Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.
Во всех странах мира наблюдается рост числа студентов, которые обучаются дистанционно, растет и число вузов, использующих эти технологии в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур и т. д. Современное образование – это интеграция содержания и технологий обучения. Среди средств технологической поддержки дистанционного обучения выделяют три основные группы: кейс-технология, ТV-технология и сетевые технологии. [1]
При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Данный набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения с периодическим обращением к преподавателям-консультантам (тьюторам) в созданные для этих целей Учебные центры. В частности, к данной группе относится традиционная технология заочного обучения. Заочное обучение – по почте – существует более 100 лет. Считается, что при достаточной мотивации студент в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин.
TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций. К сетевым технологиям относятся интернет-технология и технология клиент-сервер в локальных вычислительных сетях. В интернет-технологии интернет используется для обеспечения студентов учебно-методическими материалами, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами.
В последнее время технология Интернет вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами [2]:
1) техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;
2) простота подключения к сети Интернет;
3) низкая стоимость подключения.
Интернет-технология дистанционного обучения имеет очень существенные преимущества перед другими. Она позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателями, другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи «многих со многими» является принципиальным отличием интернет-технологии от других технологий дистанционного обучения, создается эффект «присутствия» и порождается явление под названием «виртуальный университет».
Интернет-технология является сегодня самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения. Её целесообразно рассматривать в сочетании с технологиями CD-ROM. Содержательная часть курсов может поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает удешевление поставки и избавляет от необходимости иметь хороший канал выхода в Интернет. А Интернет целесообразно использовать для интерактивного общения студента и для оперативного получения справочной и дополнительной информации. Вышеизложенный подход составляет основу технологии веб-CD – наиболее перспективной на данный момент для технической поддержки дистанционного обучения [3].
Сегодня имеются технические возможности для того, чтобы студент, находящийся на огромном расстоянии от учебного центра, прослушал и просмотрел лекцию ведущего профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент. При этом возникает опасность некачественного обучения, ведь учебные курсы в Интернете предлагают не только крупные университеты, но и малоизвестные компании. [4]
Необходимые требования к средствам создания учебных курсов и технологической поддержки дистанционного обучения можно сформулировать следующим образом:
- Инструментальное средство должно быть ориентировано на специалистов-предметников, преподавателей.
- Интернет-технология не должна восприниматься как догма при создании дистанционных курсов. К наиболее удачным ее видам можно отнести технологию веб-CD, которая предполагает, что основной информационный объем поставляется на компакт-дисках, а информационная система сама обеспечивает актуальное обновление по каналам Интернета.
- Инструментальное средство должно обеспечивать технологическую поддержку всего жизненного цикла (фазы проектирования, разработки, сопровождения, возможности модернизации), всех компонент дистанционного курса.
- Желательно также представить студенту и преподавателю наглядные средства визуализации, планирования и выбора образовательной траектории. Необходимость веб-CD-технология: компакт-диск и Интернет этого обусловливается требованиями гибкости и вариативности не столько в рамках самого курса, сколько в рамках системы образовательных курсов. [5]
Для максимальной эффективности курсов ДО необходимо использование наиболее высокоуровневых компьютерных и интернет-технологий. При этом следует отметить и эффект обманчивой простоты и прозрачности современных интернет-приложений и средств разработки приложений. Следствием является неверное определение целей и задач при внедрении ДО, неоправданные вложения в разработку учебных материалов для ДО, затягивание сроков производства учебных материалов ДО, когда длительность цикла разработки курса сопоставим со сроком его использования. [6] Использование в качестве инструментов интернета и других систем передачи данных «сблизит» преподавателя и студента, находящих далеко друг от друга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI в. [7] В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций.
Библиографическая ссылка
Гребеник А.А. ЗНАНИЕ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17174 (дата обращения: 08.12.2024).