В середине XX столетия в Северной Америке начинают зарождаться первые процессы интеграции. Сначала с Канадой, а затем и с Мексикой США подписывают соглашения о свободной торговле. В результате было принято решение о заключении Трехстороннего соглашения, которое было подписано 17 декабря 1992 г. и вступило в силу 1 января 1994 г., что послужило началом формирования Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) – самой крупной региональной зоны свободной торговли в мире.
Соединенные Штаты Америки и Мексика являются важными экономическими партнерами друг для друга. Поэтому НАФТА играет важную роль в экономических отношениях между странами, но прежде чем переходить к дальнейшему исследованию этой проблемы, необходимо рассмотреть историю вступления Мексики в НАФТА, а также цели сторон на момент подписания Соглашения.
До конца 1980-х гг. Мексика проводила протекционистскую торговую политику, стремясь быть независимой от какой-либо иностранной державы. Страна наложила значительные ограничения на иностранные инвестиции, национализировала промышленность, нефтяной бизнес и т.д. Всё это привело к экономическим проблемам и кризису. Поэтому правительство Мексики начинает стремиться к либерализации экономики и привлечению прямых иностранных инвестиций, а также проводит приватизацию государственных отраслей. Вместе с этим начинают снижаться таможенные барьеры, как только Мексика присоединяется в 1986 г. к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Так, тарифные барьеры были снижены до 20 % к 1989 г.
Несомненно, правительство Мексики понимало, что не удастся привлечь серьезные иностранные инвестиции без помощи северного соседа. Поэтому мексиканцы начинают выходить на контакт с Соединенными Штатами. И уже в ноябре 1987 г. государства заключили двустороннее соглашение о торговле и инвестициях. До него не было никаких правовых рамок для регулирования экономических отношений между странами. А в октябре 1989 г. последовало второе соглашение, которое расширило первое. В итоге эти два документа значительно улучшили торговые отношения.
На фоне относительных успехов в июне 1990 г. президент Мексики Карлос Салинас де Гортари предложил американскому президенту Джорджу Бушу-старшему начать переговоры о заключении совместного соглашения о свободной торговле, на что тот ответил положительно [8].
Страны, прежде всего, руководствовались экономическими интересами. Мексика нуждалась в экономическом росте, который она хотела обеспечить за счет привлечения прямых иностранных инвестиций, что помогло бы создать рабочие места, повысить заработную плату рабочим и сократить уровень бедности в стране.
Еще одной целью мексиканской стороны, которой она хотела добиться в результате сближения с США, было сокращение экономического разрыва между странами. Дело в том, что в США средняя заработная плата намного выше, чем в Мексике, поэтому мексиканцы стремились на север, что существенно отражалось на экономическом состоянии страны.
Прежде чем перейти к характеристике влияния НАФТА на США и Мексику, стоит отметить, что у данного интеграционного процесса есть как свои плюсы, так и минусы. Но большинство исследователей считает Североамериканское соглашение о свободной торговле успешным, т.к. оно способствовало экономическому росту государств, созданию более хорошо оплачиваемых рабочих мест, повышению конкурентоспособности бизнеса, а также улучшению двусторонних отношений в целом.
Что касается Мексики, то открытие ее экономики способствовало тому, что в страну потекли иностранные инвестиции, в первую очередь американский капитал. А в 2011 г. Джим О’Нил, глава инвестиционного банка Goldman Sachs Asset Management, назвал Мексику одной из стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом и призвал инвесторов вкладывать в нее капитал [5].
Для начала рассмотрим положительные стороны. Вступление Мексики в НАФТА способствовало реформированию многих отраслей государственной промышленности, финансовой индустрии, наземного транспорта и т.д. Благодаря дешевой рабочей силе Мексика смогла привлечь достаточное количество инвесторов, что способствовало существенному экономическому подъему. Объем американских инвестиций увеличился с 4,9 млрд долларов в 1987 г. до 8,5 млрд долларов в 2013 г. Без НАФТА, считают исследователи, объем ПИИ был бы на 40 % меньше, чем он есть сейчас [3].
Кроме того, в Мексику стали проникать американские ТНК, которые увеличили производственные мощности в стране. Зарубежные компании передавали технологии и передовой производственный опыт местным фирмам, в результате чего мексиканская экономика стала быстро расти. В основном эти процессы происходили в определенных зонах и пограничных с США районах, в которых впоследствии стали формироваться предприятия «макиладорас», специализирующиеся на сборке конечной продукции сырья, импортируемого беспошлинно. Вся произведенная продукция экспортировалась за границу, преимущественно в США. Так, например, произошло с автомобильной промышленностью: поступившие запчасти собирались на мексиканских предприятиях и затем отправлялись в США, вытесняя тем самым внутреннее автомобильное производство [1]. Таким образом, происходит установление зависимости мексиканской экономики от американского рынка, поэтому состояние мексиканской экономики чрезвычайно важно для США, о чем будет сказано ниже.
Итак, в целом НАФТА сыграла положительную роль в развитии мексиканской экономики, но есть и существенные минусы.
Как уже было сказано выше, один из главных аргументов в пользу НАФТА заключался в том, что Соглашение должно было не только улучшить экономическую ситуацию в самой Мексике, но и сократить разрыв в уровне оплаты труда между странами-участниками. Однако, как показывает практика, этой цели Мексике добиться не удалось по ряду причин, прежде всего связанных с неэффективными экономическими реформами. При этом Мексика не приняла во внимание необходимость проведения реформ трудового законодательства и фискальной политики. Более того, Мексике не хватает некоего двигателя стимулирования внутреннего спроса. Рост заработной платы должен был уменьшить потоки миграции, но этого также не произошло. За последние 40 лет около 12 млн мигрантов выехали из страны. Лишь в середине 2000-х гг. ситуация начала улучшаться и миграционные потоки в США стали снижаться.
