Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ

Шиншина М.М. 1
1 ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
Одной из главных проблем современного города, оказывающая негативное влияние на мобильность его жителей, являются многочисленные дорожные заторы, одной из причин которых – многочисленные дорожно-транспортные происшествия и инциденты. И, если, дорожно-транспортные происшествия – это прерогатива ГИБДД, то ликвидацией последствий остальных дорожных инцидентов могут успешно заниматься службы аварийных комиссаров. При этом, на оперативность их работы влияют достаточно много факторов, одним из которых, как показано в статье, является удаленность экипажа аварийных комиссаров от места совершения дорожно-транспортного инцидента. Автором предложены принципы рационального размещения экипажей аварийных комиссаров на городском уровне, реализация которых позволит повысить оперативность ликвидации последствий дорожно-транспортных инцидентов, тем самым снижая вероятность возникновения дорожных заторов, вызванных последствиями аварий.
дорожно-транспортный инцидент
аварийный комиссар
дорожный затор
оптимальное размещение
1. Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике: материалы I международной науч.-метод. конф. – Уфа: РИЦ БашГУ. – 2014. – С. 101-104.
2. Воробьев, А.Л. Один из путей решения проблемы заторов методами стандартизации [Текст] / А.Л. Воробьев // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной науч.-практ. конф. – Волгоград: ООО «Маркер». – 2017. – С. 23-24.
3. Воробьев, А.Л. О наделении новыми функциями служб аварийных комиссаров в рамках экологической стандартизации городов / А.Л. Воробьев, Д.И. Явкина, В.А Лукоянов // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 25 -29.
4. Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации: материалы международной науч.-практ. конф. – Оренбург: ООО «ИПК Университет». – 2014. – С. 40-41.
5. Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа [Текст] / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. №7. – С. 112-116.
6. Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина //Наука, Техника, Инновации 2014: сборник статей Международной научно-технической конференции. Под общей редакцией А.Л. Сафонова. – Брянск: ООО «Надежные машины». – 2014. – С. 302-307.
7. Воробьев, А.Л. Статистические методы анализа качества услуг аварийных комиссаров / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. №12. – С. 44-48.
8. Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия [Текст] / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. № 79 (5-2). С. 82-86.
9. Шиншина, М.М. Влияние дорожно-транспортных происшествий на общую дорожную безопасность [Текст] / М. М. Шиншина // Сборник статей Международной научно-практической конференции (1 сентября 2016 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч 1 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016 – С. 78-82.
10. Шиншина, М.М. К вопросу об оптимизации структуры размещения служб аварийных комиссаров [Текст] / М. М. Шиншина // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международной научно – практической конференции – Екатеринбург: ООО «ОМЕГА САЙНС». 2016. – С. 172 - 175.

Развитие автоиндустрии повлекло за собой ряд проблем, последствия которых влияют на автовладельцев не только нашей страны. В большинстве случаев, дороги не соответствуют насыщенному потоку автомобилей, которые на сегодняшний день передвигаются по городским улицам. Многочисленные дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и дорожно-транспортные инциденты (ДТИ) снижают пропускную способность и без того узких улиц, приводя к многочасовым уличным пробкам. К тому же, случившаяся авария оказывает негативное влияние на окружающую среду, участников дорожного движения, а дорожные заторы нарушают работу экстренных и оперативных служб [3].

В сложившейся ситуации, проблема организации и управления безопасностью дорожного движения становится наиболее актуальной, особенно в части оперативного устранения последствий аварийных случаев, которые отрицательно влияют как на общую дорожную безопасность, так и на пропускную способность проезжей части [2]. Ранее автором уже было рассмотрено влияния ДТИ на общую дорожную безопасность [9] и была выявлена необходимость в оперативной ликвидации последствий ДТИ.

Данную проблему могли бы с успехом решить службы аварийных комиссаров (АК), которые на сегодняшний день являются связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами и одним из необходимых элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения [1,4].

