Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВРЕМЕННЫЕ ОРАНЖЕРЕИ - ОБЪЕКТЫ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иордан Т.А. 1 Козлова Л.Н. 1
1 Омский Университет Дизайна и Технологий
Оранжереи – сооружения круглогодичного действия, где проводится научно-просветительская работа по изучению и сохранению природных биомов. Оранжереи являются частью ботанических комплексов, садов и парков. В двадцатом веке в деятельности ботанических садов появилось новое направление – распространение научных знаний среди населения, тем самым превращая сады в зоны для комфортного отдыха. Проекты архитектурных сооружений ботанических садов, в том числе оранжерей, интересны с точки зрения изучения конструктивных объемно-планировочных решений, а также поиска новых уникальных концепций, основанных на синтезе науки, искусства, технологий и живой природы. Анализ мировой практики в строительстве оранжерей дает возможность обозначить тенденции в проектировании сооружений данного типа и использовать их в практической деятельности дизайнера городской среды.
оранжерея
ботанический сад
проект
сооружение
купол
1. Гостев, В. Ф. Проектирование садов и парков: учеб. для технику¬мов / В. Ф. Гостев, Н. Н. Юскевич. – М.: Стройиздат, 1991. – 340 с.
2. Дизайн, архитектура, события и технологии в одном блоге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rdh-ru.livejournal.com/66897.html (дата обращения: 16.07.2016).
3. Кристаллическая оранжерея в Китае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zeleneet.com/kristallicheskaya-oranzhereya-v-kitae/13203/ (дата обращения: 16.07.2016)
4. Ландшафтный дизайн и архитектура сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gardener.ru/gap/garden_ guide/page3275.php?id=2150 (дата обращения: 15.06.2016)
5. Новые фондовые оранжереи главного ботанического сада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://architecture.dirty.ru/novye-fondovye-oranzherei-glavnogo-botanicheskogo-sada-imeni-n-v-tsitsina-rossiiskoi-akademii-nauk-449554/ (дата обращения 16.07.2016)
6. Самая большая оранжерея в мире – проект «Эдем», Корноуолл, Англия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zimsad.com/index.php?page=articles&article_id=43 (дата обращения 10.07.2016)
7. Теодоронский, B. C. Объекты ландшафтной архитектуры: учебное пособие для студентов. / B. C. Теодоронский, И. О. Боговая. – М.: МГУЛ, 2003. – 300 с.
8. Удивительные теплицы мира: оранжереи в Садах Кью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://udivitelno.com/plants/item/25-kew-garden/ (дата обращения 07.07.16)

Мы неразрывно связаны с окружающим растительным миром и в немалой степени зависим от него. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с природой, не может не обладать внутренней красотой. В современном городе с огромным количеством предприятий и учреждений необходимы зеленые зоны для отдыха, релаксации, познания законов природы, понимания гармонии и красоты мира.

Классификация системы городского озеленения включает такой тип сада как ботанический. Человек всегда стремился обогатить природное окружение полезными растениями из других районов. Еще в древних цивилизациях закладывались сады, в которых выращивали привозимые из других стран декоративные растения. В античной культуре ботанические сады в основном предназначались для выращивания лекарственных растений. В эпоху Возрождения в ботанических садах изучались новые растения, их применение в сельском хозяйстве, а также для украшения садов и парков. Узкоутилитарная направленность ботанических садов и аптекарских огородов постепенно утрачивалась. Приобретая научно-исследовательский и просветительский характер, в 50–60-е годы XX века ботанические сады становятся музеями живой природы, хранилищами генетического фонда сортов растений. Необходимость создания разнообразных коллекций растений в ботанических садах, способствовала интродукции растений, что потребовало строительства оранжерей и теплиц [7]. Проблемы охраны окружающей среды задали новое направление деятельности садов – распространение научных знаний среди населения. Доступность образцов садово-паркового искусства, которыми являлись ботанические сады, постепенно превращала эти территории в места отдыха городского населения [1]. Основным архитектурно-планировочным центром ботанического сада является «комплекс сооружений круглогодичного действия, который включает экспозиционные и фондовые оранжереи, музеи с лекторием, экспериментальные лаборатории» [7, с. 184].

С точки зрения архитектурной конструкции оранжерея – это каркасное сооружение со сплошным остеклением, где поддерживается постоянный режим температуры, влажности и освещения.

Рассмотрим примеры исторически сформированных и современных оранжерей на территории ботанических садов, городских парков и исследовательских центров. Стоит отметить, что функции рассмотренных сооружений одинаковы: проведение научно-исследовательской работы по изучению растительного мира, организация экскурсий для демонстрации тропической флоры. Но объемно-планировочное решение оранжерей зависит от неограниченных возможностей применения в проектах стальных пространственных структур и уникальных концепций архитекторов, которые объединяют красоту, функцию и природу в одном сооружении.

