В современных условиях социального экономического развития проблемы качества, в том числе качества образовательных услуг, приобретают все большую значимость и актуальность. При этом отметим, что проблема качества образования, в том числе оценки качества, - это проблема целей и оценки результата образовательной деятельности [1,2].
Обучающийся и выпускник медицинского вуза должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, повышая свой профессиональный уровень в соответствии с развитием современных технологий и инноваций в медицине [9,10].
В этой связи возникают вопросы определения критериев оценки, своего рода эталона качества (а уже вследствие этого содержания, структуры учебных планов, применяемых методов и технологий обучения). Развивающийся в последние годы компетентностный подход к образованию, к подготовке специалиста, к управлению персоналом организаций, к повышению качества рабочей силы региона и общества в целом, на наш взгляд, способствует решению ряда подобных задач [2]. Неслучайно во многих публикациях, посвященных исследованию проблем Болонского процесса, звучит призыв организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода.
Реализация компетентностного подхода ставит целый ряд общеметодологических, теоретических и методических вопросов: в чем сущность компетенций и компетентностного подхода к образованию, чем отличается он от традиционного (информационного, квалификационного) подхода, какие изменения в организации образовательного процесса (его формы, технологии, организационно-техническое, методическое обеспечение) он понесет за собой и др., наконец, каковы должны быть компетенции самих преподавателей вуза [1].
Современная система высшего образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и непрофессиональных компонентов компетенций, к которым, в частности, относятся следующие:
– формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;
– овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;
– овладение культурой системного подхода в деятельности и принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем [4,6].
Компетентностный подход предусматривает умение выпускника разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
5) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
6) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов [8].
Несмотря на то, что данные положения представлены относительно формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия студентов технических вузов [8], они в полной мере могут быть отнесены и к выпускникам медицинских высших учебных заведений.
Под профессиональной компетентностью, понимается совокупность знаний и умений и навыков, позволяющих специалисту на занимаемой конкретной должности принимать правильные профессиональные и управленческие решения с целью достижения поставленной цели.
Действуя в рамках образовательных программ вуза на основе принципов менеджмента качества, следуя модели развития личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности, мы добьемся оптимальной завершённости основных профессиональных качеств, присущих специалисту, работающих в системе менеджмента качества предприятия [8].
Основными направлениями формирования профессиональных компетенций в системе менеджмента качества в рамках концепции устойчивого развития, по мнению Пономаревой О.С. (2016) [5], являются:
– формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;
– развитие профессиональной культуры;
– формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, другим людям, самому себе;
– формирование профессиональной нравственности;
– подготовка к выполнению различных ролей: гражданина семьянина, труженика, человека;
– формирование ценностей: профессиональных, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;
– дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.
Формирование основных профессиональных качеств, присущих каждому успешному специалисту возможно в рамках проектировочной деятельности по построению в образовательном процессе части профессиональной среды предприятия (система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д. в системе менеджмента качества), центром которой становится студент (модель субъекта деятельности). Данная модель проектируется с учетом выделенных принципов деятельности (система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения), направленных на развитие способностей к активным адекватным внутри личностным изменениям [4,7,8].
Рыночная экономика требует гибкой системы подготовки кадров, предъявляет новые требования к базовой профессиональной подготовке, формированию профессионального мышления и поведения, навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей.
В настоящее время в высших медицинских учебных заведениях преподаются учебные дисциплины «Психология и педагогика» для таких направлений как лечебное дело, педиатрия, стоматология и «Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин» для менеджеров сестринского дела. Педагогический аспект данных учебных дисциплин реализуется с позиции требований к профессиональной подготовке специалиста: «Выпускник… оценивает уровень профессиональной готовности исполнителей в области профессиональной деятельности, проводит методический анализ дидактического материала для преподавания, формулирует цели обучения, организовывает и проводит учебный процесс по постановке и решению профессиональных задач», т. е. основной упор при изучении педагогики делается на осознание студентами-медиками тех ее аспектов, которые требуют педагогических знаний для эффективного осуществления медицинской деятельности [3]. Это способствует лучшей адаптации молодого специалиста как в профессиональной деятельности, так и внутри коллективных отношениях.
Библиографическая ссылка
Харьков Е.И., Филимонова Л.А., Балашова Н.А., Цибульская Н.Ю., Борисенко Н.А., Яскевич Р.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17304 (дата обращения: 03.12.2024).