Мы неразрывно связаны с окружающим растительным миром и в немалой степени зависим от него. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с природой, не может не обладать внутренней красотой. В современном городе с огромным количеством предприятий и учреждений необходимы зеленые зоны для отдыха, релаксации, познания законов природы, понимания гармонии и красоты мира.
Классификация системы городского озеленения включает такой тип сада как ботанический. Человек всегда стремился обогатить природное окружение полезными растениями из других районов. Еще в древних цивилизациях закладывались сады, в которых выращивали привозимые из других стран декоративные растения. В античной культуре ботанические сады в основном предназначались для выращивания лекарственных растений. В эпоху Возрождения в ботанических садах изучались новые растения, их применение в сельском хозяйстве, а также для украшения садов и парков. Узкоутилитарная направленность ботанических садов и аптекарских огородов постепенно утрачивалась. Приобретая научно-исследовательский и просветительский характер, в 50–60-е годы XX века ботанические сады становятся музеями живой природы, хранилищами генетического фонда сортов растений. Необходимость создания разнообразных коллекций растений в ботанических садах, способствовала интродукции растений, что потребовало строительства оранжерей и теплиц [7]. Проблемы охраны окружающей среды задали новое направление деятельности садов – распространение научных знаний среди населения. Доступность образцов садово-паркового искусства, которыми являлись ботанические сады, постепенно превращала эти территории в места отдыха городского населения [1]. Основным архитектурно-планировочным центром ботанического сада является «комплекс сооружений круглогодичного действия, который включает экспозиционные и фондовые оранжереи, музеи с лекторием, экспериментальные лаборатории» [7, с. 184].
С точки зрения архитектурной конструкции оранжерея – это каркасное сооружение со сплошным остеклением, где поддерживается постоянный режим температуры, влажности и освещения.
Рассмотрим примеры исторически сформированных и современных оранжерей на территории ботанических садов, городских парков и исследовательских центров. Стоит отметить, что функции рассмотренных сооружений одинаковы: проведение научно-исследовательской работы по изучению растительного мира, организация экскурсий для демонстрации тропической флоры. Но объемно-планировочное решение оранжерей зависит от неограниченных возможностей применения в проектах стальных пространственных структур и уникальных концепций архитекторов, которые объединяют красоту, функцию и природу в одном сооружении.
На сегодняшний день одна из крупнейших оранжерей находится в главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН в Москве. Сад является национальным достоянием России, известен своей просветительской деятельностью: лекциями и конференциями, посвященными богатству природного мира России. Новая фондовая оранжерея сада представляет собой многосекционную металлическую структуру со сплошным остеклением высотой 33 м. Уникальная конструкция в виде соединения трех блоков «каплевидной формы, наползающие один на другой» [5]. В образном решении оранжереи прослеживаются пластические мотивы куполов.
Купольная конструкция тепличных сооружений наиболее полно удовлетворяет функциональным требованиям. В XIX веке оранжереи создавались в дворцовых ансамблях, загородных резиденциях, и зачастую объемные решения сооружений сохраняли мотивы архитектурных стилей.
Дворцово-парковый комплекс Шёнбрунн в Вене (Австрия) стал воплощением власти и гордости одной из крупнейших европейских монархий. Строения комплекса и планировка роскошного парка выполнены в стиле барокко. Уникальным сооружением комплекса является оранжерея «Пальмовый дом» – воплощение стиля, технологии и материалов. Элементы конструкции здания точно соответствуют архитектурным мотивам. Оранжерея является акцентом всего дворцового комплекса, произведением технических возможностей и творческого замысла архитекторов [4].
Еще одним примером сохранения архитектурной стилистики в конструкциях являются оранжереи Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. На территории садов расположены уникальные сооружения:
- «Дом водяной лилии» – тепличное сооружение со стилизованными элементами классической архитектуры. Четкость и геометризм форм, симметрия, строгие повторяющиеся вертикальные линии (пилястры, колонны) – составляющие образа данного сооружения;
- «Оранжерея пальм» решена многоярусной купольной конструкцией, дополнена коваными декоративными элементами, ажурность которых придает огромным металлическим конструкциям легкость;
- «Оранжерея умеренного климата» – законченное архитектурное сооружение в стиле викторианской эпохи. Эклектичность стиля проявляется в торжественности, парадности, обилии архитектурных элементов в виде скульптуры, вазонов, пилястр с декоративной лепниной.
- «Хранилище принцессы Уэльской» – оранжерея, построенная в 1987 году. Основной ее особенностью является создание различных микроклиматов, поэтому функциональность сооружения отражена в конструкции, состоящей из множества разномасштабных объемов – «двускатных крыш», создающих образ города или горных вершин на фоне парка [8].
Научно-исследовательские и просветительские цели ботанических садов и парков в совокупности с задачами сохранения ландшафта приводят к поискам новых структур, формообразование которых напрямую зависит от выбранной территории. Новые комплексы проектируют и на рекультивированных территориях карьеров и промзон. Примером служит оранжерея «Эдем» в Корнуолле (Англия). Круглые купола теплиц «встроены» в существующий ландшафт. Вокруг оранжерей организована парковая зона для прогулок и созерцания окрестных территорий. Конструкция купола состоит из правильных шестиугольных модулей, позволяющих создавать огромные сферические поверхности, но при этом быть жесткой [6].
Современные технологические возможности и амбициозные замыслы архитекторов позволяют сегодня создавать проекты, в основе которых заложены творческие концепции. Например, «источником вдохновения для дизайна этой грандиозной оранжереи в китайском городе Сиань послужили драгоценные камни кристаллической формы» [3]. Здание представляет огромный кристалл, вписанный в рельеф существующего ландшафта. «Грани кристалла» образованы модульными конструктивными элементами. Форма равносторонних треугольников признана наименьшей плоскостью, позволяющей создавать наибольшее количество разнообразных объемов.
Возможности новейших строительных технологий рождают конкуренцию в строительстве уникальных сооружений, становящихся символами городов и стран. Фантастический симбиоз технологий и природного разнообразия создан в парковом проекте «Сады у залива» в Сингапуре [2]. Уникальный сад будущего, эко-технологичный ботанический комплекс решает множество проблем: от сохранения природных биомов до экологии современного мегаполиса. В парковом комплексе расположены две гигантские оранжереи – «Цветочного купола» и «Купола облачного леса». Бескаркасная конструкция сооружений позволила создать образы огромных «ракушек», расположенных на берегу залива. Авангардные архитектурные конструкции, причудливые бионические формы, несомненно, показывают возможности внедрения науки в естественную природную среду. Научные достижения становятся источником вдохновения для передачи природных принципов в архитектурных решениях современных оранжерей.
Таким образом, оранжереи являются доминирующим сооружением ботанических садов и природных парков, сохраняя баланс между природой, технологиями и безграничными творческими возможностями архитекторов в создании уникальных комплексов. Источниками концептуальных идей для формообразования оранжерей служат исторические архитектурные стили, природные формы, а также фантазийные образы, основанные на уникальных научных открытиях и технологиях.