Информационные технологии активно применяются в различных сферах, в том числе для ведения бизнеса. Специалисты, которые занимаются внедрением и сопровождением ПО (программного обеспечения), а также стандартов IT-аудита используют достаточно специфическую, для человека, не связанного с информационными технологиями, терминологию. [1, 38] Поэтому в ходе проекта достаточно часто возникает проблема взаимопонимания между руководством, сотрудниками и командой внедрения. В общеизвестные термины представители разных сфер вкладывают различный смысл. Вследствие этого могут быть сформированы ошибочные требования к ПО, сорваны сроки выполнения этапов проекта или руководство заказчика признает проведение работ нецелесообразным.
Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать переобучение сотрудников компании, но в таком случае финансовые и временные затраты достаточно высоки. Ставка консультанта на российском рынке варьируется от 200 до 500 у.е. в час. Обучение в рабочее время снизит производительность компании, а вынужденная переподготовка во внерабочее время не мотивирует сотрудников. Другим возможным вариантом является компоновка терминов в виде облака тегов. Однако этот способ исключает отображение взаимосвязи между терминами. Построение иерархии, как третий вариант решения проблемы, затрудняет дополнение и расширение терминологической базы. Систематизировать терминологию, обеспечить наглядность представляемой информации и изложить особенности того или иного проекта можно с помощью онтологического подхода.
Онтология – это подробная спецификация модели предметной области; она включает в себя словарь, то есть список логических констант и предикатных символов для описания предметной области и набор логических высказываний, формулирующих существующие в данной проблемной области ограничения и определяющих интерпретацию словаря. [7]
Благодаря созданию онтологий появляется возможность формализовать определенную предметную область, получить общий словарь терминов и понятий, который может быть использован для совместной работы специалистов какой-либо сферы.
Нами планируется рассмотреть возможность применения онтологического подхода для создания наглядного представления моделей зрелости CMMI и COBiT.
Методология Capability Maturity Model Integration (CMMI) позволяет совершенствовать процессы организации. Документация содержит рекомендации в форме практик, с помощью которых можно реализовать определенные цели компании. [5, 100]
CMMI позволяет охарактеризовать структуру работы организации, функции, их взаимодействие, позволяет применять меры по оптимизации деятельности. Модель CMMI выделяет 5 уровней зрелости организации, они представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 Уровни зрелости организации по CMMI
Также модель включает описание 22 областей процессов, которые соотносят с определенным уровнем зрелости. С помощью модели можно определить уровень управления процессами в организации, качество их описания и контроля, а также дать прогноз на возможное поведение компании в случае изменения внешней среды, степень готовности организации к управлению рисками.
Control Objectives for Information and Related Technologies (CobiT) представляет собой совокупность признанных практик методов управления IT, изложенных с использованием процессного подхода. Цель стандарта заключается в разработке методов организации, оценки, измерения бизнес-процессов, а не в их детальном описании. [6, 14]
По стандарту COBIT выделяют шесть уровней зрелости организации и шесть уровней процессов. Каждый процесс связан с определенным уровнем зрелости, их связь представлена в Таблице 1. Согласно стандарту выделяют свойства для различных уровней процесса.
Таблица 1 Связь уровня зрелости и процесса
Уровень зрелости |
Уровень процесса |
0. Не существующий |
Неполный процесс |
1. Начальный |
Осуществлённый |
2. Повторяющийся |
Управляемый |
3. Определенный |
Установленный |
4. Управляемый |
Предсказуемый |
5. Оптимизированный |
Оптимизирующий |
Разработанные на основе стандарта схемы применимы в ходе проектов внедрения процессного подхода. В общем виде проект внедрения состоит из следующих этапов:
1. Принятие решений;
2. Подготовка;
3. Разработка процессной архитектуры организации;
4. Разработка системы показателей для управления процессами;
5. Организация управления процессами;
6. Описание и регламентация процессов;
7. Запуск цикла PDCA. [3, 4]
На первом этапе «Принятие решения» происходит обсуждение целей компании на уровне топ менеджмента, представители консалтинговой компании предлагают варианты достижения тех или иных задач. Готовые схемы моделей зрелости CMMI и COBiT можно использовать при переговорах между заказчиком и исполнителем. Следует отметить, что онтологии CMMI и COBiT применимы и в сфере высшего образования, например, при подготовке студентов экономических направлений и бизнес-информатики.
Для проведения следующей части исследования и построения онтологий требуется выбрать программное обеспечение. Планируется применять определенный метод отбора, включающий обзор рынка, выделение наиболее важных критериев ПО и сравнение каждой представленной программы с помощью оценки экспертов. [2, 57]
Библиографическая ссылка
Калязина Д.М., Федорова А.Е. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ CMMI И COBIT // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16636 (дата обращения: 21.11.2024).