Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ORGANIZED TRANSPORTATION OF CHILDREN’S GROUP BY BUSES: THE MAIN REQUIREMENTS

Evstigneeva Yu.V. 1 Evstigneeva N.A. 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)
2549 KB
Each year about 1.25 million people die in road traffic accidents in the world. Moreover highway accidents is the main cause of death of young people aged 15 to 29 years. In Russia the social risk (the number of people killed in an accident, per 100,000 people) is twice as higher then in Europe. Experts of the World Health Organization (WHO) believe that the greatest effectiveness in the reduction of death and traumatism in road traffic accidents can be achieved by improving legislation and ensuring its implementation. The paper considers the main requirements which exist in the Russian Rules for the organized transportation of children’s group by buses – for vehicles, drivers, the night transportation regime and for accompanying of children’s group. Administrative punishments for violation of these requirements are given.
children’s road traffic traumatism
children’s safety
organized transportation of children’s group
administrative responsibility

Важной задачей демографической политики РФ является «сокращение уровня смертности [населения] … от внешних причин» [2]. Для её эффективного решения необходима системная реализация комплекса мероприятий, в том числе включающего мероприятия, направленные на «сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП)» [2]. Известно, что «повреждения, полученные в результате ДТП, являются … одной из основных причин смертей и травм в мировом масштабе» [4].

Особое место в части повышения безопасности дорожного движения отводится мероприятиям, направленным на повышение безопасности детей. Согласно статистическим данным, основная часть пострадавших (погибших и раненых) в ДТП детей в возрасте до 16 лет, являются пассажирами транспортных средств (рисунок).

evstig1.wmf

Структура пострадавших в ДТП детей в возрасте до 16 лет (РФ, 2012 г.) [15]

С целью обеспечения безопасных условий перевозок детей и сокращения детского дорожно-транспортного травматизма Министерством транспорта РФ (в соответствии с поручением Кабинета министров РФ от 01.06.2012 г.) были подготовлены правила организованной перевозки группы детей автобусами (далее – Правила), определяющие «требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении» [12]. Указанные Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 и вступили в силу с 01.01.2014 г. (за исключением отдельных положений). Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев после подписания указанного постановления отметил, что в принятых Правилах «жёстко устанавливаются требования к водителю, который возит детей, техническому состоянию автобусов, на которых предстоит перевозить детей, и их оснащению необходимой навигационной аппаратурой, уточняются также организационные моменты, связанные с сопровождением детей» [3].

Позже отдельные положения рассматриваемого нормативного правового акта неоднократно подверглись редакциям [6 – 10].

Целью настоящей работы являлось изучение основных требований (и их изменений), содержащихся в Правилах, к автобусам, водителям, режиму перевозок в ночное время, возрастным ограничениям перевозки детей, а также к сопровождению детей.

Основная часть. Согласно Правилам дорожного движения «организованная перевозка группы детей (далее – ОПГД) – перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законный(ые) представитель(ли) является(ются) назначенным(и) сопро-
вождающим(и) или назначенным медицинским работником» [11]. Отметим, что согласно части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ, «ребёнком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)» [14].

Требования к автобусам. Для осуществления ОПГД должен использоваться «автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащён в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» [12]. Названные требования должны были вступить в силу с 22.06.2014 г., однако указанный срок позже был изменён (табл. 1). На сегодняшний день одно из требований к автобусу – требование к его году выпуска – так и не вошло в действие (в очередной раз дата вступления рассматриваемого требования в силу перенесена, теперь на 01.01.2018).

Таблица 1

Требования к автобусам и срок их вступления в законную силу [6, 7, 10, 12]

Требование, содержащееся в Правилах

Дата вступления требования в силу

[12]

[6]

[7]

[10]

Возраст автобуса (не старше 10 лет)

22.06.2014

01.07.2015

01.07.2017

01.01.2018

Соответствие по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров

22.06.2014

01.07.2015

Допуск в установленном порядке к участию в дорожном движении

22.06.2014

01.07.2015

Оснащение тахографом

22.06.2014

01.07.2015

Оснащение навигационной аппаратурой

22.06.2014

01.07.2015

Примечание. Курсивом выделены требования, вступившие в законную силу с 01.07.2015.

Требования к водителям. В первой редакции Правил к водителям, осуществляющим ОПГД, предъявлялись только два требования [12]:

- наличие непрерывного стажа работы в качестве водителя транспортного средства (далее – ТС) категории «D» не менее 1 года;

- отсутствие в течение последнего года административных наказаний «в виде лишения права управления ТС либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения».

Позже Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 652, вступившим в силу с 10.07.2015, к водителям были установлены более высокие требования [7]:

- наличие стажа работы в качестве водителя ТС категории «D» не менее 1 года из последних 3-х календарных лет;

- отсутствие правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления ТС либо административный арест, в течение последнего года;

- прохождение предрейсового инструктажа по безопасности перевозки детей (в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждёнными Минтрансом России);

- прохождение предрейсового медосмотра в порядке, установленном Минздравом России.

