Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – члена-корреспондента РАЕ, к.т.н., доцента, Воробьева А.Л.
По сведениям ГИБДД, за последние восемь лет количество автотранспорта в России увеличилось почти в полтора раза. Оренбургская область не стала исключением из общероссийской тенденции и на 2016 г. в нашем регионе зарегистрировано свыше 700 тыс. автомототранспортных средств. В самом Оренбурге количество автомобилей также с каждым годом неуклонно увеличивается, что не могло не отразиться на количестве дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) и происшествий (ДТП).
ДТИ – это случай, вызванный нарушением составляющей системы дорожного движения [1] и включает в себя все события, начиная от неправильной парковки, заканчивая гибелью людей.ДТП – случай, являющийся определенным сегментом в структуре ДТИ и вызвавший гибель, ранение или телесное повреждение участников дорожного движения [1], поэтому, на его регистрацию и ликвидацию должны выезжать исключительно сотрудники ГИБДД в отличии от простого инцидента, где его участники могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации [2].
В условиях медленной модернизации дорожной инфраструктуры, крупные населенные пункты, где сосредоточена большая часть автомототранспортных средств, столкнулась с проблемой резкого увеличения количества именно ДТИ и, как следствие, возникновению дорожных заторов из-за медленного устранения их последствий [3].
В настоящее время объем потенциальных работ для сотрудников ГИБДД велик, поэтому оперативность выполнения их работ очень важна. В виду большого количества ДТИ на дорогах, сотрудники ГИБДД не успевают вовремя и оперативно ликвидировать последствия ДТИ, а уровень бытовой культуры у многих водителей оставляет желать лучшего, поэтому разбирательства на месте аварии могут закончиться и дракой, и причинением вреда личному имуществу. Поэтому все чаще автовладельцы предпочитают вызывать аварийных комиссаров [4].
Аварийный комиссар – юридическое или физическое лицо, к его услугам прибегают страховщики при необходимости защиты своих интересов в случае ДТИ. Аварийные комиссары всегда действуют в соответствии с инструкцией, которая включает в себя осмотр застрахованного имущества, установление характера ущерба, его причины и размер [5].
В сложившейся практике оформления ДТИ, услуги аварийных комиссаров приобретают все большую актуальность [6], поскольку далеко не все водители в состоянии самостоятельно грамотно оформить результаты произошедшей аварии в силу либо своего незнания всей процедуры и нюансов оформления «европротокола», либо опасаясь автомошенников. В таких условиях аварийный комиссар выступает в роли связующего звена между участниками ДТИ, страховых компаний и сотрудниками ГИБДД.
Однако, анализ литературных источников показал, что необходимо оптимизировать деятельность аварийных комиссаров, пересмотреть последовательность их действий, проанализировать процесс оказания услуг, т.к. в случае ДТИ освобождать проезжую часто нужно незамедлительно, хотя, например, в работе [7], такого пункта просто нет.
В соответствии с [8] в задачи аварийного комиссара входят:
- Прибытие на место происшествия и определение необходимостив медицинской помощи участникам ДТИ или вызова эвакуатора для транспортировки поврежденных транспортных средств (ТС).
- Ограждение места происшествия специальными средствами для безопасного объезда места инцидента другими участниками дорожного движения и снижения возможных убытков со стороны клиента, а также для сохранения следов ДТИ, осыпи стекла, тормозных следов.
- Определение возможных очевидцев происшествия и фиксация их контактной информации.
- Опрос каждого из участников ДТИ, которые,как правило, после происшествия проявляют агрессию по отношению друг к другу, и аварийный комиссар, как третья сторона, зачастую делает диалог участников ДТИ более конструктивными.
- Проведение осмотра поврежденных ТС, установление и фиксация характера и перечня видимых повреждений деталей и элементов ТС, а также выполнение фото- и видеосъемки места происшествия.
- Осуществление сбора оперативной информации и сведений обо всех участниках происшествия (наименование страховых компаний, период использования ТС, личные данные водителей и т.д.), проведение фотосъемки документов участников ДТИ, что в дальнейшем позволит сократить время для решения вопроса страховой выплаты.
- Оказание помощиавтовладельцам в грамотном и полном написании объяснения, посколькуэтот документ наиболее важен, т.к. должен однозначно характеризовать поведение водителя на дороге, дорожную обстановку и обстоятельства происшествия (ГИБДД принимает к сведению эти изложенные обстоятельства при вынесении решения о данном ДТИ).
- Участие в составлении схемы и извещения о ДТИ и т.д.
На деле же, работа АК выполняется не в той мере и не в том объеме, как ее анонсируют всевозможные сайты и рекламные проспекты. К тому же, в настоящее время не существует нормативного документа, однозначно устанавливающего последовательность действий при оформлении ДТИ. Количество организованных исключительно в коммерческих целях служб аварийных комиссаров абсолютно не соответствует качеству оказываемых ими услуг.
