Исследование посвящено анализу состояния и деятельности молодежного парламентаризма на современном этапе, его проблем и путей их решения. Автор полагает, что одним из приоритетных направлений молодежной политики является привлечение молодежи к принятию управленческих решений. Молодежь в настоящее время практически не представлена в законодательной и исполнительной ветвях власти. Анализ представительства молодежи в органах власти показывает, что доля молодых людей в органах законодательной власти значительно меньше по сравнению с органами исполнительной власти.
Активное участие молодежи в процессе принятия решений и деятельности на местном уровне имеет важнейшее значение, если мы действительно намерены построить более демократическое, солидарное и процветающее общество. Участие в демократической жизни любого сообщества не сводится к голосованию или выдвижению своей кандидатуры на выборах, хотя и это весьма важно. Участие в жизни общества и активная гражданская позиция предполагают наличие прав, средств пространства и возможностей, а где необходимо и поддержки, для участия в любых формах деятельности с целью построения лучшего общества [1].
Местные муниципальные власти, находясь ближе к молодежи, призваны сыграть важную роль в деле их вовлечения в жизнь общества. При этом создать условия и обеспечить реальную возможность для молодых людей не только ознакомить с принципами демократического гражданского общества, но и предоставить применить эти знания на практике.
Молодежный парламентаризм доказал свое право на жизнь, позволил молодежи принять непосредственное участие в обсуждении законопроектов, затрагивающих права и интересы четвертой части населения страны, заявить о своих проблемах, вести диалог с властью, быть услышанной и понятой, сформировать активную гражданскую позицию [2].
Цели и задачи исследования направлены на обеспечение реального участия молодых граждан города Волгодонска в реализации государственной молодежной политики: представления и защиты интересов молодежи, формирование правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.
Объектом исследования является молодежный парламентаризм как социальная система самоорганизации молодежи. Предметом – выступают анализ статуса и деятельности молодых парламентариев в субъектах Российской Федерации на примере Ростовской области и города Волгодонска.
Осуществляя сравнительный анализ истории развития молодежного парламентаризма, необходимо отметить, что Европейский молодежный парламент как образовательный проект был создан в 1987 году Молодежным фондом Фонтебло, расположенном в Оксфорде (Великобритания), где ежегодно проводятся международные сессии с участием студентов, представляющих 30 стран.
На рубеже XX-XXI столетий молодежный парламентаризм стал более активно развиваться на европейском уровне, в связи с разработкой Европейской Хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований. Этот документ был разработан с целью получения инструмента активизации молодёжи и её участия в жизни гражданского общества и одобрен Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1992 г. В 2003 г. году хартия была пересмотрена и значительно дополнена, получив большую поддержку во всей Европе как инструмент для увеличения участия молодежи в жизни гражданского общества.
В современных условиях деятельность Европейского молодежного парламента на международном уровне осуществляется при поддержке национальных комитетов из разных стран. Именно в таком формате в Москве в 2004 году был создан национальный комитет на базе РУДН, где ежегодно проводятся конференции по избранию делегатов, представляющих нашу российскую молодежь на международных сессиях.
Учитывая, что 27 апреля 2006 года Российский парламентаризм отметил вековой юбилей, молодежный парламентаризм в России развивается не более 20 лет с учетом формирования нового гражданского общества. В силу сложившихся исторических обстоятельств, история развития молодежных парламентских структур в России не такая продолжительная как в зарубежных странах. Однако можно с полной уверенностью сказать, что молодежный парламентаризм на современном этапе развития социально-политической системы стал неотъемлемой частью молодежной политики РФ.
С конца 80-х годов XX века в России начинают происходить структурные преобразования, направленные на формирование демократических ценностей в стране. Естественно, что происходящие деформации затрагивают все сферы деятельности населения, в том числе и молодежную политику страны. Возникает потребность формирования нового образа мышления у молодежи.
Формирование либерально-демократических ценностей, активное вовлечение молодежи в происходящие социально-экономические процессы, требовали нового формата взаимодействия между государством и молодым поколением. Таким новым механизмом взаимодействия стал институт молодежного парламентаризма.
