Актуальность данной статьи обусловлена тем, что эффективность использования игрового метода на уроках английского языка в младшей школе очень высока, однако данный метод используется на уроках не достаточно часто. Игры позволяют ребенку активизировать все познавательные процессы, такие как память, мышление, внимание, творческие способности. Игры мотивируют ребенка и заставляют принимать активное участие в познавательной деятельности во время урока. В связи с этим каждый учитель, преподающий английский язык у младших школьников, должен быть осведомлен об игровых методах и активно использовать их в процессе обучения.
Проблемой внедрения игровых приёмов в обучение английскому языку занимались многие учёные: Верещагина И.Н., Биболетова М.З., разработавшие учебники, построенные на массовом использовании игровых приёмов; Колесникова О.А., Пассов Б.И., Царькова В.Б., изучавшие зависимость уровня мотивации от применения игровых приёмов; и другие [3], [4]. Анализ литературы по данной теме показал, что практически все современные пособия и учебники для младших классов, наиболее часто используемые в общеобразовательных учреждениях, содержат в себе игры разного характера. К таким УМК относятся: «Spotlight» (V.Evans, J.Dooley), «EnjoyEnglish» (под ред. М.З. Биболетовой), «Forward English» (под ред. М.В. Вербицкой). О целесообразности использования игр в процессе обучения в свое время вели речь такие выдающиеся ученые-педагоги, как А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Также существует огромное количество сборников игр для младших школьников: «Игры для детей, изучающих английский язык» М.Д. Астафьевой [1] «Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка» Н.А. Кулясовой [6], «Игры на английском языке с использованием страноведческого материала» И.Г. Иоаннесян [5] и многие другие.
Если говорить об эффективности использования игр на уроках английского языка, то необходимо обратиться к исследованиям на данную тему. Учитель английского языка Шкель Н.А. в своем исследовании эффективности использования игр на уроках английского языка в младших классах доказала, что игра повышает трудоспособность и заинтересованность как учащихся, так и педагогов. Учитель на основе личных наблюдений и метода анкетирования пришел к тому, что игровой процесс намного облегчает учебный процесс. Детям больше интересна игровая деятельность, нежели сугубо учебная (выполнение упражнений) [8].
В исследовании об эффективности использования обучающих игр при обучении английскому на начальном этапе обучения, которое проводила М.М. Мубаслат, анализ результатов проведенного эксперимента показал, что использование игр усиливает концентрацию внимания и мотивацию учеников во время занятий по английскому языку [10].
Данные исследования в той или иной мере затрагивали проблему использования игр в обучении английскому языку. Если говорить конкретно об использовании игр при обучении фонетическому аспекту языка, то можно выделить следующие исследования.
А.Н. Одай на основе своего исследовании «Использование игровых методов в обучении английской фонетике для младших школьников» провела необходимые эксперименты и пришла к выводу, что игровые методы помогают учащимся усвоить понимания некоторых фонетических особенностей языка, повышают уровень мотивации, создают необходимые условия для наилучшего усвоения фонетического материала, облегчают усвоение произношения наиболее сложных английских звуков [9].
А.А. Певцова в своем исследовании «Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку» пришла к выводу, что фонетические игры способствуют формированию и совершенствованию фонетических навыков, снимают психологические барьеры и трудности овладения фонетической стороной речи, делают процесс обучения интересным и запоминающимся. Она также отметила, что при систематическом применении фонетических игр на уроках иностранного языка, дети успешно овладевают фонетическими навыками [7].
Таким образом, результаты отечественных и зарубежных исследований показали, что эффективность использования игр на уроках английского языка (в том числе фонетических) очень высока. В связи с этим каждый учитель, преподающий английский язык у младших школьников, должен быть осведомлен об игровых методах и активно использовать их в процессе обучения.
В ходе данного исследования была разработана классификация фонетических игр. Их можно подразделить на игры, направленные на отработку отдельных фонем английского языка, игры, направленные на развитие связной речи, игры, направленные на развитие фонематического слуха и игры, направленные на формирование навыков установления соответствий фонем с их транскрипцией и произнесением.
Определив основные критерии отбора игр, мы поставили цель, состоящую в создании комплекса фонетических игр для использования на уроках английского языка в младших классах. Проанализировав игры с различных аутентичных источников на основе их потенциальной эффективности, соответствии возрасту, направленности на развитие фонетических навыков, простоты и понятности, нами был составлен и описан комплекс, состоящий из пяти фонетических игр.
Подводя итоги анализа использования игр на уроках английского языка можно сказать, что игра — традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей [2]. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Игры комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.
Разработанный комплекс фонетических игр можно активно использовать на уроках английского языка в младшей школе, т.к. он направлен на всестороннее развитие фонетических навыков.
Библиографическая ссылка
Скуратова А.О. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИГР // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16841 (дата обращения: 04.11.2024).