения.
Содержание программы по теме «Планета Земля» для детей старшего дошкольного возраста было разработано с учетом принципа исторического подхода и включало в себя:адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека во Вселенной; описание и объяснение повседневно или часто наблюдаемых природных явлений; первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе;первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях;элементарный минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
Организация работы по данной теме проходила через организованное обучение, общение, игры, совместную деятельность, экскурсии, экспериментальную деятельность др.
Для активного сотрудничества взрослых и детей педагог организовала мастерскую «Семейное созвездие», благодаря которой родители смогли разнообразить общение с ребенком, обогатить содержание семейного досуга.
Для решения поставленных в программе задач в группе была создана соответствующая предметно-пространственная среда, которая включала в себя: макет Солнечной системы, макет Земли с собственным спутником-Луной, плакат с изображением планет Солнечной системы, карты звездного неба, глобус. Был собран большой дидактический материал по изучению космоса: дидактические игры, обучающие карточки, подобраны книге о космосе, созданы картотеки: стихи о космосе и космонавтах, загадки, физкультминутки, пальчиковые игры, эксперименты, астрономический словарик.
Таким образом, мы считаем, что формирование элементарных представлений о космосе возможно уже со старшего дошкольного возраста, но при этом необходимо учитывать наличие у детей интереса к этой теме, научность и доступность содержания информации возрасту детей.
Библиографическая ссылка
Иванова Д.С., Мишанина В.И. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЛАНЕТОЙ ЗЕМЛЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17526 (дата обращения: 21.11.2024).