Игра практически всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью нравственного воспитания, усвоения правил и норм сложнейших человеческих отношений в социуме, психического и физического развития подрастающего поколения. Основная функция игры заключается в том, что игра снимает напряжение эмоционального состояния ребенка, предоставляя ему неподдельные чувства радости и удовлетворения. Через игру ребенок познает окружающий мир, налаживает эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми. Игра является средством развития интеллекта, формирования психических процессов, свободного проявления фантазии и творческой самореализации, приобретения сноровки, ловкости, быстроты реакций и многое другое. Эти воспитательные и развивающие потенциалы игры широко используются педагогами-психологами и педагогами-практиками во внеучебной деятельности в школе для целенаправленного интенсивного воздействия на формирование и развитие личности ребенка. Кроме того, в игровой деятельности формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания и готовности помочь.
Анализ источников научной и методической литературы показал, что в практике внеучебной воспитательной работы в школе педагогами используются физические (подвижные игры для тела), интеллектуально-развивающие (игры для ума), дидактические (обучающие игры, театрализованная деятельность, конкурсы, аукционы), социальные (сюжетно-ролевые и деловые игры), психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения). По мере включения в игру, ребенок овладевает определенными умениями, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности - в учебную, трудовую.
Рассмотрим более подробно психолого-педагогические аспекты этих игр, используемых во внеурочной деятельности в начальной школе.
Коллективные подвижные игры - это игры, в которых участие принимают как небольшие группы участников, так и целые классы. А в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные подвижные игры могут создаваться как отдельно детьми, так и парно с педагогом.
Деятельность в играх благоприятно влияет на кору головного мозга, она образует как временные положительные, так и отрицательные связи, увеличивает подвижность нервных процессов. Это положительно влияет на усвоение тактических действий. Также подвижные игры воспитывают волю, дисциплинированность, выдержку, ловкость, быстроту. Подвижные игры помогают сплотиться детям, найти общий язык друг с другом.
Двигательные действия в подвижных играх разнообразны. Некоторые действия требуют быстроты, ловкости, силы или другие физические качества. Они могут быть ритмическими, выполняться в виде двигательных задач. В игры можно включить небольшие пробежки, метания в цель и на дальность, преодоление препятствий, можно включить действия, требующие применять разнообразные движения, которые были приобретены в процессе специальной физической подготовки.
У интеллектуально-развивающих игр много возможностей, применяемых в воспитательной работе в внеучебный период времени для стимулирования воображения, фантазии детей, а значит и детского творчества. Есть множество интеллектуально-развивающих игр, направленных на развитие способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов. Например, игры «Поиск общего», «Исключи лишнее», «Логические задачи», «Анаграммы», «Поиск аналогов», «Собери фигуру из элементов», «Фантастические кляксы», «Неизвестная планета» и др., которые направлены на создание новых образов, идей, на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать образы предметов на основе схематических изображений, характерных отдельных деталей предметов и т.д. Такие игры развивают ум, хитрость, логику. Дети демонстрируют свои способности, учатся думать и мыслить, а главное в таких играх хорошо формируется воображение.
К интеллектуально-развивающим играм также относятся викторины, аттракционы, конкурсы и т.д. Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть составлены на одну тему и быть различными по содержанию. Они наиболее просты в организации и проведении, позволяют вовлечь наибольшее количество ребят. Во всех случаях вопросы рассчитываются на средний и даже немного ниже среднего уровня эрудиции. Игры викторины нравятся детям, они заинтересованы в решении заданий. Данный вид игры можно проводить как наедине с ребенком, так и в группе. Если проводить в группе, то дети учатся не только играть, но также и взаимодействовать друг с другом, отрабатывают навык общения. Детей приводит в восторг также игры – аттракционы, конкурсы. Данные игры состоят из коротких упражнений и игр, и позволяют участникам проявить свою быстроту, фантазию, креативность, ловкость. Во время проведения игр – аттракционов, конкурсов, участники выполняют упражнения по очереди и нетрудно выявить тех, кто лучше других справляется с заданиями.
