Нынешняя ситуация в мире указывает на глобальные изменения в сфере ведения предпринимательской деятельности. Перемены наблюдаются не только в новых методах работы, но и в психологии самих бизнесменов. Так или иначе, для того чтобы фирма была на плаву, руководству приходится сталкиваться с поиском эффективных инструментов управления.
В современных условиях принято считать, что если компания планирует устойчиво развиваться, то в своей деятельности она должна руководствоваться принципами социальной ответственности бизнеса (СОБ).
СОБ имеет ряд определений, дающих понять, что она не связана с пиаром, государственными социальными программами, благотворительностью. Это, в первую очередь, ответственность компании за то влияние, которое она оказывает на организации и людей, с которыми она взаимодействует в процессе осуществления своей деятельности.
Социальная ответственность бизнеса представляет собой динамично меняющуюся совокупность обязательств, соответствующую специфике деятельности конкретной компании, которая подразумевает нацеленность на достижение внутренних и внешних целей путем принятия управленческого решения, согласованного с мнением ключевых игроков (акционеров, персонала, потребителей). В других часто встречаемых определениях ключевым звеном являются отношения, в которых бизнес «должен» и «обязан». Необходимо рассматривать социальную ответственность бизнеса с точки зрения стратегического управления компанией, и поэтому определяем социальную ответственность бизнеса следующим образом: социальная ответственность бизнеса - это стратегический инструмент управления развитием бизнеса путем активного взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, обществом и государством в целом. Данное определение не заостряет внимание на сферах проявления ответственности. При этом подчеркивается возможность через данный феномен благоприятно повлиять на развитие компании в долгосрочной перспективе: усилить конкурентные позиции, укрепить взаимоотношения внутри компании благодаря следованию высоким моральным принципам и за счет этого повысить эффективность работы, укрепить репутацию, улучшить отношения с местным сообществом. [5, стр. 83]
Результаты внедрения СОБ обеспечивают развитие и стабилизацию организации на рынке, что включает:
· рост объемов производства;
· улучшение показателей качества продукции и сопутствующего сервисного обслуживания;
· повышение имиджа компании;
· становлению корпоративной идентичности;
· рождение и узнаваемость корпорации как бренда;
· укрепление партнерских связей;
· государственные льготы. [2]
Многие ошибочно полагают, что в своей деятельности предприниматели руководствуются одним лишь получением прибыли. Это не совсем так. Люди объединяются в группы для того, чтобы совершать действия, которые они не могут осилить в одиночку. Самыми частыми психологическими причинами для этого могут быть желание достичь поставленной цели, общение, самоуважение, реализация собственного потенциала, обеспечение безопасности себе и членам своей семьи, получение материальных благ.
Вот фактические данные, свидетельствующие о прямой связи социальной ответственности и эффективности бизнеса:
· Согласно статистике общенациональной ежедневной газете США «USA Today» 83% граждан страны доверяют компаниям, доказавшим свою социальную ответственность;
· 80% молодых специалистов подыскивают себе работу только в компаниях, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды;
· 75% работников верят, что работодатели, обеспечивающие на предприятии условия высокой социальной ответственности, заинтересованы в их развитии;
· согласно исследованиям Института Бизнес Этики экономические показатели компаний, которые следуют принципам СОБ, в среднем, имеют доходы на 18% выше, нежели у их оппонентов.[3,c.34]
СОБ носит многоуровневый характер. Предполагается, что базовым уровнем социальной ответственности предпринимателей является своевременная оплата налогов, предоставление рабочих мест и выплата заработных плат. Это те минимальные условия, без которых ни одно предприятие не сможет успешно функционировать. На втором месте по степени важности выступает создание адекватных рабочих условий для персонала. Сюда входит повышение квалификации кадров, а также развитие корпоративной культуры. Самая последняя ступень развития СОБ выступает в форме благотворительности.
В анном контексте благотворительность не всегда выражается в деньгах. Существует богатая мировая практика, когда благодетели дарят свой более ценный ресурс, который не подлежит восстановлению, - время. Очень часто это приобретает форму волонтерства, которое может быть в виде:
· заботы о сиротах;
· помощи бездомным животным;
· уборки парков;
· посещения домов престарелых и хосписов. [4]
Рисунок 1 - Социальная ответственность фирмы
Мероприятия позитивно сказываются на создании благоприятного климата в коллективе, повышают ощущение социальной значимости у сотрудников, способствуют формированию корпоративной ответственности (рис.1). Любая совместная деятельность повышает уровень коммуникаций, а также стимулирует творческое мышление у сотрудников. Потребительский подход в данном контексте неуместен. В сфере социальной ответственности не должно быть место для корысти. Дело в том, что и государства, и предприятие преследуют общие цели – благосостояние населения, которое зависит от деятельности двух выше указанных игроков. Обязательным залогом успешного внедрения СОБ является налаживание партнерских отношений между правительственным аппаратом и представителями предпринимательского класса.
Внутренняя корпоративная социальная ответственность (КС) проявляется в отношениях собственников и руководства с работниками организации:
· базовый уровень ответственности (определяется законодательством: правовая или юридическая ответственность),
· дополнительный (добровольный) отклик организации на социальные проблемы, возникающие у ее работников.
Виды внутренней КСО, оказывающей прямое воздействие на трудовой потенциал предприятия:
· обеспечение для работников возможности повышения квалификации, постоянного обучения;
· уважение семейных обязанностей работников, включая гибкую систему занятости и отпусков;
· обоснованные меры, дающие возможность трудовой самореализации представителям уязвимых групп, таких как коренные представители местных сообществ, мигранты, инвалиды и др.;
· участие в решении вопросов, связанных с молодежной или женской безработицей;
· информационно-разъяснительная работа, связанная с возможностью получения выплат и льгот на основе социальных программ;
· обучение и информирование работников в области социальной ответственности. [1]
Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке, растет производительность труда в компании, улучшается имидж и репутация компании, происходит дополнительная реклама товара или услуги, освещение деятельности компании в СМИ, достигается стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе, создается дополнительная возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний.
Библиографическая ссылка
Мамяшева К.В. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17140 (дата обращения: 03.12.2024).