Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ABOUT THE ACTIVITY EMERGENCY COMMISSIONER’S SERVICES FROM THE POINT OF THE LEGISLATION

Shevchenko K.A. 1
1 Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University»
The article is devoted to date, the problem of education congestion on the streets of major cities due to numerous traffic accidents (DTI) and accidents (RTA), and the possibility of surgical removal of the effects of congestion through the use of science-based institution of emergency commissioners. At the same time, the given analysis of the requirements of GOST R ISO 39001 to a difference in terms of accidents and DTI. Separately, the problems of the normative and legal regulation of the activities of the emergency services commissioners. The above article analyzes the problems solved by emergency commissioners allowed to justify their role in the timely elimination of traffic congestion caused by the effects of DTI. A number of recommendations, which, according to the authors, will help to increase the supply and improve the quality of emergency commissioners of services aimed at improving road safety.
emergency commissioners
traffic incident
"europrotocol"
road safety.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – члена-корреспондента РАЕ, к.т.н., доцента, Воробьева А.Л.

По сведениям ГИБДД, за последние восемь лет количество автотранспорта в России увеличилось почти в полтора раза. Оренбургская область не стала исключением из общероссийской тенденции и на 2016 г. в нашем регионе зарегистрировано свыше 700 тыс. автомототранспортных средств. В самом Оренбурге количество автомобилей также с каждым годом неуклонно увеличивается, что не могло не отразиться на количестве дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) и происшествий (ДТП).

ДТИ – это случай, вызванный нарушением составляющей системы дорожного движения [1] и включает в себя все события, начиная от неправильной парковки, заканчивая гибелью людей.ДТП – случай, являющийся определенным сегментом в структуре ДТИ и вызвавший гибель, ранение или телесное повреждение участников дорожного движения [1], поэтому, на его регистрацию и ликвидацию должны выезжать исключительно сотрудники ГИБДД в отличии от простого инцидента, где его участники могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации [2].

В условиях медленной модернизации дорожной инфраструктуры, крупные населенные пункты, где сосредоточена большая часть автомототранспортных средств, столкнулась с проблемой резкого увеличения количества именно ДТИ и, как следствие, возникновению дорожных заторов из-за медленного устранения их последствий [3].

В настоящее время объем потенциальных работ для сотрудников ГИБДД велик, поэтому оперативность выполнения их работ очень важна. В виду большого количества ДТИ на дорогах, сотрудники ГИБДД не успевают вовремя и оперативно ликвидировать последствия ДТИ, а уровень бытовой культуры у многих водителей оставляет желать лучшего, поэтому разбирательства на месте аварии могут закончиться и дракой, и причинением вреда личному имуществу. Поэтому все чаще автовладельцы предпочитают вызывать аварийных комиссаров [4].

Аварийный комиссар – юридическое или физическое лицо, к его услугам прибегают страховщики при необходимости защиты своих интересов в случае ДТИ. Аварийные комиссары всегда действуют в соответствии с инструкцией, которая включает в себя осмотр застрахованного имущества, установление характера ущерба, его причины и размер [5].

В сложившейся практике оформления ДТИ, услуги аварийных комиссаров приобретают все большую актуальность [6], поскольку далеко не все водители в состоянии самостоятельно грамотно оформить результаты произошедшей аварии в силу либо своего незнания всей процедуры и нюансов оформления «европротокола», либо опасаясь автомошенников. В таких условиях аварийный комиссар выступает в роли связующего звена между участниками ДТИ, страховых компаний и сотрудниками ГИБДД.

Однако, анализ литературных источников показал, что необходимо оптимизировать деятельность аварийных комиссаров, пересмотреть последовательность их действий, проанализировать процесс оказания услуг, т.к. в случае ДТИ освобождать проезжую часто нужно незамедлительно, хотя, например, в работе [7], такого пункта просто нет.

В соответствии с [8] в задачи аварийного комиссара входят:

  1. Прибытие на место происшествия и определение необходимостив медицинской помощи участникам ДТИ или вызова эвакуатора для транспортировки поврежденных транспортных средств (ТС).
  2. Ограждение места происшествия специальными средствами для безопасного объезда места инцидента другими участниками дорожного движения и снижения возможных убытков со стороны клиента, а также для сохранения следов ДТИ, осыпи стекла, тормозных следов.
  3. Определение возможных очевидцев происшествия и фиксация их контактной информации.
  4. Опрос каждого из участников ДТИ, которые,как правило, после происшествия проявляют агрессию по отношению друг к другу, и аварийный комиссар, как третья сторона, зачастую делает диалог участников ДТИ более конструктивными.
  5. Проведение осмотра поврежденных ТС, установление и фиксация характера и перечня видимых повреждений деталей и элементов ТС, а также выполнение фото- и видеосъемки места происшествия.
  6. Осуществление сбора оперативной информации и сведений обо всех участниках происшествия (наименование страховых компаний, период использования ТС, личные данные водителей и т.д.), проведение фотосъемки документов участников ДТИ, что в дальнейшем позволит сократить время для решения вопроса страховой выплаты.
  7. Оказание помощиавтовладельцам в грамотном и полном написании объяснения, посколькуэтот документ наиболее важен, т.к. должен однозначно характеризовать поведение водителя на дороге, дорожную обстановку и обстоятельства происшествия (ГИБДД принимает к сведению эти изложенные обстоятельства при вынесении решения о данном ДТИ).
  8. Участие в составлении схемы и извещения о ДТИ и т.д.