Особенностью проведения сюжетно-ролевых игр во внеурочной деятельности в начальной школе являются воображаемые ситуации, в которых разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица или героя, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача сюжетно-ролевых игр - научить школьника ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Игровая деятельность также активно влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у младших школьников активно развивается произвольное внимание и произвольная память, дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Особенно, большое влияние для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, которая имеет правила, проблемную задачу, учит планировать свои действия для решения игровой задачи и требует особой сосредоточенности. По мнению психологов, для своевременного развития у детей свойств внимания и способности управлять ими, необходимо использовать специально организованные игры и упражнения.
Психокоррекционные игры (тренинговые, психотерапевтические упражнения) используются во внеурочной деятельности для коррекции и снижения агрессивного поведения младших школьников, для коррекция страхов, развития коммуникативных навыков детей.
Анализируя практический опыт педагогов-психологов и педагогов-практиков, можно выделить приемы психокоррекционных игр, оказывающих мощное воздействие на развитие личности, способствующих созданию близких отношений между участниками группы, повышающих самооценку и помогающих снять напряженность и опасность социально-значимых последствий.
Анастасия Евгеньевна Беспалова (педагог-психолог, г. Зеленоград) утверждает, что использование сюжетно-ролевой игры позволит уменьшить количество страхов и снизить уровень беспокойности у детей дошкольного и школьного возраста. Педагогом составлены комплекс сюжетно-ролевых игр, нацеленных на преодоление страхов, тревоги и усвоение адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; на развитие способности к пониманию себя и своих возможностей; на преодоление неуверенности в себе и способности к произвольной регуляции эмоций [1].
Ирина Валерьевна Иванова (педагог-психолог, МБДОУ ЦРР «Радуга», с. Амга, Республика Саха (Якутия) считает, что многие игры включают в себя игровые ситуации для работы с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми, которые учат детей дружбе, сплочению детского коллектива, формируют умения сопереживать и поддерживать друг друга [3].
Проанализировав опыт работы педагогов-психологов О. Г. Егоровой, В. И. Сафановой, Т. И. Ткаченок, Н. Р. Черных [2, 5, 6, 7], можно выделить, что игровые технологии позволяют также снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приемами саморегуляции, и дают возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы поведения. Это в свою очередь помогает детям прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности.
Елена Викторовна Клочникова (воспитатель, г. Ленск РС (Я)) составила комплекс игр-забав, подвижных игр и игр эмоционально-развивающего характера для профилактики тревожности. Елена Викторовна подчеркивает, что главной предпосылкой является выполнение действий в подвижной игре, которое связано с яркими эмоциональными волнениями в коллективе сверстников. По мнению педагога, значительная педагогическая результативность игры в большой мере определена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими правил и норм поведения, развитием мышления, моторики и других функций. Елена Викторовна отмечает целесообразность использования подвижных игр для коррекции отклонений в эмоциональной сфере личности ребенка [4].
Наталья Романовна Черных (педагог-психолог, пос. Нижний Куранах, Алданский район, РС (Я)) при работе с детскими страхами использует метод игротерапии, так как считает, что игры влияют не только на психологическое и умственное развитие школьника, но и способствует полноценному формированию личности. В своей работе с детскими страхами она применяет упражнения «Конкурс боюсек», «Принц и принцесса», «Веселый конец», «Вот они, какие наши страхи», «Как прекрасен этот мир!» и др. [7].
Следует также отметить, что педагогами во внеурочной деятельности широко применяются подвижные коллективные игры, накопленные в народной педагогике: лапта, прятки, казаки-разбойники, кошки-мышки жмурки и др., которые снимают отрицательный эмоциональный фон, нервное напряжение, излишнюю тревожность и раздражительность у детей.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что большое значение имеет психологическая атмосфера в процессе проведения игры. Также в играх при распределении ролей можно использовать различные считалочки, жеребьевку. И каждый сюжет игры должен иметь развитие. В завершении игры лучше предложить участникам процесса поделиться своим мнением, впечатлениями, ощущениями, новыми предложениями и идеями.
Библиографическая ссылка
Мымрикова К.М., Николаева И.И. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17234 (дата обращения: 21.11.2024).