На сегодняшний день одна из крупнейших оранжерей находится в главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН в Москве. Сад является национальным достоянием России, известен своей просветительской деятельностью: лекциями и конференциями, посвященными богатству природного мира России. Новая фондовая оранжерея сада представляет собой многосекционную металлическую структуру со сплошным остеклением высотой 33 м. Уникальная конструкция в виде соединения трех блоков «каплевидной формы, наползающие один на другой» [5]. В образном решении оранжереи прослеживаются пластические мотивы куполов.

Купольная конструкция тепличных сооружений наиболее полно удовлетворяет функциональным требованиям. В XIX веке оранжереи создавались в дворцовых ансамблях, загородных резиденциях, и зачастую объемные решения сооружений сохраняли мотивы архитектурных стилей.

Дворцово-парковый комплекс Шёнбрунн в Вене (Австрия) стал воплощением власти и гордости одной из крупнейших европейских монархий. Строения комплекса и планировка роскошного парка выполнены в стиле барокко. Уникальным сооружением комплекса является оранжерея «Пальмовый дом» – воплощение стиля, технологии и материалов. Элементы конструкции здания точно соответствуют архитектурным мотивам. Оранжерея является акцентом всего дворцового комплекса, произведением технических возможностей и творческого замысла архитекторов [4].

Еще одним примером сохранения архитектурной стилистики в конструкциях являются оранжереи Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. На территории садов расположены уникальные сооружения:

- «Дом водяной лилии» – тепличное сооружение со стилизованными элементами классической архитектуры. Четкость и геометризм форм, симметрия, строгие повторяющиеся вертикальные линии (пилястры, колонны) – составляющие образа данного сооружения;

- «Оранжерея пальм» решена многоярусной купольной конструкцией, дополнена коваными декоративными элементами, ажурность которых придает огромным металлическим конструкциям легкость;

- «Оранжерея умеренного климата» – законченное архитектурное сооружение в стиле викторианской эпохи. Эклектичность стиля проявляется в торжественности, парадности, обилии архитектурных элементов в виде скульптуры, вазонов, пилястр с декоративной лепниной.

- «Хранилище принцессы Уэльской» – оранжерея, построенная в 1987 году. Основной ее особенностью является создание различных микроклиматов, поэтому функциональность сооружения отражена в конструкции, состоящей из множества разномасштабных объемов – «двускатных крыш», создающих образ города или горных вершин на фоне парка [8].

Научно-исследовательские и просветительские цели ботанических садов и парков в совокупности с задачами сохранения ландшафта приводят к поискам новых структур, формообразование которых напрямую зависит от выбранной территории. Новые комплексы проектируют и на рекультивированных территориях карьеров и промзон. Примером служит оранжерея «Эдем» в Корнуолле (Англия). Круглые купола теплиц «встроены» в существующий ландшафт. Вокруг оранжерей организована парковая зона для прогулок и созерцания окрестных территорий. Конструкция купола состоит из правильных шестиугольных модулей, позволяющих создавать огромные сферические поверхности, но при этом быть жесткой [6].

Современные технологические возможности и амбициозные замыслы архитекторов позволяют сегодня создавать проекты, в основе которых заложены творческие концепции. Например, «источником вдохновения для дизайна этой грандиозной оранжереи в китайском городе Сиань послужили драгоценные камни кристаллической формы» [3]. Здание представляет огромный кристалл, вписанный в рельеф существующего ландшафта. «Грани кристалла» образованы модульными конструктивными элементами. Форма равносторонних треугольников признана наименьшей плоскостью, позволяющей создавать наибольшее количество разнообразных объемов.

Возможности новейших строительных технологий рождают конкуренцию в строительстве уникальных сооружений, становящихся символами городов и стран. Фантастический симбиоз технологий и природного разнообразия создан в парковом проекте «Сады у залива» в Сингапуре [2]. Уникальный сад будущего, эко-технологичный ботанический комплекс решает множество проблем: от сохранения природных биомов до экологии современного мегаполиса. В парковом комплексе расположены две гигантские оранжереи – «Цветочного купола» и «Купола облачного леса». Бескаркасная конструкция сооружений позволила создать образы огромных «ракушек», расположенных на берегу залива. Авангардные архитектурные конструкции, причудливые бионические формы, несомненно, показывают возможности внедрения науки в естественную природную среду. Научные достижения становятся источником вдохновения для передачи природных принципов в архитектурных решениях современных оранжерей.

Таким образом, оранжереи являются доминирующим сооружением ботанических садов и природных парков, сохраняя баланс между природой, технологиями и безграничными творческими возможностями архитекторов в создании уникальных комплексов. Источниками концептуальных идей для формообразования оранжерей служат исторические архитектурные стили, природные формы, а также фантазийные образы, основанные на уникальных научных открытиях и технологиях.


Библиографическая ссылка

Иордан Т.А., Козлова Л.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ОРАНЖЕРЕИ - ОБЪЕКТЫ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16622 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674