Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гулухиди В.И. 1
1 ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова»
Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Изучение мотивов выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью даёт возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией. При этом мотивация учебной деятельности представляет собой некую специфическую разновидность учения, организация которой направлена на освоение субъектом системных знаний и отработку способов применения их в различных ситуациях, самосовершенствование и саморазвитие индивидуума
мотивация
учебный процесс
профессиональное становление
студенчество.
1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000. - 48 с.
2. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181
3. Гогицаева О.У. Исследование ценностных ориентаций личности: ретроспективный аспект//Актуальные проблемы психолого-педагогического образования Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 70-77
4. Гогицаева О.У. Освоение учителем организационно-управленческих навыков//В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 158-162.
5. Гогицаева О.У. Формирование психологической культуры студента//В сборнике: Тенденции развития естественных и гуманитарных наук. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 49-53.
6. Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студентов вузов гуманитарного профиля: Автореф. дис... канд. Пед. Наук /Д.Е. Егоров [13.00.04 - ТМФК]. - Хабаровск. 2000. - 24 с.
7. Кочисов В.К. Формирование психологической компетентности//В сборнике: Ананьевские чтения – 2012. Психология образования в современном мире. Материалы научной конференции. 2012. С. 421-422.

В связи с требованиями обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда приобретает особую актуальность проблема профессиональной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования [2, 4, 5, 7] . Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Общепризнанно, что эффективность профессиональной подготовки студентов во многом определена отношением к выбранной профессии и вытекает из представлений о ее ценности, личной и социальной значимости.

Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности.

Исследования отечественных психологов (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.) указывают, что то как организована подготовка специалистов в учебных заведениях, являющаяся этапом профессионального становления, определяет и адаптацию и уровень достижений молодых специалистов [2].

Студенчество – это особая возрастная категория. Студенческий возраст представляет собой уникальный период жизни человека. Б.Г. Ананьев рассматривал его как сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека [3].

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Целью высшего образования является готовность студента к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности. В данном аспекте задачи эффективности образовательного процесса необходимо рассматривать с позиций оценки учебно-профессиональной мотивации будущих специалистов.

При этом мотивация учебной деятельности представляет собой некую специфическую разновидность учения, организация которой направлена на освоение субъектом системных знаний и отработку способов применения их в различных ситуациях, самосовершенствование и саморазвитие индивидуума [3]. Как показывают результаты проведенных ранее исследований, для студентов, имеющих высокую успеваемость в целом характерна значимость профессионально ориентированных целей учения; студенты со сниженной успеваемостью чаще других не намерены в будущем работать по специальности. Т.е. высокие показатели мотивов самореализации в основном обусловлены хорошей успеваемостью [2].

Мотивация достижения успеха – это система целей, потребностей и мотивов, являющаяся важным мотивационным фактором эффективности учения студентов, побуждающая индивидуума стремиться к достижению успеха в учении и быть активным в его достижении [1, 6]. Формирование устойчивой системы мотивов учения и мотивационной сферы в целом является важнейшим фактором психологической готовности студентов к профессиональной деятельности [3].

Цель нашего исследования – изучение мотивационной тенденции личности студентов факультета физической культуры вуза, как важной составляющей успешности процесса обучения. В своем исследовании мы использовали: опросник Т. Элерса для изучения мотива достижения успеха; шкалу для определения уровневых характеристик самооценки, основанная на принудительном ранжировании списка из 20 качеств, значимых в учебе, общении, самоуважении личности и спортивной деятельности. Методика диагностики личности Т. Элерса на мотивацию к успеху просчитывает шансы индивидуума на успех; в конкретном случае – у студентов факультета физической культуры вуза. По Т. Элерсу, личность, с преобладанием мотивации к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска и избегает высокого риска. У личностей с сильной мотивацией к успеху, надежды на успех, как правило, скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие индивидуумы много работают для достижения успеха [7]. В исследовании приняли участие 21 студента (юноши и девушки), очного обучения факультета физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова». Студенты на момент опроса занимались различными видами спорта: легкой атлетикой, единоборствами, игровыми видами, санным спортом, спортивными танцами. Уровень спортивной подготовленности испытуемых – от безразрядников до мастера спорта.

В проведенном нами исследовании испытуемые дважды ранжировали предложенный список значимых для учебы качеств, составляя портреты своего идеального «Я», а затем реального «Я». Студентам было предложено описание качеств для приведения к единообразному пониманию значения каждого из них.

Анализ полученных результатов позволил установить, что средний показатель мотива достижения успеха по группе составил около 20 баллов, что практически совпадает с верхней границей оптимальных значений показателя. Максимально высокий балл определен среди девушек и составил 24 балла, самый низкий – среди юношей – 15 баллов.

В процессе тестирования установлено, что оптимальный уровень мотива достижения определен у меньшей части испытуемых, большинство студентов продемонстрировали неблагоприятный уровень мотива к деятельности, при этом проявление низкого уровня мотива среди испытуемых не установлено.

Следует отметить, что показатели, полученные в группе испытуемых, имеющих спортивные разряды, отличаются от показателей в группе лиц, не имеющих спортивного разряда, в пользу квалифицированных спортсменов: у первых оптимальный уровень мотива определен почти в 40% случаев, у вторых почти в 22% случаев.

Результаты показывают, что, юноши-спортсмены в 2 раза чаще демонстрируют благоприятный мотив достижения, чем девушки-спортсменки. В остальных случаях выявлен неблагоприятный уровень мотива достижения, как среди квалифицированных спортсменов, так и среди студентов, не имеющих спортивного разряда. Анализ показателей самооценок позволил установить, что оптимальный уровень определен в 37% случаев, завышенный – в 30%, низкий – в 33% случаев. Самый высокий и самый низкий индивидуальные показатели выявлены среди девушек.

Студенты, имеющие спортивные разряды, демонстрируют оптимальный уровень самооценок почти в 55% случаев; завышенный определен только среди девушек – в 40% случаев; низкий – в 27% случаев. Среди спортсменов, не имеющих спортивного разряда, оптимальный уровень выявлен только среди юношей почти в 22% случаев; завышенный – в 50% случаев; низкий – 38% случаев. В рамках проводимого исследования оценивались результаты сдачи экзамена по дисциплине «Психология спорта». Оценки «отлично» и «хорошо» получили почти 53% студентов, в т.ч. квалифицированные спортсмены составили около 60%. Среди студентов, получивших оценку «удовлетворительно», преобладают показатели «весьма высокого» уровня мотива достижения – около 58% и «завышенный» уровень самооценок, продемонстрированный только юношами – 20%, а также «низ-кий», выявленный только среди девушек – около 11% случаев.

Наиболее благоприятные для деятельности самооценки сформированы преимущественно среди студентов, имеющих спортивный разряд, и чаще среди юношей независимо от наличия или отсутствия спортивной квалификации. В остальных случаях самооценки студентов менее благоприятны для учебной (в перспективе – профессиональной) деятельности.

Подводя результаты исследования следует отметить, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, а также в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Изучение мотивов выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью даёт возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией.

Для повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту на факультете физической культуры вуза необходимо обратить внимание на мотивационную составляющую успешной учебной деятельности студентов, достижение оптимального уровня мотива в процессе профессионального становления студента.


Библиографическая ссылка

Гулухиди В.И. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17189 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674