Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шепилова Н.А. 1 Сиразетдинова Д.Р. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Проблема экологического развития приобретает особую актуальность в настоящее время, так как она связана с правильным взаимодействием человека, природы и общества. Воздействие человеческого общества на окружающую среду приняла огромные масштабы и стала очень острой. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое значение приобретает вопрос своевременного экологического воспитания подрастающего поколения. Дошкольное детство является уникальным периодом для развития всех потенциальных возможностей личности, в том числе экологической направленности, поэтому целенаправленную работу в этой области необходимо осуществлять с младшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств является использование целевой прогулки, которая способствует накоплению у детей представлений о природе, формированию эмоционально-положительного отношения к объектам природного мира, развитию экологической культуры в целом.
экологическое развитие
целевая прогулка
дошкольники
1. Гайдуль Т.И. Методика проведения прогулки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zirmunysad.schools.by/pages/metodika-provedenija-progulki.
2. Трохина Г.Г. Наблюдение на прогулке // Воспитатель. – 2007. – № 1. – С. 41-43.
3. Тугузова С.Г., Шепилова, Н.А. Изучение ценности «природа» у дошкольников / С.Г. Тугузова, Н.А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 357-359.
4. Шепилова, Н.А., Морозова М.С. Формирование социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 359-360.
5. Шепилова Н.А., Хидиятова Р.С. Педагогические рекомендации по развитию ценности «Природа» у детей младшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии / сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. – 2014. – С. 318-321.

Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из актуальных и значимых, так как только развитое экологическое мировоззрение, наличие экологической культуры человека могут вывести нашу планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое образование важно с позиций личностного развития ребенка, так как правильно организованное и систематически осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые сами должны иметь высокий уровень экологической культуры, оказывает интенсивное воздействие на интеллект, чувства дошкольников, их отношение к природе и способствует формованию социально-экологического идеала [4].

Использование целевой прогулки способствует развитию мышления детей младшего дошкольного возраста, обогащению представлений о природе, воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе, желание созидать, а не разрушать.

В дошкольном образовательном учреждении детей младшего дошкольного возраста знакомят с разнообразием природных объектов, происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретенных сведений у дошкольников формируется понимание сути происходящих природных явлений, развивается любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать природу, бережно относиться ко всему живому, формируется любовь к природе и родному краю, формируется ценность природы [3].

Проблема взаимоотношения общества, человека и природы привлекала внимание исследователей с давних времен.

Так, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, К.Д. Ушинский и др. утвердительно говорили о благотворном влиянии природы на личность ребёнка, рассматривали её как средство нравственного, познавательного развития подрастающего поколения, настаивали на необходимости формирования у детей ответственного отношения к миру природы.

Психологами Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Л.И. Божович, Л.В. Занков и др. обосновано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, образовательный процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы образовательный процесс был успешным, в экологической работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать такую форму ка целевую прогулку.

В ФГОС ДО отмечены аспекты, которые имеют непосредственное отношение к экологическому образованию. Так, одна из задач сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, потому что формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического развития. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений и круга знаний о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать элементы экологического обучения.

В соответствии с ФГОС ДО предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического развития дошкольников. Экологическая направленность определяется как форма активности дошкольников, обуславливающая развитие экологического сознания в будущем.

В ФГОС ДО представлены целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы так: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в МДОУ ЦРР №6 п. Межозерный Челябинской области по изучению экологического развития детей младшего дошкольного возраста, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: 20 % детей имеют низкий уровень экологического развития, 44 % детей имеют средний уровень, 36 % детей имеют высокий уровень экологического развития.

В связи с этим, нами было предложено использование целевых прогулок, направленных на экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Целью работы явилось повышение уровня экологического развития детей младшего дошкольного возраста c помощью использования целевых прогулок. На основе анализа работ Т.C. Назаровой, А.В. Бабич, Е. Cавельевой, Е.А. Володиной, Н.А. Шепиловой и др. мы представили тематический план использования целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная деятельность во время целевой прогулки строится на основе наблюдений за объектами природы. Наблюдения позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, помогают показать природу в естественных условиях, во всем ее разнообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Осмысление связей и отношений формирует понимание мира природы. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы [2].

Кроме этого, необходимо использовать такие методы и формы экологического развития детей как беседа, вопросы, эксперимент, подвижные, имитационные игры и игровые упражнения, сравнение, проблемная ситуация, художественное слово, элементарные и посильные трудовые действия.

Использование целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения детей к природе;

– формирование экологических знаний и представлений;

– развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, стремление оберегать и сохранять ее);

– желание участвовать в посильной трудовой деятельности по уходу за растениями и животными [1, 5].

Тематический план целевых прогулок по экологическому развитию детей покупки
или продажи зависимости младшего дошкольного возраста

Тема

Цель

Материалы

Методы и приемы

«Почему сердит мороз?»

1. Расширять представления о зиме.

2. Воспитывать интерес к поэтическому слову.

3. Вовлекать детей в диалог, поощрять инициативные высказывания.

Лопатки, санки, ледянки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдения за птицами зимой»

1. Углублять знания о жизни птиц в зимний период.

2. Способствовать развитию умения и желания помогать птицам.

Корм для птиц

Наблюдение, беседа, вопросы, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Приметы ранней весны»

1. Продолжать закреплять знания о времени года.

2. Изучать приметы ранней весны.

Лопатки, формочки, ведерки

Наблюдение, беседа, сравнение, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за набуханием почек на деревьях»

1. Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе.

2. Вызвать радостные чувства при общении с природой.

Носилки, грабли,ведерки, совочки, формочки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за состоянием природы весной»

1. Формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травы, цветов, летают бабочки).

2. Вызвать радостные переживания при общения с природой.

Грабли, метелки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Чем питается божья коровка?»

1. Дать представление о том, что жучок – хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

Прозрачный сосуд (для эксперимента), совочки, формочки

Наблюдение, беседа, проблемная ситуация, эксперимент, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за цветущими растениями»

1. Познакомить детей с цветущими растениями.

2. Разобрать строение растений.

3. Побеседовать о пользе цветов.

4. Развивать бережное отношение к растениям.

Лейки, формочки, совочки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Жаркое лето»

1. Знакомить детей с характерными признаками лета.

2. Сравнить лето с другими временами года.

3. Закрепить названия сезонной одежды.

Куклы, одетые по сезону, цветные кружки, формочки, совочки

Наблюдение, беседа, вопросы, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за кошкой»

1. Расширять представление о домашнем животном – кошке.

2. Воспитывать желание заботиться о животных.

Маски – эмблемы, карандаши

Наблюдение, беседа, художественное слово, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Рябинка»

1. Знакомить детей с признаками осени в природе родного края.

2. Активизировать словарь.

3. Воспитывать любовь к природе.

Бусы из ягод рябины, грабли, ведерки, носилки

Наблюдение, беседа, подвижная игра, художественное слово, элементарные трудовые действия

«Воробушки»

1.Расширять представления детей о трудной жизни воробьев в зимний период времени. 

2.Воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам. 

3. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Кормушки, корм для птиц, игрушка птичка

Наблюдение, беседа, вопросы, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Снежок на дорожках»

1. Дать представления о зиме.

2. Пояснить, что снег – это много – много снежинок.

3. Активизировать словарь.

Перышки (для эксперимента), веник, лопатки

Наблюдение, беседа, эксперимент, подвижная игра, художественное слово, элементарные трудовые действия

Итак, применяя целевую прогулку в экологическом развитии, дошкольники получают множество непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, формируется бережное отношение к природному миру.


Библиографическая ссылка

Шепилова Н.А., Сиразетдинова Д.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17407 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674