Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Огородникова Э.Ю. 1 Заречнева В.И. 1 Кудрон Ю.В. 1 Сачкова Д.А. 1 Слободяник Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный медицинский университет
Статья посвящена особенностям воспитательной работы в области высшего медицинского образования. В настоящее время приоритетом российской педагогики является курс на гуманизацию образования и воспитания. Объединение воспитания и образования направлено на формирование нового поколения конкурентоспособных специалистов здравоохранения. Воспитательный процесс рассматривается как формирование личности, как при помощи внешнего воздействия, так и самоактуализации. Новая социальная среда предъявляет качественно новые требования к уровню саморазвития. Для повышения эффективности воспитательной деятельности было проведено исследование личностного потенциала студентов-первокурсников на основе личностно-ситуативного подхода, что позволило определить значения шкал по актуализированным и нуждающимся в адаптации личностным и групповым компетенциям. Это позволяет гармонизировать воспитательные компоненты профессиональной подготовки с индивидуально - личностными характеристиками обучающихся.
высшее образование
эффективность воспитания
самоактуализация
внеучебная деятельность
1. Абдурахманов Р.А., Плышевская Э.Н. Индивидуально-психологические особенности студентов, самоактуализирующихся в процессе обучения в вузе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2012. № 1. – С. 43-53.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Загика М.В. и др. Самоактуализационный тест // Психология. Пермь. – URL: http://www.psyhologyperm. ru/T40.htm (дата обращения: 15.01.2017).
3. Концепция воспитательной работы и реализации задач государственной молодежной политики в ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России на период до 2025 г. Концепция разработана коллективом ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России под редакцией ректора д.м.н., профессора Шуматова В.Б., проректора по стратегическому развитию и внешним связям (первого) д.м.н., профессора Крукович Е.В. – URL: http://tgmu.ru/system/news_attachments/58a0eb6374676d553f0f0000/original/kontseptsiya.pdf?1486941027 (дата обращения: 22.02.2017).
4. Лопатин Е.А. Изучение самоактуализации 17-19 летних студентов вуза // Известия РГПУ. Социология. – № 65. – 2008. – С. 418-423.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. – 68 с.
6. Оксфордский словарь современного английского языка для студентов, 2000.
7. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова и др. / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
8. Современная психология мотивации / под ред. Леонтьева А.Д..- М.: Смысл, 2002 -343с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
10. Maslow A.H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life // Readings in Humanistic Psychology / A.J. Sutich, M.A. Vich (Eds.). New York: Free Press, 1969. P. 153-199.

Гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности является одним из принципов государственной политики в сфере образования [9], а основные тенденции российской педагогики направлены на гуманизацию, развитие творческого потенциала.

Модернизация российского образования требует усиленного внимания к воспитанию будущего выпускника высшего образовательного учреждения. Эффективность воспитательной деятельности в студенческой среде определяется ролью университета в формировании нового поколения молодых специалистов здравоохранения, с учетом их жизненных целей и задач в современных условиях развития государства и общества, при этом воспитательный процесс рассматривается как формирование личности, как при помощи внешних воздействий, так и путем самовоспитания. Осуществление воспитательной работы направлено на объединение образования и воспитания, как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Это создает устойчивую систему базовых ценностей у обучающихся (в том числе и профессиональных), интегративный характер познания мира и развитие личностных качеств [3].

Приоритетными направлениями воспитательной деятельности в ТГМУ являются:

  • Гражданское и патриотическое воспитание;
  • Нравственно – эстетическое воспитание;
  • Развитие студенческого самоуправления;
  • Профилактическая работа, формирование ЗОЖ;
  • Информационное обеспечение студентов;
  • Работа по адаптации первокурсников.

Процесс саморазвития, самоактуализации (СА) трактуется как реализация собственных усилий человека, возможностей развития [6]. Самореализация обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [8].

А. Маслоу определяет СА как «стремление к самоосуществлению», называя ее центральным ядром формирования личности, и выделяет характеристики, присущие самоактуализирующейся личности [5, 10]:

  • Адекватное восприятие действительности;
  • Самоприятие;
  • Спонтанность, естественность;
  • Деловая направленность;
  • Независимость и устойчивость;
  • Новизна восприятия;
  • Демократичность;
  • Устойчивость моральных ценностей;
  • Креативность.

Е.А. Лопатин уточнил показатели самоактуализирующейся личности 17-19 летних юношей и девушек [4]:

  • Креативность;
  • Социально-психологическая адаптивность;
  • Высокий уровень рефлексии (кооперативной, коммуникативной);
  • Готовность к саморазвитию;

Помимо возрастных факторов, на СА студентов младших курсов воздействует и социальный фактор, а именно, воспитательно-образовательный процесс в вузе. Новая социальная среда вуза, по мнению российских исследователей [7], предъявляет качественно иные требования к уровню СА и формирует готовность к саморазвитию: умения выстраивать кооперативные и коммуникативные взаимоотношения, профессиональный рост, развитую саморегуляцию и т.д.

