Важной задачей демографической политики РФ является «сокращение уровня смертности [населения] … от внешних причин» [2]. Для её эффективного решения необходима системная реализация комплекса мероприятий, в том числе включающего мероприятия, направленные на «сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП)» [2]. Известно, что «повреждения, полученные в результате ДТП, являются … одной из основных причин смертей и травм в мировом масштабе» [4].
Особое место в части повышения безопасности дорожного движения отводится мероприятиям, направленным на повышение безопасности детей. Согласно статистическим данным, основная часть пострадавших (погибших и раненых) в ДТП детей в возрасте до 16 лет, являются пассажирами транспортных средств (рисунок).
Структура пострадавших в ДТП детей в возрасте до 16 лет (РФ, 2012 г.) [15]
С целью обеспечения безопасных условий перевозок детей и сокращения детского дорожно-транспортного травматизма Министерством транспорта РФ (в соответствии с поручением Кабинета министров РФ от 01.06.2012 г.) были подготовлены правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее – Правила), определяющие «требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении» [12]. Указанные Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 и вступили в силу с 01.01.2014 г. (за исключением отдельных положений). Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев после подписания указанного постановления отметил, что в принятых Правилах «жёстко устанавливаются требования к водителю, который возит детей, техническому состоянию автобусов, на которых предстоит перевозить детей, и их оснащению необходимой навигационной аппаратурой, уточняются также организационные моменты, связанные с сопровождением детей» [3].
Позже отдельные положения рассматриваемого нормативного правового акта неоднократно подверглись редакциям [6 – 10].
Целью настоящей работы являлось изучение основных требований (и их изменений), содержащихся в Правилах, к автобусам, водителям, режиму перевозок в ночное время, возрастным ограничениям перевозки детей, а также к сопровождению детей.
Основная часть. Согласно Правилам дорожного движения «организованная перевозка группы детей (далее – ОПГД) – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопро-
вождающим(и) или назначенным медицинским работником» [11]. Отметим, что согласно части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ, «ребёнком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)» [14].
Требования к автобусам. Для осуществления ОПГД должен использоваться «автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащён в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» [12]. Названные требования должны были вступить в силу с 22.06.2014 г., однако указанный срок позже был изменён (табл. 1). На сегодняшний день одно из требований к автобусу – требование к его году выпуска – так и не вошло в действие (в очередной раз дата вступления рассматриваемого требования в силу перенесена, теперь на 01.01.2018).
Таблица 1
Требования к автобусам и срок их вступления в законную силу [6, 7, 10, 12]
Требование, содержащееся в Правилах |
Дата вступления требования в силу |
|||
[12] |
[6] |
[7] |
[10] |
|
Возраст автобуса (не старше 10 лет) |
22.06.2014 |
01.07.2015 |
01.07.2017 |
01.01.2018 |
Соответствие по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров |
22.06.2014 |
01.07.2015 |
– |
– |
Допуск в установленном порядке к участию в дорожном движении |
22.06.2014 |
01.07.2015 |
– |
– |
Оснащение тахографом |
22.06.2014 |
01.07.2015 |
– |
– |
Оснащение навигационной аппаратурой |
22.06.2014 |
01.07.2015 |
– |
– |
Примечание. Курсивом выделены требования, вступившие в законную силу с 01.07.2015.
Требования к водителям. В первой редакции Правил к водителям, осуществляющим ОПГД, предъявлялись только два требования [12]:
- наличие непрерывного стажа работы в качестве водителя транспортного средства (далее – ТС) категории «D» не менее 1 года;
- отсутствие в течение последнего года административных наказаний «в виде лишения права управления ТС либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения».
Позже Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 652, вступившим в силу с 10.07.2015, к водителям были установлены более высокие требования [7]:
- наличие стажа работы в качестве водителя ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3-х календарных лет;
- отсутствие правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления ТС либо административный арест, в течение последнего года;
- прохождение предрейсового инструктажа по безопасности перевозки детей (в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными Минтрансом России);
- прохождение предрейсового медосмотра в порядке, установленном Минздравом России.
ОПГД в ночное время суток. Правила вводят ограничение на ОПГД в ночное время: с 23 часов до 6 часов допускается ОПГД только «к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение ОПГД (доставка до конечного пункта назначения, определённого графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 км» [12]. Отметим, что позже Постановлением Правительства РФ от 22.06.2016 № 569 [8], вступившим в силу 02.07.2016, было увеличено максимальное расстояние, на которое допускается осуществлять ОПГД в ночное время, – с 50 до 100 км.
Возрастные ограничения перевозки детей. Правилами предусмотрено ограничение по продолжительности перевозки детей возрастом до 7 лет: они могут быть включены в группу для организованной перевозки автобусами только при условии их нахождения в пути следования (согласно графику движения) не более 4-х часов.
