Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ACQUAINTANCE OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH THE PLANET EARTH

Ivanovа D.S. 1 Mishanina V.I. 1
1 Shuya branch of Ivanovo State University
The description of the organization of work on formation of elementary knowledge and ideas of the planet Earth at children of the advanced preschool age according to the developed and approved program is presented in this article on the basis of the analysis of literature. Authors of article consider the possibility of formation of elementary astronomical representations already at a stage of the preschool childhood, explaining it with presence at preschool children of inquisitiveness, interest in knowledge of the world around including to the world of the Universe novel up to the end. The contents of article are of interest and in theoretical, and on the practical level. The program developed and approved by authors, her substantial component, forms and implementers, undoubtedly, attracts interest and can be recommended to tutors of the senior groups of preschool educational institutions.
ideas of the planet Earth; astronomical representations; knowledge; children of the advanced preschool age.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период, когда ребенок приобщается к миру культуры, вступает во взаимоотношение с миром людей, с миром предметов, с миром своим собственным.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе его социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества и сотворчества.

Одним из приоритетных линий развития (или образовательных областей) детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования является познавательное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [3].

Формирование познавательной активности у детей может происходить в разных видах и формах деятельности, в том числе игровой деятельности, экспериментировании, наблюдении за объектами и явлениями живой и неживой природы.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающий его мир, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребенка, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания, ощущения и восприятия [2].

Актуальность темы обоснована наличиему детей интереса к неизведанному и таинственному. Мы допускаем возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о космосе, законах природы, отдельных физических понятий.

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5-6–летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы, а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала [1].

Основная цель исследования заключалась в определении содержания элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста и средств формирования знаний о планете Земля. Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить сущность и роль элементарных астрономических представлений в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить уровень элементарных астрономических знаний и представлений у детей старшей группы.

3. Разработать и апробировать содержательный аспект формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить наиболее эффективные средства формирования у старших дошкольников знаний и представлений о планете Земля.

Изучив литературу по проблеме исследования, мы определили содержательный компонент элементарных астрономических представлений для детей старшего дошкольного возрастаи с целью формирования у них элементарных представлений о планете Земля мы разработали программу, основной целью которой было формирование представление о Вселенной в целом, о профессиях людей, связанных с космосом. На формирующем этапе экспериментального исследования мы формировали у старших дошкольников общее представление о Вселенной, о Солнце как самой близкой к планете Земля звезде, его признаках; дать представление о звездах, их названии, о появлении (рождении) звезд, их составе; познакомить с понятием «созвездие», названиями некоторых их них (Большая Медведица, Малая Медведица, Южный крест); познакомить с назначением карты звездного неба, особенностями расположения звезд на карте, разной степени отдаленности звезд, дать информацию о Млечном пути; формировать представление о планетах Солнечной системы; формировать представление о Луне как спутнике Земли, дать понятие о фазах Луны, о смене дня и ночи, об исследованиях на Луне; познакомить с исследованиями по освоению космоса, профессией космонавта; развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, интерес к самостоятельной практической деятельности, учить делать умозаключения.

Содержание программы по теме «Планета Земля» для детей старшего дошкольного возраста было разработано с учетом принципа исторического подхода и включало в себя:адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека во Вселенной; описание и объяснение повседневно или часто наблюдаемых природных явлений; первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе;первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях;элементарный минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.

Организация работы по данной теме проходила через организованное обучение, общение, игры, совместную деятельность, экскурсии, экспериментальную деятельность др.

Для активного сотрудничества взрослых и детей педагог организовала мастерскую «Семейное созвездие», благодаря которой родители смогли разнообразить общение с ребенком, обогатить содержание семейного досуга.

Для решения поставленных в программе задач в группе была создана соответствующая предметно-пространственная среда, которая включала в себя: макет Солнечной системы, макет Земли с собственным спутником-Луной, плакат с изображением планет Солнечной системы, карты звездного неба, глобус. Был собран большой дидактический материал по изучению космоса: дидактические игры, обучающие карточки, подобраны книге о космосе, созданы картотеки: стихи о космосе и космонавтах, загадки, физкультминутки, пальчиковые игры, эксперименты, астрономический словарик.

Таким образом, мы считаем, что формирование элементарных представлений о космосе возможно уже со старшего дошкольного возраста, но при этом необходимо учитывать наличие у детей интереса к этой теме, научность и доступность содержания информации возрасту детей.