Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из актуальных и значимых, так как только развитое экологическое мировоззрение, наличие экологической культуры человека могут вывести нашу планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое образование важно с позиций личностного развития ребенка, так как правильно организованное и систематически осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые сами должны иметь высокий уровень экологической культуры, оказывает интенсивное воздействие на интеллект, чувства дошкольников, их отношение к природе и способствует формованию социально-экологического идеала [4].
Использование целевой прогулки способствует развитию мышления детей младшего дошкольного возраста, обогащению представлений о природе, воспитанию эмоционально-положительного отношения к природе, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном образовательном учреждении детей младшего дошкольного возраста знакомят с разнообразием природных объектов, происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретенных сведений у дошкольников формируется понимание сути происходящих природных явлений, развивается любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать природу, бережно относиться ко всему живому, формируется любовь к природе и родному краю, формируется ценность природы [3].
Проблема взаимоотношения общества, человека и природы привлекала внимание исследователей с давних времен.
Так, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистерверг, К.Д. Ушинский и др. утвердительно говорили о благотворном влиянии природы на личность ребёнка, рассматривали её как средство нравственного, познавательного развития подрастающего поколения, настаивали на необходимости формирования у детей ответственного отношения к миру природы.
Психологами Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Л.И. Божович, Л.В. Занков и др. обосновано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, образовательный процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении экологического образования. Для того чтобы образовательный процесс был успешным, в экологической работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать такую форму ка целевую прогулку.
В ФГОС ДО отмечены аспекты, которые имеют непосредственное отношение к экологическому образованию. Так, одна из задач сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, потому что формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического развития. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений и круга знаний о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать элементы экологического обучения.
В соответствии с ФГОС ДО предполагается деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса экологического развития дошкольников. Экологическая направленность определяется как форма активности дошкольников, обуславливающая развитие экологического сознания в будущем.
В ФГОС ДО представлены целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы так: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».
Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в МДОУ ЦРР №6 п. Межозерный Челябинской области по изучению экологического развития детей младшего дошкольного возраста, свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: 20 % детей имеют низкий уровень экологического развития, 44 % детей имеют средний уровень, 36 % детей имеют высокий уровень экологического развития.
В связи с этим, нами было предложено использование целевых прогулок, направленных на экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста. Целью работы явилось повышение уровня экологического развития детей младшего дошкольного возраста c помощью использования целевых прогулок. На основе анализа работ Т.C. Назаровой, А.В. Бабич, Е. Cавельевой, Е.А. Володиной, Н.А. Шепиловой и др. мы представили тематический план использования целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность во время целевой прогулки строится на основе наблюдений за объектами природы. Наблюдения позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, помогают показать природу в естественных условиях, во всем ее разнообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Осмысление связей и отношений формирует понимание мира природы. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить красоту природы [2].
Кроме этого, необходимо использовать такие методы и формы экологического развития детей как беседа, вопросы, эксперимент, подвижные, имитационные игры и игровые упражнения, сравнение, проблемная ситуация, художественное слово, элементарные и посильные трудовые действия.
Использование целевых прогулок по экологическому развитию детей младшего дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения детей к природе;
– формирование экологических знаний и представлений;
– развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, стремление оберегать и сохранять ее);
– желание участвовать в посильной трудовой деятельности по уходу за растениями и животными [1, 5].
Тематический план целевых прогулок по экологическому развитию детей покупки
или продажи зависимости младшего дошкольного возраста
Тема |
Цель |
Материалы |
Методы и приемы |
«Почему сердит мороз?» |
1. Расширять представления о зиме. 2. Воспитывать интерес к поэтическому слову. 3. Вовлекать детей в диалог, поощрять инициативные высказывания. |
Лопатки, санки, ледянки |
Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия |
«Наблюдения за птицами зимой» |
1. Углублять знания о жизни птиц в зимний период. 2. Способствовать развитию умения и желания помогать птицам. |
Корм для птиц |
Наблюдение, беседа, вопросы, имитационная игра, элементарные трудовые действия |
«Приметы ранней весны» |
1. Продолжать закреплять знания о времени года. 2. Изучать приметы ранней весны. |
Лопатки, формочки, ведерки |
Наблюдение, беседа, сравнение, подвижная игра, элементарные трудовые действия |
«Наблюдение за набуханием почек на деревьях» |
1. Закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе. 2. Вызвать радостные чувства при общении с природой. |
Носилки, грабли,ведерки, совочки, формочки |
Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия |
«Наблюдение за состоянием природы весной» |
1. Формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травы, цветов, летают бабочки). 2. Вызвать радостные переживания при общения с природой. |
Грабли, метелки |
Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия |
«Чем питается божья коровка?» |
1. Дать представление о том, что жучок – хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю). |
Прозрачный сосуд (для эксперимента), совочки, формочки |
Наблюдение, беседа, проблемная ситуация, эксперимент, имитационная игра, элементарные трудовые действия |
«Наблюдение за цветущими растениями» |
1. Познакомить детей с цветущими растениями. 2. Разобрать строение растений. 3. Побеседовать о пользе цветов. 4. Развивать бережное отношение к растениям. |
Лейки, формочки, совочки |
Наблюдение, беседа, художественное слово, подвижная игра, элементарные трудовые действия |
«Жаркое лето» |
1. Знакомить детей с характерными признаками лета. 2. Сравнить лето с другими временами года. 3. Закрепить названия сезонной одежды. |
Куклы, одетые по сезону, цветные кружки, формочки, совочки |
Наблюдение, беседа, вопросы, подвижная игра, элементарные трудовые действия |
«Наблюдение за кошкой» |
1. Расширять представление о домашнем животном – кошке. 2. Воспитывать желание заботиться о животных. |
Маски – эмблемы, карандаши |
Наблюдение, беседа, художественное слово, имитационная игра, элементарные трудовые действия |
«Рябинка» |
1. Знакомить детей с признаками осени в природе родного края. 2. Активизировать словарь. 3. Воспитывать любовь к природе. |
Бусы из ягод рябины, грабли, ведерки, носилки |
Наблюдение, беседа, подвижная игра, художественное слово, элементарные трудовые действия |
«Воробушки» |
1.Расширять представления детей о трудной жизни воробьев в зимний период времени. 2.Воспитывать доброжелательное отношение к зимующим птицам. 3. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. |
Кормушки, корм для птиц, игрушка птичка |
Наблюдение, беседа, вопросы, имитационная игра, элементарные трудовые действия |
«Снежок на дорожках» |
1. Дать представления о зиме. 2. Пояснить, что снег – это много – много снежинок. 3. Активизировать словарь. |
Перышки (для эксперимента), веник, лопатки |
Наблюдение, беседа, эксперимент, подвижная игра, художественное слово, элементарные трудовые действия |
Итак, применяя целевую прогулку в экологическом развитии, дошкольники получают множество непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность, формируется бережное отношение к природному миру.