Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ибрагимова Д.Ш. 1
1 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова
Статья посвящена рассмотрению роли интегративного подхода в формировании познавательной активности младших школьников при изучении окружающего мира. Интеграция с предметами естественнонаучного цикла, в частности с биологией и экологией позволяет ориентировать учащихся на развитие данных личностных качеств, так как возможно осуществление разнообразных исследовательских и творческих проектов по изучению многообразия живой природы на планете и акцентировать внимание к неповторимости природы родного края и бережного к ней отношения. Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат. Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями: предельной четкостью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью; информационной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
интегративный подход
познавательная активность
младшие школьники
1. Гогицаева О.У. Освоение учителем организационно-управленческих навыков /Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. – 2015. – С. 158-162.
2. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Условия развития личностной саморегуляции у младших школьников //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 57.
3. Зембатова Л.Т. Формирование поликультурной личности младшего школьника как основы его социализации в многонациональной среде //European Social Science Journal. – 2014. – №1-2(40). – С. 147-150
4. Зембатова Л.Т. Дидактическая модель повышения качества начального математического образования учащихся национального региона //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – №9. – С. 236-239.
5. Панферов В.Н. Интегративный подход в образовании [Электронный ресурс] /В.Н. Панферов //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2003. – №6. – Режим доступа – http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения 14.03.2017).
6. Тимошкина Н.В. Современные модели усвоения знаний с применением средств компьютерных технологий /Современный урок: новые подходы к организации «Международные дистанционные методические чтения». Чебоксары: Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet»; 2014. – С. 77-79.
7. Тимошкина Н.В. Возможности использования информационных технологий на уроках в начальной школе //Тенденции науки и образования в современном мире. – 2016. – №18-1. – С. 40-41.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращения 16.03.2017).

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе в условиях реализации ФГОС важна как для теории, так и для образовательной практики. Интеграция позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможности его творческого преобразования, самостоятельного подхода в решении творческих задач. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой. Интеграция, как одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, с точки зрения психологов, играет роль ситуационного или пускового, побуждающего стимула, становится регулятором познавательной активности учащихся.

Реализация интегративного подхода способна пробудить у каждого ученика тягу к знаниям, чтобы он познал радость открытий через поиск, исследование, самостоятельное принятие решений. Интеграция изменяет подходы не только к организации образовательного процесса, но к использованию классических средств и методов формирования и развития творческих самостоятельных способностей младших школьников на уроках.

Интегрированные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время ощутить свою важность, значимость на уроке. Интегрированные уроки в начальных классах открывают для ребёнка мир как единое целое. Дети с удивлением понимают, что то, о чём говорилось на уроке можно не только прочитать, но и увидеть, услышать, об этом свидетельствуют результаты рефлексии (смайлики, тесты, самооценка) [3,4].

Высокая результативность обучения учащихся на уроках окружающего мира достигается путем использования междисциплинарных связей. Возможно, это происходит потому, что младшему школьнику на этих уроках легче представить мир, как единое целое. Мир для него един, и поэтому нет границ между предметами.

Междисциплинарные связи позволяют согласовать дисциплины учебного плана по целям и содержанию. В процессе взаимосвязанного изучения в разных дисциплинах одно и то же понятие наполняется комплексным содержанием, при этом раскрываются разные стороны и признаки объекта. Формируются межпредметные, универсальные понятия, усвоенные при изучении нескольких дисциплин.

Использование междисциплинарных связей позволяет системно подойти к организации процесса обучения, мотивировать школьников к активному изучению всего комплекса предметов. Междисциплинарные связи могут выступать в качестве конкретного педагогического средства, с помощью которого решаются учебно-воспитательные задачи [1,2].

Поскольку курс «Окружающий мир» включает не только сведения из географии, биологии, ботаники, но и из других дисциплин, то он обладает широкими возможностями для представления целостности окружающего мира на основе интеграции. Обучение и воспитание – это единый процесс, поэтому все педагогические средства, используемые нами на уроках, интегрируются во внеурочной деятельности: содержательное взаимодействие с родителями, экскурсии.

Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.

Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;

- информационной емкостью учебного материала, используемого на уроке [5].

Интегрированный урок – это отступление от общепринятых классических законов методики обучения в школе. В них как нигде проявляется новаторство и творчество учителя, имеет место и импровизация. Поэтому такие уроки требуют большой подготовительной работы, особенно при интеграции двух учебных дисциплинах с участием двух учителей. Взаимосвязь данных дисциплин в рамках минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. Задача учителя или учителей, чтобы дети успешно использовали знания одного предмета для более эффективного познания или понимания другого [6,7].

Среди перечня формируемых личностных УУД в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта необходимо отметить следующие:

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде [8].

Интеграция с предметами естественнонаучного цикла, в частности с биологией и экологией позволяет ориентировать учащихся на развитие данных личностных качеств, так как возможно осуществление разнообразных исследовательских и творческих проектов по изучению многообразия живой природы на планете и акцентировать внимание к неповторимости природы родного края и бережного к ней отношения.

Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Интегрированное обучение является мощным стимулятором мыслительной деятельности ученика, для учителя – это новый этап в повышении профессиональной, для школы – возможность перехода на новый качественный и современный уровень образования.


Библиографическая ссылка

Ибрагимова Д.Ш. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16898 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674