Свое активное развитие молодежный парламентаризм получил в середине 90-х годов XX века. Однако условия ее появления и развития были заложены уже в 1991 году, когда были приняты законы об общественных объединениях. Функционирование общественных объединений, в том числе и молодежных, приобретает не разрешительный, а регистрационный характер. Так молодежные движения становятся полноправными акторами социально- экономической жизни страны.
В 1993 году Конституция Российской Федерации закрепляет право на объединение, тем самым законодательно обеспечивается важное условие осуществления политической свободы личности и стимулируется развитие демократических начал в обществе. Со временем нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность общественных объединений расширилась. Все это как нельзя лучше способствовало активному становлению общественного движения в России, в том числе и молодежного.
Молодежное общественное движение достаточно быстро стало реальной движущей силой, во многом определившей политику государства в молодежной сфере.
Ученые и исследователи, занимающиеся историей молодежного парламентского движения в России, выделяют три этапа развития:
- С начала 1990-х годов до 2002 г. - время хаотичного развития
молодежного парламентаризма в регионах России. Развитие молодежного парламентаризма носит точечный характер, отсутствие системы развития;
- С 2002 по 2006 г. – период развития молодежного парламентаризма на
федеральном уровне и в регионах на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ от. 24.04.2003 г. №2., начинаются появляться первые молодежные парламенты.
- С 2006 г. по настоящее время – этап, обусловленный изменениями в
избирательной системе России и обновлением подходов в области государственной молодежной политики [3].
Важным шагом в развитии молодежного парламентского движения стало создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе РФ. Палата создана для изучения проблем молодежи в России, своевременного реагирования на них органов государственной власти, содействия деятельности Госдумы в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем российской молодежи.
Создание Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ярко демонстрирует важность и заинтересованность законодательной власти на федеральном уровне в реальном включении молодежи в процессы развития законодательной инициативы и реализации конституционного права молодых граждан на участие в управлении делами государства.
Опыт деятельности молодежных парламентских структур в субъектах Российской Федерации показывает эффективность по привлечению молодежи к решению общественно-политических проблем. В ряде российских регионов молодежные парламенты имеют реальные права выступать от лица всей молодежи, активно взаимодействовать с властью, что меняет их статус из объекта в субъект государственной молодежной политики.
Разнообразие форм молодежного парламентского движения демонстрирует то, что в каждом регионе, в муниципальном образовании представительный молодежный орган получает тот статус, который восполняет ту или иную нишу в общественной составляющей молодежной политики региона, и в наибольшей степени отражает специфику деятельности молодежи, поскольку самоорганизация молодежного движения как форма работы по гражданскому воспитанию молодежи является актуальной и необходимой.
Так 12 декабря 2016 г. В Ростовской области прошло формирование 4-го созыва Молодежного парламента при законодательном собрании Ростовской области. В марте 2017 г. состоялось первое организационное собрание молодежного парламента Ростовской области, в работе которого приняли участие 87 представителей молодежи муниципалитетов и общественных организаций. В их числе и член молодежного парламента при Волгодонской городской Думе Анна Ревенко, которая вошла в состав областного молодежного парламента, а также председатель Молодежного парламента при Волгодонской городской Думе, - Александра Михайлова.
В преддверии, в стенах Донского государственного технического университета в феврале 2017 года, состоялась большая дискуссия с депутатом Законодательного Собрания Ростовской области Екатериной Стенякиной и координатором Молодежного Парламента при Государственной Думе в ЮФО Константином Васильцовым, которые призвали студенческую молодежь принимать активное участие в деятельности Донского общественного движения.
Являясь членом молодежного Парламента при Волгодонской городской думе, автор исследования отмечает, что совместно с отделом по молодежной политике администрации города, проводится работа в рамках получения молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь города.
Таким образом, молодежное парламентское движение, успешно развиваясь в субъектах РФ, получая поддержку на уровне государства и на уровне общества, существенно превзошло уровень просто идеи, но и стало состоявшимся фактом и весовым потенциалом, требующим детального изучения, дальнейшей разработки и внедрения в практическую деятельность.
Библиографическая ссылка
Кузнецов В.И., Воронков Д.Е. МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ЖИЗНИ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17121 (дата обращения: 08.12.2024).