Архитектура создает среду для комфортного пребывания человека, опираясь на эстетические и духовные ценности, воспитывая бережное отношение к историческим и культурным традициям.
Архитектурная среда формирует благоприятные пространства для различных видов общественной деятельности (обучение, работа); образует рекреационные зоны (скверы, парки, площади); участвует в оформлении коммуникативных пространств (улицы, аллеи, проспекты, магистрали, мосты); организует пространственные информационные ориентиры; отражает традиции и веяния искусства и культуры того или иного периода.
Термин «палимпсест» впервые стал использоваться для рукописных текстов, написанных поверх других, более ранних произведений, частично или полностью поврежденных. Также данный термин широко применим к музыке и живописи [3], [7].
Некоторые исследователи архитектуры полагают, что палимпсестом в архитектуре условно можно назвать способ реконструкции по принципу преемственности архитектуры, её адаптации к современности, диалога старого и нового [7].
Любая реконструкция уместна лишь в том случае, когда она функционально, эстетически и экономически оправдана. При реконструкции архитектурного сооружения или пространства перед специалистом (архитектором, дизайнером, проектировщиком) встает ряд непростых задач, а именно: составление гармоничного сочетания архитектурных стилей; изменение, дополнение функциональной направленности сооружения, раскрывающей весь его архитектурно-художественный и объемно-пространственный потенциал; выбор способов адаптации объекта к современной застройке.
На основании этого возможно выделение трех видов архитектурного палимпсеста:
1. Стилистический палимпсест
2. Функциональный палимпсест
3. Адаптивный палимпсест
Безусловно, каждый объект требует подробного изучения и индивидуального подхода к реконструкции. Особую сложность составляют промышленные, коммунальные и иные крупные производственные и бытовые сооружения. Внушительные размеры таких объектов, строгость соблюдения функциональных и технологических процессов, масштабы производства и специфика расположения сооружений в городском контексте создают немало трудностей при реконструкции.
Для более подробного изучения способов реконструкции промышленных объектов рассматривается ряд примеров успешного перепрофилирования такого типа сооружений.
Представителем функционального палимпсеста является CV Van Nelle Design Factory (бывшая табачная фабрика Van Nelle) в Роттердаме, Нидерланды.
Фабрика Van Nelle изначально была задумана как образец «идеального завода» [4]. Большое количество естественного света, проникающего через остекленные ленты фасадов, выгодное взаимодействие архитектуры с внешней средой («проникновение» окружения внутрь зданий через крупные оконные проемы) [4]. Функциональность интерьеров и эстетическая лаконичность в архитектуре сооружений не только способствовали формированию благоприятной рабочей атмосферы, но и порождали гармоничный ансамбль промышленных сооружений и окружающей среды (рис. 1).
Рисунок 1. Бывшая фабрика Van Nelle, Роттердам, Нидерланды
В 2006 году произошла модернизация промышленного комплекса, и табачная фабрика превратилась в арт-пространство. Сейчас на территории фабрики «действует около 80-ти предприятий «креативной индустрии» [4].
Данное сооружение характеризуется как пример функционального палимпсеста потому как архитектура и её интерьерное наполнение не претерпело особых изменений, поменялось лишь её назначение. Пространство сохранило свой «производственный» характер, но изменился род деятельности.
Приобретенная функциональная направленность позволила в полной мере раскрыть потенциал сооружения. Крупные площади помещений, высокая степень их освещенности, вдохновляющие виды, открывающиеся за панорамным остеклением, – все это способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Предметное наполнение интерьеров зданий довершило новый образ – оборудование было демонтировано, некоторые помещения были «освобождены» от перегородок, в какие-то добавлены характерные для арт-пространства акценты в виде яркой мебели, живых растений, искусственного освещения и демонстрационных стендов (рис. 2).
Выделенные ранее виды архитектурного палимпсеста синтезируются при реконструкции сложных промышленных комплексов. Ярким примером сочетания функционального и стилистического палимпсеста является Loft-квартал и бизнес-центр «Даниловская мануфактура» (бывшая текстильная фабрика «Даниловская мануфактура») в Москве, Россия.
Ткацкая фабрика была основана в 1867 году. Долгое время (вплоть до конца XX в.) фабрика была эталоном текстильного производства в Москве. Во времена Советского Союза производство было остановлено, фабрика оказалась заброшенной наряду со многими другими Московскими промышленными предприятиями [5].