АК выполняют очень много функций: собирают и документируют фактическую информацию о случившемся ДТИ, оформляют необходимый пакет документов для подачи его в страховую компанию, помогают заполнить «европротокол», помогают зарегистрировать ДТИ в местных подразделениях ГИБДД и т.д. Все сильные стороны и положительные эффекты от деятельности служб АК наглядно разобраны в работе [5].

Ранее были рассмотрены основные показателя качества деятельности служб АК, которые способствуют оперативному устранению последствий дорожных происшествий [6]. Временная модель ликвидации затора на проезжей части [8] показала, каким немаловажным, а иногда и решающим фактором является время прибытия экипажа АК к месту совершения дорожного инцидента. Это время напрямую зависит от удаленности месторасположения организации, оказывающей услуги по оформлению ДТИ до места совершения аварии.

Как показано в работе [10], расположение служб АК не содержит никакой закономерности – их расположение хаотично, и чаще всего, это те места, которые наиболее удобны для самих организаций в плане доступности цены арендной платы за помещения. При этом экипажи АК дежурят непосредственно в офисах организаций, что никоем образом не приближает их к потенциальным местам совершения ДТИ.

В связи с этим, авторами предлагается разместить экипажи АК по городской территории таким образом, чтобы время прибытия к месту свершения ДТИ было бы минимальным.

Расстановка сил и средств АК должна осуществляться на основе принципа концентрации в местах, характеризующихся наиболее сложной дорожно-транспортной обстановкой и аварийностью, с учетом:

а) численности личного состава;

б) технического оснащения;

в) протяженности и эксплуатационного состояния автомобильных дорог;

г) интенсивности движения транспортных средств (ТС) и пешеходов в различные периоды времени [7].

Такими местами, являющиеся первоочередными зонами дежурства экипажей АК могут быть:

– места концентрации ДТИ, исходя из топографического анализа аварийности с учетом дней недели, времени суток их совершения;

– места пересечения интенсивных транспортных потоков, систематического возникновения заторов;

– места эпизодического увеличения потоков ТС и пешеходов в зависимости от режима работы различных объектов инфраструктуры.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: для сокращения времени прибытия экипажей АК к месту совершения ДТИ и повышения оперативности ликвидации последствий ДТИ необходимо научно-обоснованная структура расположения АК по территории города. Для этого в настоящей работе автором предпринята попытка формулирования принципов рационального размещения экипажей АК, которые с учетом общей приоритетности расстановки сил и средств будут звучать следующим образом:

1) сосредоточенность экипажей АК в местах с наибольшей вероятностью возникновения ДТИ;

2) потребность в количестве экипажей АК в заданном районе должна полностью удовлетворяться числу поступивших заявок на дорожные инциденты;

3) минимально необходимое время прибытия на место происшествия;

4) минимизация риска возникновения неблагоприятных последствий (нарушение экологии, создание препятствий, ухудшение видимости), вызванных ДТИ;

5) учет пропускной способности городских улиц в «часы пик» и в условиях заторов;

6) приоритетность мест организации дежурства экипажей АК в действующих офисах служб АК.

Расчет количества постов и мест непосредственного дежурства экипажей должен осуществляться с учетом фактической штатной численности АК в каждой службе и рабочего.

Расстановка экипажей АК на текущие сутки по постам и времени несения службы (по сменам) должно осуществляется по решению единого координатора всех городских служб АК, которые, по мнению автора, должны объединиться в саморегулируемую организацию.

Схема расположения экипажей АК выстроенная в соответствии с изложенными принципами позволит:

– максимально быстро реагировать на случившиеся ДТИ;

– сократить время прибытия экипажа к месту совершения ДТИ;

– уменьшить риск возникновения дорожных заторов при совершении дорожного инцидента;

– снизить неблагоприятные экологические воздействия на окружающую среду, вызванные последствиями ДТИ.


Библиографическая ссылка

Шиншина М.М. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17327 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674