Как уже было продемонстрировано в [9], одним из главных показателей работы аварийных комиссаров, является время оказания АК услуг по фиксации, оформлению и ликвидации последствий ДТИ. Это время зависит от грамотного построения последовательности действий АК и четкого его соблюдения. Проведенный анализ временных затрат на предоставление услуг аварийными комиссарами в работе [10] показал, что одним из самых трудоемких этапов этих услуг является «фиксация последствий ДТИ и составление схемы». Об этом свидетельствует и адресно–временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате ДТИ [11].
В результате анализа нормативных документов было установлено, что услуги комиссаров не классифицируются ни в действующем в настоящее время общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), ни в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.
Институт аварийных комиссаров, де-факто сложившийся в действующий более чем в 30 регионах России, в настоящее время не имеет законодательного закрепления. Коммерческие организации, осуществляющие консультирование владельцев по оформлению ДТИ, действуют порой не только в интересах законопослушных граждан, но и оказывают содействие мошенникам, намеренным получить страховое возмещение. В соответствии со справкой общественного совета УМВД по Оренбургской области обзор состояния преступности за период с 2011 г. по 2016 г. свидетельствует об устойчивой динамике роста преступлений в сфере страхования. За указанный период количество мошеннических действий возросло вдвое. В связи с этим увеличилась стоимость полиса ОСАГО более чем на 40 %, таким образом, из-за мошенников в области страхования страдают добросовестные автовладельцы.
Со 2 августа 2014 г. года вступили в силу поправки ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» о повышении лимита выплат по «европротоколу» с 25 000 р. до 50 000 р. только для ДТП, оба участника которого заключили договор после вступления в силу поправок в закон. В связи с этим, планируется провести эксперимент по «безлимитномуевропротоколу» в таких регионах России как:
- Москва;
- Московская область;
- Санкт-Петербург;
- Ленинградская область.
В данных регионах предполагается, что ДПС перестанет выезжать на место ДТП, если в результате нет пострадавших и не причинен вред жизни и здоровью, этот факт заставляет водителей оформлять «европротокол» самостоятельно или вызывать сотрудников службы аварийных комиссаров.
Сложившаяся ситуация определяет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:
- сотрудникам ГИБДД не придется выезжать на место ДТИ и тратить время на оформление протоколов;
- снизится время оформления ДТИ, т.к. не нужно будет ждать приезда ДПС.
Минусы:
- рост случаев мошенничества в инициировании ДТИ;
- рост мошенничества с «подставами на дорогах» в случае отказа выезда сотрудников ГИБДД на место ДТИ без пострадавших;
- рост числа отказов в страховых выплатах из-за неправильного оформления «европротокола» в результате недостаточной грамотности участников ДТИ;
- рост числа судебных споров, как результат неправильного оформления «европротокола», в случаях, когда виновник ДТИ уже после оформления захочет его оспорить.
Однако, реализация данного проекта возможна только в комплексе с другими изменениями:
- ужесточение ответственности виновника ДТИ за несвоевременное уведомление своего страховщика в факте ДТИ;
- применение «европротокола» по договорам КАСКО;
- выплаты без справок из ГИБДД в случае оформления «европротокола»;
- обучение водителей порядку оформления «европротокола».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что служба аварийных комиссаров в рамках реализации нового положения ФЗ «Об ОСАГО» является необходимым элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения и связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами. Таким образом, аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТИ и функционированию транспортных систем в целом [4] и поэтому требуется законодательное закрепление их деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.
Своевременность и необходимость создания законодательной базы в области деятельности служб аварийных комиссаров обусловлена:
- динамичным развитием дорожной сети;
- ежегодным увеличением количества автомототранспортных средств и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий;
- ростом мошенничества и злоупотребления в области автострахования.
Законопроект обеспечит механизм правового регулирования нового института − службы аварийных комиссаров, и модернизацию действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и страхования имущества и гражданской ответственности владельце транспортных средств, а также позволит создать правовые условия для развития важного института гражданского общества – страхования.
И в завершении темы, хотелось бы отметить, что далеко не все автолюбители знают контактную информацию служб аварийных комиссаров и перечень их услуги. В связи с этим, предлагается ряд рекомендаций, которые способствовали бы увеличению спроса и повышению качества данного вида деятельности:
- разработать научно-обоснованную методику оказания услуг;
- повысить степень доверия к аварийным комиссарам у автовладельцев;
- распределит приоритеты в ликвидации последствий ДТИ;
- повысить оперативность фиксации ликвидация последствий ДТИ;
- оптимизировать места расположения служб аварийных комиссаров на территории города;
- разработать меры по снижению урона окружающей среде, в следствие ДТИ;
- предложить меры по снижению урона экономике государства в целом от многочисленных дорожно-транспортных инцидентов.
Библиографическая ссылка
Шевченко К.А. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ С ПОЗИЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16838 (дата обращения: 22.12.2024).