ОПГД в ночное время суток. Правила вводят ограничение на ОПГД в ночное время: с 23 часов до 6 часов допускается ОПГД только «к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение ОПГД (доставка до конечного пункта назначения, определённого графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 км» [12]. Отметим, что позже Постановлением Правительства РФ от 22.06.2016 № 569 [8], вступившим в силу 02.07.2016, было увеличено максимальное расстояние, на которое допускается осуществлять ОПГД в ночное время, – с 50 до 100 км.

Возрастные ограничения перевозки детей. Правилами предусмотрено ограничение по продолжительности перевозки детей возрастом до 7 лет: они могут быть включены в группу для организованной перевозки автобусами только при условии их нахождения в пути следования (согласно графику движения) не более 4-х часов.

Сопровождение группы детей. В каждый автобус, осуществляющий ОПГД, назначаются их сопровождающие до места назначения. Количество сопровождающих определяется «из расчёта их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за ОПГД по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе» [12]. Если используется два и более автобуса, назначается старший ответственный за организованную перевозку детей. При ОПГД в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3-х часов (согласно графику движения) необходимо обеспечить сопровождение такой группы детей медицинским работником. Старший ответственный и медработник должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

Позже постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 № 652 [7] было изменено условие, при котором требуется обеспечить сопровождение медработником организованной группы детей в междугороднем сообщении организованной транспортной колонной: с 01.07.2015 г. медицинское сопровождение осуществляется при ОПГД длительностью более 12 часов согласно графику движения. Этим же постановлением введено новое требование, запрещающее допускать в автобус и (или) перевозить в нём не включённых в списки детей и сопровождающих их лиц (кроме назначенного медицинского работника).

О запланированном ОПГД следует в установленном МВД России порядке подать в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД) по месту начала перевозки один из следующих документов [12]:

- уведомление, если ОПГД осуществляется одним или двумя автобусами. С 01.04.2017 г. уведомление в ГИБДД подаётся в соответствии с порядком, изложенным в приложении к приказу МВД России от 30.12.2016 г. № 941;

- заявку на сопровождение автомобилями подразделения ГИБДД транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3-х автобусов. Порядок назначения сопровождения, а также перечень случаев сопровождения и условия сопровождения транспортных средств автомобилями ГИБДД определён постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 № 20 (ред. от 25.11.2016).

Административная ответственность за нарушение Правил. Федеральным законом от 01.05.2016 № 138-ФЗ статья 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена частями 4 – 6, предусматривающими административную ответственность за нарушение Правил (табл. 2) и направленными на повышение эффективности исполнения требований, предъявляемых к ОПГД.

Таблица 2

Административная ответственность за нарушение Правил (действует с 12.05.2016 г.) [1]

Правонарушение

Административное наказание

Водитель

Должностное лицо

Юридическое лицо

Автобус не соответствует требованиям Правил

Штраф – 3 000 р.

Штраф – 25 000 р.

Штраф – 100 000 р.

Водитель не соответствует требованиям Правил

Отсутствует договор фрахтования (если его наличие предусмотрено Правилами)

Отсутствует программа маршрута

Отсутствует список детей

Отсутствует список сопровождающих лиц

Нарушение требований ОПГД
в ночное время

Штраф – 5 000 р.

или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес.

Штраф – 50 000 р.

Штраф – 200 000 р.

Нарушение остальных требований Правил

Штраф – 25 000 р.

Штраф – 100 000 р.

Примечани. За предусмотренные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Заключение

Отсутствие в открытом доступе статистических данных о ДТП с автобусами, осуществляющими ОПГД, не позволяют выполнить оценку эффективности рассматриваемых Правил в части повышения безопасности детей-пассажиров на автомобильных дорогах России. Как уже отмечалось, для снижения дорожно-транспортного травматизма требуется комплексный поход, который сегодня успешно реализуется в РФ в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (далее – ФЦП), одним из направлений которой является обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении (табл. 3).

Таблица 3

Эффективность реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» (по состоянию на 31.12.2016) [5, 13, 15]

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.*

2016 г.

Число погибших в ДТП, чел.

расчётное

27 580

27 025

26 814

26 500

фактическое

27 991

27 025

26 963

23 114

20 308

Число детей в возрасте до 18 лет,
погибших в ДТП, чел.**

фактическое

1 028

933

Число детей в возрасте до 16 лет,
погибших в ДТП, чел.

расчётное

935

872

872

830

фактическое

940

872

878

737

710

Число детей-пассажиров в возрасте
до 16 лет, погибших в ДТП, чел.**

фактическое

515

430

441

Примечание. * С января 2015 г. приказом Росстата от 21.05.2014 № 402 введена новая форма федерального статистического наблюдения № ДТП «Сведения о дорожно-транспортных происшествиях», в которую включено бόльшее количество показателей по ДТП с участием детей. **Показатель не включён в целевые индикаторы ФЦП.

Представляется, что рассмотренные Правила организованной перевозки группы детей автобусами вносят свой вклад в достижение заявленной цели ФЦП – «сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом» [15].