Рисунок 2. Бывшая фабрика Van Nelle, Роттердам, Нидерланды (интерьер)
Шанс на перерождение в качестве loft-квартала и бизнес-центра «Даниловская мануфактура» получила в 2006 году. Творческая группа архитекторов и дизайнеров компания KR Properties приложила максимум усилий для сохранения «промышленной эстетики» внешнего убранства сооружений комплекса – исторические фасады зданий были тщательно отреставрированы, восстановлены объемы цехов, сохранены большие оконные и дверные проемы. В историческую архитектуру были включены детали из современных материалов – стекла и металла, которые выгодно контрастируют с классической кладкой красного кирпича. Корпуса комплекса соединились переходами из разноцветного стекла, к зданиям пристроились стеклянные вертикальные объемы лестниц с лаконичными металлическими элементами (рис. 3).
«Даниловская мануфактура» из текстильной фабрики превратилась в один из крупнейших современных офисных, рекреационных центров с жилыми корпусами премиум класса. Жилые апартаменты, организованные в теле промышленного здания, имеют свою неповторимую атмосферу. Огромные оконные и дверные проемы, высокие потолки, стены с эффектом необработанного красного кирпича, дощатые полы, декоративные металлические элементы – все это, несмотря на контраст формы и функции, рождает новое понимание гармоничного жилого пространства (рис. 4).
В основе реновации High Line Park – парк на рельсах (бывшая железнодорожная ветвь, Нью-Йорк, США) лежит совокупность стилистического, функционального и адаптивного палимпсестов.
Рисунок 3. Бывшая текстильная фабрика «Даниловская мануфактура», Москва, Россия
Рисунок 4. Бывшая текстильная фабрика «Даниловская мануфактура» (loft-интерьер), Москва, Россия
В 1929 году в период бурного развития железнодорожного транспорта в США в западной части Нью-Йорка была запроектирована железная дорога на сваях на высоте 10 м над землей, которая была призвана организовать быстрые и безопасные для пешеходов поездки по Манхеттену [1].
В 1980 году, когда автомобили вытеснили другие виды транспорта, последний поезд был снят с маршрута, а железную дорогу законсервировали.
В 2004 году, благодаря группе инициативных граждан, заброшенная железнодорожная ветвь привлекла внимание властей, и на её реновацию было выделено около 50 млн. долларов [1]. Сегодня High Line Park – это подвесной густо озелененный парк, зеленая артерия Манхеттена.
Железнодорожная ветвь полностью утратила свою инженерно-промышленную функцию, при этом она приобрела, напротив, функцию рекреационно-коммуникативную. Отсутствие транспортных потоков, приподнятость над землей, большое количество озеленения создают ощущение присутствия естественной живой природы в центре бурлящего мегаполиса. Парк оснащен всем необходимым для отдыха оборудованием – лавочки, скамьи, лежаки, газоны, удобная мостовая для прогулок. При этом, стремясь сохранить историю железной дороги, кое-где авторы оставили нетронутыми кусочки железнодорожного полотна, постепенно «растворяющегося» в зелени и современном мощении (рис. 5).
Рисунок 5. High Line Park – парк на рельсах (бывшая железнодорожная ветвь), Нью-Йорк, США
Данное проектное решение позволило «реанимировать» пришедшую в упадок инженерную коммуникацию и адаптировать её к изменяющемуся облику города, где всегда существовали дефицит озеленения и необходимость организации пространств для отдыха.
Палимпсест в архитектуре – многогранное явление, достойное подробного изучения. Его можно рассматривать как своеобразный архитектурный прием, способный выделить основу, подчеркнуть достоинства, ликвидировать недостатки, пересмотреть объект с целью полного раскрытия его архитектурно-художественного, объемно-пространственного и конструктивного потенциала. Использование этого способа позволит, благодаря полету архитектурной мысли, сделать любую архитектуру более мобильной, а также поддержит идею невозможности завершенности городов [7].
Библиографическая ссылка
Попова М.А., Козлова Л.Н. ЯВЛЕНИЕ ПАЛИМПСЕСТА В АРХИТЕКТУРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16735 (дата обращения: 27.12.2024).