Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE USE OF FOCUS WALKS IN THE ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Shepilova N.A. 1 Sirazetdinova D.R. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
2454 KB
The problem of environmental development is of particular relevance at present because it is associated with the correct interaction between man, nature and society. The impact of human society on the environment has taken a huge scale and became very sharp. The looming ecological disaster of great importance is the issue of timely environmental upbringing of the younger generation. Preschool childhood is a unique period for the development of all potential abilities of the individual, including environmental focus, so targeted work in this area is needed to implement preschool age. One effective means is the use of targeted walks, which contributes to the accumulation of children ideas about nature, the formation of a positive emotional relation to the objects of the natural world, the development of ecological culture in General.
environmental development
targeted walk
preschoolers

Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из актуальных и значимых, так как только развитое экологическое мировоззрение, наличие экологической культуры человека могут вывести нашу планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое образование важно с позиций личностного развития ребенка, так как правильно организованное и систематически осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые сами должны иметь высокий уровень экологической культуры, оказывает интенсивное воздействие на интеллект, чувства дошкольников, их отношение к природе и способствует формованию социально-экологического идеала [4].

Использование целевой прогулки способствует развитию мышления детей младшего дошкольного возраста, обогащению представлений о природе, воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе, желание созидать, а не разрушать.

В дошкольном образовательном учреждении детей младшего дошкольного возраста знакомят с разнообразием природных объектов, происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретенных сведений у дошкольников формируется понимание сути происходящих природных явлений, развивается любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать природу, бережно относиться ко всему живому, формируется любовь к природе и родному краю, формируется ценность природы [3].

Проблема взаимоотношения общества, человека и природы привлекала внимание исследователей с давних времен.

Так, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, К.Д. Ушинский и др. утвердительно говорили о благотворном влиянии природы на личность ребёнка, рассматривали её как средство нравственного, познавательного развития подрастающего поколения, настаивали на необходимости формирования у детей ответственного отношения к миру природы.

Психологами Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Л.И. Божович, Л.В. Занков и др. обосновано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, образовательный процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы образовательный процесс был успешным, в экологической работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать такую форму ка целевую прогулку.

В ФГОС ДО отмечены аспекты, которые имеют непосредственное отношение к экологическому образованию. Так, одна из задач сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, потому что формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического развития. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений и круга знаний о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать элементы экологического обучения.

В соответствии с ФГОС ДО предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического развития дошкольников. Экологическая направленность определяется как форма активности дошкольников, обуславливающая развитие экологического сознания в будущем.

В ФГОС ДО представлены целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы так: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в МДОУ ЦРР №6 п. Межозерный Челябинской области по изучению экологического развития детей младшего дошкольного возраста, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: 20 % детей имеют низкий уровень экологического развития, 44 % детей имеют средний уровень, 36 % детей имеют высокий уровень экологического развития.

В связи с этим, нами было предложено использование целевых прогулок, направленных на экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Целью работы явилось повышение уровня экологического развития детей младшего дошкольного возраста c помощью использования целевых прогулок. На основе анализа работ Т.C. Назаровой, А.В. Бабич, Е. Cавельевой, Е.А. Володиной, Н.А. Шепиловой и др. мы представили тематический план использования целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная деятельность во время целевой прогулки строится на основе наблюдений за объектами природы. Наблюдения позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, помогают показать природу в естественных условиях, во всем ее разнообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Осмысление связей и отношений формирует понимание мира природы. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы [2].

Кроме этого, необходимо использовать такие методы и формы экологического развития детей как беседа, вопросы, эксперимент, подвижные, имитационные игры и игровые упражнения, сравнение, проблемная ситуация, художественное слово, элементарные и посильные трудовые действия.

Использование целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения детей к природе;

– формирование экологических знаний и представлений;

– развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, стремление оберегать и сохранять ее);

– желание участвовать в посильной трудовой деятельности по уходу за растениями и животными [1, 5].

Тематический план целевых прогулок по экологическому развитию детей покупки
или продажи зависимости младшего дошкольного возраста

Тема

Цель

Материалы

Методы и приемы

«Почему сердит мороз?»

1. Расширять представления о зиме.

2. Воспитывать интерес к поэтическому слову.

3. Вовлекать детей в диалог, поощрять инициативные высказывания.

Лопатки, санки, ледянки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдения за птицами зимой»

1. Углублять знания о жизни птиц в зимний период.

2. Способствовать развитию умения и желания помогать птицам.

Корм для птиц

Наблюдение, беседа, вопросы, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Приметы ранней весны»

1. Продолжать закреплять знания о времени года.

2. Изучать приметы ранней весны.

Лопатки, формочки, ведерки

Наблюдение, беседа, сравнение, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за набуханием почек на деревьях»

1. Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе.

2. Вызвать радостные чувства при общении с природой.

Носилки, грабли,ведерки, совочки, формочки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за состоянием природы весной»

1. Формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травы, цветов, летают бабочки).

2. Вызвать радостные переживания при общения с природой.

Грабли, метелки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Чем питается божья коровка?»

1. Дать представление о том, что жучок – хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

Прозрачный сосуд (для эксперимента), совочки, формочки

Наблюдение, беседа, проблемная ситуация, эксперимент, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за цветущими растениями»

1. Познакомить детей с цветущими растениями.

2. Разобрать строение растений.

3. Побеседовать о пользе цветов.

4. Развивать бережное отношение к растениям.

Лейки, формочки, совочки

Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Жаркое лето»

1. Знакомить детей с характерными признаками лета.

2. Сравнить лето с другими временами года.

3. Закрепить названия сезонной одежды.

Куклы, одетые по сезону, цветные кружки, формочки, совочки

Наблюдение, беседа, вопросы, подвижная игра, элементарные трудовые действия

«Наблюдение за кошкой»

1. Расширять представление о домашнем животном – кошке.

2. Воспитывать желание заботиться о животных.

Маски – эмблемы, карандаши

Наблюдение, беседа, художественное слово, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Рябинка»

1. Знакомить детей с признаками осени в природе родного края.

2. Активизировать словарь.

3. Воспитывать любовь к природе.

Бусы из ягод рябины, грабли, ведерки, носилки

Наблюдение, беседа, подвижная игра, художественное слово, элементарные трудовые действия

«Воробушки»

1.Расширять представления детей о трудной жизни воробьев в зимний период времени. 

2.Воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам. 

3. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Кормушки, корм для птиц, игрушка птичка

Наблюдение, беседа, вопросы, имитационная игра, элементарные трудовые действия

«Снежок на дорожках»

1. Дать представления о зиме.

2. Пояснить, что снег – это много – много снежинок.

3. Активизировать словарь.

Перышки (для эксперимента), веник, лопатки

Наблюдение, беседа, эксперимент, подвижная игра, художественное слово, элементарные трудовые действия

Итак, применяя целевую прогулку в экологическом развитии, дошкольники получают множество непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, формируется бережное отношение к природному миру.