В целях повышения эффективности воспитательной деятельности и уровня психолого-педагогической культуры участников воспитательно-образовательного процесса была проведена диагностика обучающихся первого курса ТГМУ (13 человек). Исследование основано на ситуационно-личностном подходе по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз («Самоактуализационный тест» (САТ), состоящий из 126 пунктов) в брошюрном варианте и определяет характерологические особенности личностного и группового потенциала будущих специалистов [1, 2]. Также был проведен анализ промежуточной и текущей аттестации, собраны данные об увлечениях обучающихся. Результаты обрабатывались путем подсчета «сырых» баллов по ключам к методике. Ответ, совпадающий с ключом, оценивался в один балл, после чего производился подсчет Т-баллов по шкалам у каждого обучающегося и средние значения по группе в целом.

Было продиагностировано, что наибольшей компетентностью обучающиеся обладают по шкалам «Самоуважения» (61), «Ценностных ориентаций» (57), «Представления о природе человека» (56), что в целом свидетельствует об уже актуальных умениях ценить свои способности, гармоничности и склонности воспринимать природу человека как положительную.

При этом адаптационное формирование компетентности к новой институциональной среде необходимо по шкалам «Компетентности во времени» (43), «Самопринятия» (44), «Контактности» (44) и характеризует лишь потенциальные способности студентов в целеполагании, социальной адаптации, коммуникации.

Исследование показало, что на данном этапе профессионального становления некотрая часть первокурсников испытывает адаптивные трудности в следующих областях личностного развития:

  • 38% необходима гармонизация психологического восприятия нового временного жизненного отрезка, интериоризация локуса контроля и мотивации;
  • 30% требуется развитие способности к самоэффективности;
  • у 38% опрошенных коммуникативные способности еще находятся на стадии формирования.

Вместе с тем, групповые значения шкал «Поддержки» (49), «Сензитивности к себе» (50), «Спонтанности» (50), «Синергии» (54), «Принятия агрессии» (48), «Познавательных потребностей» (53), «Креативности» (46) свидетельствуют о развитых ценностных, саморегуляционных, познавательных и творческих способностях.

Воспитательный компонент профессиональной подготовки направлен в первую очередь на развитие адаптивности во времени: ознакомление с правилами внутреннего распорядка, информирование о структуре, плане мероприятий департамента молодежной политики ТГМУ, мероприятия по «Формированию информационной культуры в процессе подготовки будущих специалистов в области здравоохранения», информационные часы о психологическом сопровождении учебного процесса в центре «Ассимптота». Все это способствует постановке реальных целей и планов, осознанию значимости своих поступков в настоящем, прошлом и будущем, гармонизирует локус контроля и развивает внутреннюю мотивацию.

Самоэффективность и самоидентичность необходимо актуализировать в ходе ежегодных мероприятий по направлениям развития личности («Медицина – наставница жизни», «Истоки латинского языка», «Посвящение в студенты», «Здравствуй, Педиатрия», «Merry Christmas», «Татьянин день – праздник российского студенчества», научно-практические конференции, «Моя малая Родина», посещение спектаклей,  «Талант – шоу», «Веселые старты»). Это повышает успешность обучающихся с проблемами самовосприятия. При этом интегративность воспитательного воздействия опирается на уже сформированную компетенцию по шкале «Природа человека» (у   100% опрошенных уровень нормативный и выше).

Актуализация самопринятия, в свою очередь, приводит к развитию коммуникативной компетенции, которая является приоритетной в профессии будущего врача. Способности к коллективному взаимодействию, креативности, эмпатии, лидерству, открытость и настойчивость в достижении целей направлены на устранение дисгармоничности в сфере коммуникативных умений (пониженный групповой балл по «Шкале контактности»). Они реализуются в системе формирования социальной активности, патриотического сознания, умений и навыков студенческого самоуправления,  гражданской позиции, нетерпимости к проявлению экстремизма (митинг-концерт «Мы - едины», программы студенческого совета самоуправления, цикл лекций по профилактике экстремизма.)

Таким образом, система внеучебной деятельности в вузе на основе приоритетных направлений развития личности обеспечивает реализацию собственных личностных потенциалов и развивает профессионально значимые компетенции будущих специалистов.


Библиографическая ссылка

Огородникова Э.Ю., Заречнева В.И., Кудрон Ю.В., Сачкова Д.А., Слободяник Д.А. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16895 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674