29 ноября 2012 г. Председатель КНР Си Цзиньпин во время осмотра выставки «Путь к возрождению», проходящей в Национальном музее Китая, впервые озвучил концепцию «китайская мечта». «Я твердо убежден, что к столетней годовщине Компартии задача полного построения среднезажиточного общества обязательно будет выполнена, а к столетней годовщине Нового Китая несомненно будет выполнена задача по созданию богатого и могущественного, демократического и цивилизованного, гармоничного и модернизированного социалистического государства». [4] В китайских и зарубежных средствах массовой информации была раскрыта суть «китайской мечты», ее истоки, отличия от «американской мечты». Прежде всего, речь идет о «великом возрождении китайской нации», то есть о восстановлении величия страны, которое было утрачено на протяжении «столетнего унижения», когда Китай фактически был полуколонией в период после Первой Опиумной войны в 1842 г. до основания КНР в 1949 г. Реализация «китайской мечты» была разделена на два этапа: к 2021 г., когда будет отмечаться столетие со дня образования Коммунистической партии Китая, была поставлена задача увеличить объем ВВП страны в четыре раза и построить среднезажиточное общество; к 2049 г. (к столетнему юбилею основания КНР) создать «богатое, сильное и культурное социалистическое государство на основах демократии, гармонии и модернизации».
Несмотря на то, что концепция «китайской мечты», как и инициатива «Один пояс – один путь» ассоциируется с именем Си Цзиньпина, он не первый руководитель страны, заговоривший о возрождении национального величия. Впервые подобная идея была сформулирована еще в 1987 г. во время XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, когда официальное оформление получила концепция «начального этапа социализма» как предстоящего 100-летнего периода материально-технического, экономического, политического и культурного строительства полного социализма; было сказано, что одновременно это будет «период великого возрождения китайской нации, осуществляемой настойчивыми усилиями всего народа». [1] Можно заметить, что многие положения китайской мечты тесно связаны с концепцией «социализма с китайской спецификой», которая, как известно, была выдвинута Дэн Сяопином, однако есть и новые положения.
Си Цзиньпин в своей речи на 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) 17 марта 2013 г. подчеркнул, что для осуществления «китайской мечты» нужно не только продолжать идти по «пути социализма с китайской спецификой», но и необходимо воспевать «китайский дух». [6]
Когда речь идет о принципах работы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) часто употребляется термин «шанхайский дух», которые включает в себя взаимное доверие, равенство, диалог. «Китайский дух» – это национальный дух, основой которого является патриотизм.
Патриотизм – это одна из главных ценностей любого народа и государства, однако в Китае патриотизм получил особенную форму выражения, на протяжении нескольких тысячелетий являясь основой могущества и единства многонациональной страны. Например, в древности патриотические чувства народа сдерживали внешних агрессоров и не один раз возрождали раздробленное на мелкие княжества государство. В период Новой истории Китаю приходилось бороться с экспансией со стороны западных стран, и источником сил был патриотизм. После образования КНР патриотизм воспринимался как один из главных стержней развития «социализма с китайской спецификой».
В современном Китае значение патриотизма вышло на новый уровень: он является одной из двенадцати «ключевых ценностей социализма» («шэхуйчжуи хэсинь цзячжигуань»). «Ключевые ценности социализма» объединяют в себе двенадцать понятий, которые были утверждены на 18-м съезде КПК: богатство и могущество государства, демократия, цивилизация, гармония, свобода, равенство, верховенство закона, патриотизм, справедливость, преданность делу, честность, дружелюбие. Сегодня одной из задач правительства является утверждение вышеперечисленных ценностей во всех сферах общественной жизни для воспитания высоких моральных ценностей у населения страны, и патриотизм занимает не последнее место в данном списке.
