Актуальность изучения проблемы этнической толерантности основывается на многонациональности России. Всего в ней проживают представители более 180 национальностей (этнических групп) и за последние 20 лет количество мигрантов в стране увеличилось в 2-3 раза. Во многих образовательных организациях разного уровня (начиная с дошкольного) количество обучающихся из семей мигрантов приближается к 50% от всей группы учеников. Это вызывает психологическую напряженность, агрессию и недопонимания среди сверстников и формирует не безопасную образовательную среду. Все это обусловливает необходимость изучения проблемы этнической толерантности для своевременного предотвращения и профилактики национальных конфликтов не только на уровне общества в целом, но и на уровне образовательных организаций.
Толерантность понятие многогранное и семантически сложное. Поэтому закономерен интерес к этому феномену исследователей из разных областей научного знания: политическая теория (Дж. Ролс, Дж. Грей, Дж. К.Лоренс, К.Нидерман); философия (Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Л.П.Карсавин, В.М.Золотухин, В.А.Петрицкий, А.В.Зимбули, Ю.А.Ищенко, М.П.Мчедлов и др.); психология (Г.Оллпорт, А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, А.М.Кондаков, С.Ю.Головин, А.Маслоу, К.Роджерс, и др.); педагогика (М.Монтессори, К.Н.Венцель, Д.Фрейберг, С.Френе, Дж. Колта, С.Мадди, Р.Штейнер, Л.С.Выгодский, В.А.Сухомлинский, Д.Динкмейер, Г.Д.Мак-Кейем и др.)
В отечественной психологии изучением проблемы толерантности занимались известные ученые А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, В.В. Бойко, С.К. Бондырева, С.Л. Братченко, Г.С. Кожухарь, Д.В. Колесов, Е.Ю. Клепцова, Е.Г. Луковицкая, М.С. Мириманова В.Ф. Петренко, В.С. Собкин и др. Толерантность, понимаемая как терпимость к инакомыслию, инаковерию (С.К. Бондырева), исследовалась в сфере межэтнических отношений, этнического сознания (Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Е.И. Шлягина, В.Ю. Хотинец и др.); этнокультурная толерантность исследовалась в контексте изучения проблем миграции, конфликтов и социальной напряженности (Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, Л.Д. Шайгерова и др.). Теоретическим и практическим проблемам толерантности в межличностных отношениях посвящены исследования зарубежных ученых (Т. Адерно, Дж. Келли, К. Лоренц, Г. Олпорт, М. Уолцер, и др.)
Проанализировав работы перечисленных авторов мы определили, что в контексте нашего исследования интерес представляет определение В.А. Петрицкого. Он говорит о толерантности как о как терпимости субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и, шире, иной культуры; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [1]. Именно это определение представляет интерес в контексте нашего исследования.
Также для нас будет важным определение «толерантной личности», предложенное Г.У. Солдатовой. По мнению автора, толерантная личность – это человек, который хорошо знает себя и признающий других, проявляющий сострадание и сочувствие.
Диагностика психологических особенностей этнической толерантности проводилась в общеобразовательной школе г. Качканара Свердловской области среди обучающихся старших классов.
Выборка нашего исследования состояла из 71 респондента, среди которых 52% девочек и 48% мальчиков. Средний возраст респондентов 16,46 лет. Минимум 15 лет (4% выборки), максимум 17 лет (51% выборки).
Выборка состояла из представителей разных национальностей и культур, таких как: русские – 88,5% респондентов, поляки – 1,5%, евреи – 1,5%, азербайджанцы – 1,5%, таджики – 1,5%, украинцы – 1,5%, башкиры – 1,5% и татары – 2,5%
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
- Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова). Диагностический тест отношений (ДТО) – оригинальная модификация метода семантического дифференциала, разработанная для исследования эмоционально–оценочного компонента социального стереотипа. Методика широко используется психологами в исследованиях межэтнических и межличностных отношений, а также этнической толерантности. В основу методики положена идея о том, что одни и те же качества, приписываемые как себе, так и другим людям (группе), могут интерпретироваться по–разному: положительные качества своей группы (например, «мы – экономны, бережливы») могут восприниматься как отрицательные у другой («они – жадны, скупы»). По этому принципу были составлены пары качеств, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие [2].
- Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), направленный на измерение общего уровня толерантности, а также на оценку трех видов толерантности – этнической, социальной и личностной. Утверждения опросника отражают общее отношение к окружающему миру и другим людям, социальные установки в разных сферах взаимодействия, где могут проявиться толерантность / интолерантность человека. Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет оценить толерантные / интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, психически больных людей, представителей низших социальных слоев). Субшкала «толерантность как черта личности» диагностирует личностные черты, установки и убеждения (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству), которые определяют отношение человека к окружающему миру.
Обратимся к результатам исследования.
В контексте нашего исследования интерес представляют результаты по шкалам «Типичный представитель моей национальности» и «Типичный представитель чужой национальности» Диагностического теста отношений Г.У. Солдатовой.
Среднее значение по шкале «Типичный представитель моей национальности» равно 0,1263. Минимум -0,25, максимум 0,46. Средний показатель по группе близок к амбивалентности, неопределенности отношения к типичному представителю своей национальности, но с тенденцией к позитивному полюсу оценки. Однако, значительный отрицательный минимальный показатель говорит нам о том, что у некоторых обучающихся из группы проявляется негативное отношение к своей национальности, к проявлениям негативных стереотипов. Сравнивая средний показатель по данной шкале со средним показателем по шкале «Идеал» можно увидеть, что группа оценивает представителей своей национальности, как «далеких от идеала» (отличается более чем в 2 раза). Это говорит об этнических предпочтениях группы, которые не могут быть удовлетворены представителями своей национальности из-за проявления негативных стереотипов.
Среднее значение по шкале «Типичный представитель другой национальности» равно 0,825. Минимум -0,24, максимум 0,46. Средний показатель по группе говорит о неопределенности, амбивалентности отношения к представителям другой национальности. Однако, если сравнить средний показатель по данной шкале со средним показателем по группе по шкале «Идеал», то можно увидеть, что группа расценивает представителя другой национальности в разы ниже представления об эталоне. Сравнивая полученный средний показатель со средним показателем по шкале «Типичный представитель моей национальности можно увидеть, что группа диссоциирует данные образы друг от друга, выражая предпочтение группе представителей собственной национальности. С одной стороны, это может говорить о проявившемся патриотизме, с другой стороны о выраженных негативных стереотипах по отношению к другим этносам.
Анализируя полученные данные по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» мы получили следующие результаты.
Согласно средним результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» по группе у респондентов преобладает средний уровень выраженности социальной, этнической толерантности, а также толерантности как черты личности. По шкале этнической толерантности Хср = 28,65. Это может говорить о неопределенности в отношении представителей другой нации, а также и к собственной. Помимо этого, в данной группе, возможно, стоит проблема несформированности этнических взглядов у молодежи. По шкале социальной толерантности Хср = 28,19. Это может говорить о несформированности взглядов на социальные группы, слабой выраженности коммуникативных установок и нейтральному отношению к различным социальным процессам. По шкале «Толерантность как черта личности» Хср = 28,43. Это может говорить о нейтральном отношении, как к миру, так и к обществу в целом.
Таким образом, по результатам исследования были выявлены преимущественно средние уровни выраженности этнической и социальной толерантности по группе. Также выявлены положительно направленные стереотипы по диагностическому тесту отношений, однако все шкалы были низкой интенсивности. Это может свидетельствовать об амбивалентном, неопределенном отношении как к себе, так и к окружающим людям: представителям своей и других национальностей, а также о низком уровне осведомленности о культурах разных стран и об отсутствии позитивных этнических стереотипов.
Результаты нашего исследования могут быть использованы школьным психологом для индивидуальной коррекции респондентов с низкими показателями толерантности и негативно направленными этническими стереотипами. Кроме этого, данные полученные в нашем исследовании могут помочь в составлении программы профилактики интолерантного поведения с тщательной проработкой зон риска.
Библиографическая ссылка
Садовникова Н.О., Веденяпина Е.А. ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ МАЛОГО ГОРОДА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17345 (дата обращения: 21.11.2024).