На деле же, работа АК выполняется не в той мере и не в том объеме, как ее анонсируют всевозможные сайты и рекламные проспекты. К тому же, в настоящее время не существует нормативного документа, однозначно устанавливающего последовательность действий при оформлении ДТИ. Количество организованных исключительно в коммерческих целях служб аварийных комиссаров абсолютно не соответствует качеству оказываемых ими услуг.

Как уже было продемонстрировано в [9], одним из главных показателей работы аварийных комиссаров, является время оказания АК услуг по фиксации, оформлению и ликвидации последствий ДТИ. Это время зависит от грамотного построения последовательности действий АК и четкого его соблюдения. Проведенный анализ временных затрат на предоставление услуг аварийными комиссарами в работе [10] показал, что одним из самых трудоемких этапов этих услуг является «фиксация последствий ДТИ и составление схемы». Об этом свидетельствует и адресно–временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате ДТИ [11].

В результате анализа нормативных документов было установлено, что услуги комиссаров не классифицируются ни в действующем в настоящее время общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), ни в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Институт аварийных комиссаров, де-факто сложившийся в действующий более чем в 30 регионах России, в настоящее время не имеет законодательного закрепления. Коммерческие организации, осуществляющие консультирование владельцев по оформлению ДТИ, действуют порой не только в интересах законопослушных граждан, но и оказывают содействие мошенникам, намеренным получить страховое возмещение. В соответствии со справкой общественного совета УМВД по Оренбургской области обзор состояния преступности за период с 2011 г. по 2016 г. свидетельствует об устойчивой динамике роста преступлений в сфере страхования. За указанный период количество мошеннических действий возросло вдвое. В связи с этим увеличилась стоимость полиса ОСАГО более чем на 40 %, таким образом, из-за мошенников в области страхования страдают добросовестные автовладельцы.

Со 2 августа 2014 г. года вступили в силу поправки ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» о повышении лимита выплат по «европротоколу» с 25 000 р. до 50 000 р. только для ДТП, оба участника которого заключили договор после вступления в силу поправок в закон. В связи с этим, планируется провести эксперимент по «безлимитномуевропротоколу» в таких регионах России как:

- Москва;

- Московская область;

- Санкт-Петербург;

- Ленинградская область.

В данных регионах предполагается, что ДПС перестанет выезжать на место ДТП, если в результате нет пострадавших и не причинен вред жизни и здоровью, этот факт заставляет водителей оформлять «европротокол» самостоятельно или вызывать сотрудников службы аварийных комиссаров.

Сложившаяся ситуация определяет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:

- сотрудникам ГИБДД не придется выезжать на место ДТИ и тратить время на оформление протоколов;

- снизится время оформления ДТИ, т.к. не нужно будет ждать приезда ДПС.

Минусы:

- рост случаев мошенничества в инициировании ДТИ;

- рост мошенничества с «подставами на дорогах» в случае отказа выезда сотрудников ГИБДД на место ДТИ без пострадавших;

- рост числа отказов в страховых выплатах из-за неправильного оформления «европротокола» в результате недостаточной грамотности участников ДТИ;

- рост числа судебных споров, как результат неправильного оформления «европротокола», в случаях, когда виновник ДТИ уже после оформления захочет его оспорить.

Однако, реализация данного проекта возможна только в комплексе с другими изменениями:

- ужесточение ответственности виновника ДТИ за несвоевременное уведомление своего страховщика в факте ДТИ;

- применение «европротокола» по договорам КАСКО;

- выплаты без справок из ГИБДД в случае оформления «европротокола»;

- обучение водителей порядку оформления «европротокола».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что служба аварийных комиссаров в рамках реализации нового положения ФЗ «Об ОСАГО» является необходимым элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения и связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами. Таким образом, аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТИ и функционированию транспортных систем в целом [4] и поэтому требуется законодательное закрепление их деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.

Своевременность и необходимость создания законодательной базы в области деятельности служб аварийных комиссаров обусловлена:

- динамичным развитием дорожной сети;

- ежегодным увеличением количества автомототранспортных средств и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий;

- ростом мошенничества и злоупотребления в области автострахования.

Законопроект обеспечит механизм правового регулирования нового института − службы аварийных комиссаров, и модернизацию действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и страхования имущества и гражданской ответственности владельце транспортных средств, а также позволит создать правовые условия для развития важного института гражданского общества – страхования.

И в завершении темы, хотелось бы отметить, что далеко не все автолюбители знают контактную информацию служб аварийных комиссаров и перечень их услуги. В связи с этим, предлагается ряд рекомендаций, которые способствовали бы увеличению спроса и повышению качества данного вида деятельности:

- разработать научно-обоснованную методику оказания услуг;

- повысить степень доверия к аварийным комиссарам у автовладельцев;

- распределит приоритеты в ликвидации последствий ДТИ;

- повысить оперативность фиксации ликвидация последствий ДТИ;

- оптимизировать места расположения служб аварийных комиссаров на территории города;

- разработать меры по снижению урона окружающей среде, в следствие ДТИ;

- предложить меры по снижению урона экономике государства в целом от многочисленных дорожно-транспортных инцидентов.