Все председатели КНР говорили о важности патриотических чувств. Цзян Цзэминь высказывался о патриотизме следующим образом: «На протяжении истории Китая патриотизм всегда был знаменем, воодушевляющим народ на борьбу за объединение, всегда был общей духовной опорой народов всех национальностей; он сыграл значительную роль в защите единства нашей Родины, сплочении народов, сопротивлении внешней агрессии и способствовал общественному прогрессу. Воодушевленный патриотизмом, народ Китая неустанно крепил свои силы, был сплочен и обладал неиссякаемой волей к жизни». [2]
Си Цзиньпин в своей показательной речи 17 марта 2013 г. также подчеркивал важность патриотизма и национальной сплоченности в реализации китайской мечты. Он обратился ко всем гражданам Китая вне зависимости от принадлежности к социальному слою и места проживания. В частности, речь шла о жителях специальных административных районов Сянгана (Гонконга), Аомыня (Макао), Тайваня и отдельной категории китайцев – хуцяо (китайцы-иммигранты). Только при условии, что китайский народ будет поддерживать курс КПК и верить в социалистические ценности, есть шанс воплотить мечту о национальном возрождении в реальность.
Может показаться, что социализм и патриотизм непременно должны стать синонимичными понятиями. Однако безоговорочное признание пути социализма с китайской спецификой не является главным показателем патриотизма. Как говорил Дэн Сяопин: «Кто есть патриот? Образцовый патриот – это уважение собственного народа, это искренняя поддержка осуществления возврата суверенных прав родины над Гонконгом, нежелание действовать в ущерб процветанию и стабильности Гонконга. При наличии лишь этих условий (неважно, верят ли они в капитализм, феодализм, рабство) все они являются патриотами. Мы не требуем от них одобрения социалистического строя, лишь требуем любить Родину, любить Гонконг». [5] Необходимо продолжать развивать концепцию «одна страна – две системы», «Гонконгом управляют гонконгцы», чтобы обеспечить автономность специальных административных районов для эффективного сотрудничества с материковым Китаем во всех сферах. Только национальное единство может гарантировать реализацию китайской мечты, следовательно, решению «тайваньского вопроса» также должно уделяться много внимания.
Становится понятно, что ключевым аспектом является «единство нации». Понятие «нация Китая» было введено в употребление Сунь Ятсеном. Подразумевалось, что Китай должен стать государством одной нации. [1] Данная тема раскрыта отечественным специалистом А.А. Москалевым: «Что касается вопросов нации, то нужно сразу заметить, что нация…это не этнонация, а макрообъединение (макрообщность), охватывающее все народы полиэтнического Китая. Особенность Китая заключается в том, что на протяжении всего XX в. в этой стране проявляется нараставший интерес к идее единой нации данного типа». [3]
Китай сегодня представляет многонациональное государство, на территории которого проживают пятьдесят шесть народностей. Властями подчеркивается, что осуществление «китайской мечты» соответствует коренным интересам всех народностей страны. Однако социальная нестабильность по-прежнему сохраняется в Синьцзян-Уйгурском автономном округе (СУАР); сепаратистские движения также широко распространены в Тибетском автономном районе. Следовательно, вопрос национального единства все еще остается актуальным.
Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи в Китае. Информационное агентство «Синьхуа» сообщает, что в скором будущем общее число государственных центров по патриотическому воспитанию увеличилось до 428. [7] Центры будут сформированы вокруг всех ключевых исторических событий, революционных мест с момента основания Компартии Китая в 1921 году до учреждения КНР в 1949 году. В Китае открыты Музей памяти Нанкинской резни, Мемориальный музей Ляошэньской операции и Мемориальный музей войны китайского народа, в которых организуются памятные мероприятия. Для поддержания патриотизма и национального духа огромную роль играют традиционные праздники и политические праздники: День Молодежи, День основания КПК, День образования КНР. Цель патриотического воспитания молодого поколения заключается в том, чтобы молодые специалисты после обучения заграницей возвращались на родину и вкладывали свои силы в реализацию «китайской мечты».
Можно сделать вывод, что для осуществления мечты о великом возрождении нации правительству КНР необходимо обеспечить национальное единство, основой которого является патриотизм, как одна из «ключевых ценностей социализма». Только при поддержке всего китайского населения возможна реализация поставленных задач к 2021 г. и 2049 г.
Библиографическая ссылка
Куликова А.А. РОЛЬ ПАТРИОТИЗМА В РЕАЛИЗАЦИИ «КИТАЙСКОЙ МЕЧТЫ» // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17318 (дата обращения: 03.12.2024).