Кроме того, определенную роль сыграл быстрый экономический рост КНР и активный ввоз китайских товаров на территорию США, что сместило Мексику на 3-е место в импорте США. А сильная зависимость Мексики от североамериканского рынка не позволила ей занять свою нишу в международной торговле. Так, согласно Отчету о вовлеченности стран в международную торговлю, который публикуется Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), в 2014 г. Мексика заняла лишь 61-е место из 138 приведенных в Отчете экономик мира [6].
Что же касается отношения самой страны к НАФТА, то тут складываются разные мнения. В большинстве своем правительственные круги и бизнес-элита оценивают интеграцию как положительный процесс для мексиканской экономики и американо-мексиканских отношений, приводя в пример наращивание товарооборота между странами, значительный рост инвестиций и т.д. Представители малого и среднего бизнеса утверждают, что преимущества от такой интеграции получают в основном США и международные ТНК, которые используют мексиканскую дешевую рабочую силу, являются более конкурентоспособными и предлагают свою продукцию покупателю по более привлекательной цене.
Говоря о влиянии НАФТА на экономику США, можно сказать, что интеграционное объединение не реализовало в полной мере тех ожиданий, которые были возложены на Соглашение в момент его подписания. Торговля США с Мексикой росла еще до момента вступления НАФТА в силу, вероятно, она бы продолжила это делать и без Соглашения. Кроме того, незначительно выросла доля взаимного экспорта между странами – с 41,4 до 49,2 % [7].
В целом, несмотря на рост товарооборота, незначительный рост ВВП США, основные преимущества от интеграции получили крупные американские компании и инвесторы. В остальном же в последнее время проявляется всё большее недовольство Соглашением.
Во-первых, в таких отраслях как текстильная, автомобильная и сельскохозяйственная промышленности мог бы быть больший эффект от торговых преимуществ в рамках НАФТА, но вместо этого эти предприятия стали переносить в Мексику из-за дешевой рабочей силы, что отрицательно сказалось на количестве рабочих мест в США. Так, за последние 20 лет в страну ушли миллионы рабочих мест, в то время как количество трудовых мигрантов в США из Мексики не уменьшилось. Из-за этого социальное недовольство по поводу Соглашения только растет.
Во-вторых, в последнее время торговые отношения с Мексикой складываются не в пользу США. За 2015 г. дефицит двусторонней торговли вырос до 58,4 млрд долларов. Стоит также добавить, что такая же ситуация складывается и с другим партнером по НАФТА – Канадой. Бесконечно строить долговую пирамиду не является для США разумным выходом, т.к. может обернуться дефолтом по суверенному долгу. Поэтому Вашингтону необходимо переходить к переговорам по возможной реструктуризации НАФТА.
Об этом заявлял еще в ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп. Кроме того, он неоднократно называл НАФТА катастрофой для американской экономики, а в январе 2017 г., став президентом, объявил о скором начале пересмотра Соглашения, а также отметил, что встречи с главами государств-участников НАФТА уже назначены. В случае если Канада и Мексика откажутся его изменять, то Трамп грозится выходом из Соглашения. Тем самым, по его словами, можно вернуть 25 млн рабочих мест, а также увеличить экономический рост США и сделать торговый баланс положительным [4].
Но находятся и те, кто считает, что выход из НАФТА не только ухудшит отношения между странами, которые сейчас и так довольно напряженные, но и лишит американских граждан еще 5 млн рабочих мест. Такой вывод сделали, в частности, исследователи из Международного научного центра имени Вудро Вильсона [2].
Сегодня очевидно, что НАФТА нуждается в модернизации. Остается открытым вопрос: как это повлияет на американо-мексиканские отношения? Из заявлений Дональда Трампа ясно, что он планирует подписать новые двусторонние соглашения, на что мексиканцы реагируют довольно адекватно и готовы подойти к данной проблеме с пониманием. Самое главное для Мексики – не допустить резкого ухудшения экономических отношений между странами: повышения таможенных тарифов, введения налогообложения и прекращение товарооборота. Понимая, что отношения между странами могут испортиться не только из-за возможного ухода США из НАФТА или ее пересмотра, но и из-за намерений американского президента построить на границе стену, Мексика начинает сокращать импорт американской продукции, а также искать возможных экономических партнеров среди других стран. Но вместе с этим она старается показать, насколько неосторожные шаги со стороны Вашингтона могут навредить экономикам обоих государств, повлечь за собой серьезные последствия для американских корпораций, которые развернули свой бизнес на мексиканском рынке.
Необходимо понимать, что на данный момент никакая другая интеграционная группировка или другой экономический партнер не сможет полноценно заменить США Мексике. Поэтому в вопросе о пересмотре Соглашения Мексика, возможно, во многом будет уступать, чтобы сохранить преимущества НАФТА и экономических отношений с США.
Таким образом, на сегодняшний день НАФТА играет важную роль в американо-мексиканских отношениях. Несмотря на все минусы, интеграционные процессы в целом отразились на странах больше в положительной степени. Их взаимозависимость достигла высокого уровня, поэтому любое ухудшение отношений в НАФТА или ее упразднение может серьезно отразиться на всех участниках. В этой связи странам-участницам необходимо проводить очень осторожное реформирование данного интеграционного объединения.
Библиографическая ссылка
Гришина А.Е. РОЛЬ НАФТА В АМЕРИКАНО-МЕКСИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17153 (дата обращения: 30.12.2024).