Сопровождение группы детей. В каждый автобус, осуществляющий ОПГД, назначаются их сопровождающие до места назначения. Количество сопровождающих определяется «из расчёта их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за ОПГД по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе» [12]. Если используется два и более автобуса, назначается старший ответственный за организованную перевозку детей. При ОПГД в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3-х часов (согласно графику движения) необходимо обеспечить сопровождение такой группы детей медицинским работником. Старший ответственный и медработник должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.
Позже постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 652 [7] было изменено условие, при котором требуется обеспечить сопровождение медработником организованной группы детей в междугороднем сообщении организованной транспортной колонной: с 01.07.2015 г. медицинское сопровождение осуществляется при ОПГД длительностью более 12 часов согласно графику движения. Этим же постановлением введено новое требование, запрещающее допускать в автобус и (или) перевозить в нём не включённых в списки детей и сопровождающих их лиц (кроме назначенного медицинского работника).
О запланированном ОПГД следует в установленном МВД России порядке подать в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД) по месту начала перевозки один из следующих документов [12]:
- уведомление, если ОПГД осуществляется одним или двумя автобусами. С 01.04.2017 г. уведомление в ГИБДД подаётся в соответствии с порядком, изложенным в приложении к приказу МВД России от 30.12.2016 г. № 941;
- заявку на сопровождение автомобилями подразделения ГИБДД транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3-х автобусов. Порядок назначения сопровождения, а также перечень случаев сопровождения и условия сопровождения транспортных средств автомобилями ГИБДД определён постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 20 (ред. от 25.11.2016).
Административная ответственность за нарушение Правил. Федеральным законом от 01.05.2016 № 138-ФЗ статья 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена частями 4 – 6, предусматривающими административную ответственность за нарушение Правил (табл. 2) и направленными на повышение эффективности исполнения требований, предъявляемых к ОПГД.
Таблица 2
Административная ответственность за нарушение Правил (действует с 12.05.2016 г.) [1]
Правонарушение |
Административное наказание |
||
Водитель |
Должностное лицо |
Юридическое лицо |
|
Автобус не соответствует требованиям Правил |
Штраф – 3 000 р. |
Штраф – 25 000 р. |
Штраф – 100 000 р. |
Водитель не соответствует требованиям Правил |
|||
Отсутствует договор фрахтования (если его наличие предусмотрено Правилами) |
|||
Отсутствует программа маршрута |
|||
Отсутствует список детей |
|||
Отсутствует список сопровождающих лиц |
|||
Нарушение требований ОПГД |
Штраф – 5 000 р. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес. |
Штраф – 50 000 р. |
Штраф – 200 000 р. |
Нарушение остальных требований Правил |
– |
Штраф – 25 000 р. |
Штраф – 100 000 р. |
Примечани. За предусмотренные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Заключение
Отсутствие в открытом доступе статистических данных о ДТП с автобусами, осуществляющими ОПГД, не позволяют выполнить оценку эффективности рассматриваемых Правил в части повышения безопасности детей-пассажиров на автомобильных дорогах России. Как уже отмечалось, для снижения дорожно-транспортного травматизма требуется комплексный поход, который сегодня успешно реализуется в РФ в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (далее – ФЦП), одним из направлений которой является обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении (табл. 3).
Таблица 3
Эффективность реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (по состоянию на 31.12.2016) [5, 13, 15]
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г.* |
2016 г. |
|
Число погибших в ДТП, чел. |
расчётное |
– |
27 580 |
27 025 |
26 814 |
26 500 |
фактическое |
27 991 |
27 025 |
26 963 |
23 114 |
20 308 |
|
Число детей в возрасте до 18 лет, |
фактическое |
– |
– |
– |
1 028 |
933 |
Число детей в возрасте до 16 лет, |
расчётное |
– |
935 |
872 |
872 |
830 |
фактическое |
940 |
872 |
878 |
737 |
710 |
|
Число детей-пассажиров в возрасте |
фактическое |
515 |
– |
– |
430 |
441 |
Примечание. * С января 2015 г. приказом Росстата от 21.05.2014 № 402 введена новая форма федерального статистического наблюдения № ДТП «Сведения о дорожно-транспортных происшествиях», в которую включено бόльшее количество показателей по ДТП с участием детей. **Показатель не включён в целевые индикаторы ФЦП.
Представляется, что рассмотренные Правила организованной перевозки группы детей автобусами вносят свой вклад в достижение заявленной цели ФЦП – «сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом» [15].
Библиографическая ссылка
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ АВТОБУСАМИ: ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17416 (дата обращения: 21.11.2024).