Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Овчинников Д.Р. 1 Масликова Ю.В. 1
1 ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей»

На официальном информационном портале Единого государственного экзамена ЕГЭ определяется как централизованный экзамен, который проводится в учебных заведениях среднего общего образования для оценки качества подготовки учащихся с помощью контрольных измерительных материалов. О значимости этого экзамена В.В. Путин в «Прямой линии» (16.04.2015), отметил следующее: «Мне бы не хотелось поднимать дискуссию по ЕГЭ, и точку в этом должны поставить специалисты, которые глубоко понимают проблему. Есть и плюсы, и минусы, но фактом остается то приятное явление, что количество талантливых людей из провинции поступает в ведущие вузы страны при такой оценке знаний».

Впервые об ЕГЭ в России стали говорить в конце 90–х годов. Тогда в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Инициатором Единого государственного экзамена стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий стало введение новых способов оценки знаний школьников.

Основанием проведения эксперимента по введению ЕГЭ явились два постановления Правительства РФ:

1. «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года.

2. «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в 5 регионах России, по восьми учебным дисциплинам. Были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. В эксперименте приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам. В 2006 его уже сдавали около 950 тысяч школьников, в 79 регионах России, в число которых вошла Свердловская область. С 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике в обязательном порядке, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору. В 2010 году в обязательном порядке сдавали ЕГЭ ученики первого выпуска 11–класса отделения «Кадетский корпус «Спасатель» на базе ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей».

В СМИ можно встретить как положительные, так и критические статьи по поводу ЕГЭ. Важным мнением для учеников является высказывание Д. Медведева «…Когда нас убеждают вернуться к прежним вариантам сдачи экзаменационных испытаний – это прошлый век, это анахронизм… Врезультате Единого госэкзамена появилась возможность для большого количества наших выпускников сдавать документы в различные университеты и поступать… По системе тестирования идет весь мир, делать его более гибким (наша задача), более разнонаправленным, более учитывающим специфику той или иной дисциплины, которая сдается» (Риановости, 22.06.2015).

С 2015 года ЕГЭ по математике разделили на два уровня: базовый и профильный. Для того чтобы просто получить аттестат и поступать в гуманитарный вуз, школьнику достаточно базового уровня. Но во многих ВУЗах в перечне вступительных испытаний университета предусмотрен экзамен по математике, что значит сдавать профильный уровень. По словам Министра образования и науки в интервью «Комсомольской правде» Леванова Д. (01.12.2015), «большинство учителей эту идею поддерживают. Да и само предложение исходило от сообщества математиков. Если у школьника нет интереса к математике, лучше дать ему то, что нужно в последующей жизни, для использования на практике. При этом не исключается возможность потом, освоив базовый уровень, изучить математику на более высоком уровне».

Тесты базового уровня – это 20 заданий. В демоверсии, размещенная на официальном сайте ФИПИ, четырнадцать задач – из 5–9-х классов и шесть – из 10–11–х классов. Для ученика средней школы, освоившего школьную программу хорошо, сдать ЕГЭ на базовом уровне не сложно. В демоверсии ЕГЭ-2015 по математике профильного уровня 21 задание, причем первая часть – задания довольно простые. Но некоторые задания из профильного уровня действительно сложные, требуют дополнительной подготовки и времени на обдумывание и проверку решения. Как отметил глава Рособрнадзора Кравцов С., «Если вы хорошо учились, никаких проблем не будет. ЕГЭ просто помогает продемонстрировать знания и поступить в высшее учебное заведение. Если себя настроить и не бояться, никаких затруднений быть не должно, экзамен просто лишний раз подтвердит ваши успехи» (http://obrnadzor.gov.ru, 04.02.2016).

Спецификой организации образовательного процесса в кадетском корпусе является то, что в нем обучаются юноши, которым в дальнейшем предстоит продолжать обучение в ВУЗах МЧС, МВД, военных и т.п. Поэтому приоритетами в выборе ЕГЭ выступают: профильная математика, обществознание, физика.

С повышением требований к абитуриентам и введением экзамена по профильной математике, увеличилось количество желающих сдать профильный уровень и в нашем кадетском корпусе. Если в 2015 году профильную математику сдавали 65 %, то в 2016 году – 100%. При этом 60 % учащихся будут сдавать и базовый уровень и профильный.

В связи с тем, что учащиеся кадетского корпуса находятся постоянно в учебном заведении, нет возможности дополнительной подготовки посредством репетиторства. Поэтому, проводится систематическая, комплексная психолого-педагогическая работа по подготовке учеников к успешному прохождению выпускного экзамена:

1. Элективный курс по математике для учеников 10–11 класса.

2. Использование потенциальной выгоды от цифровых технологий для подготовки к ЕГЭ. В кадетском корпусе созданы условия для работы с интернет-ресурсами (табл. 1), есть возможность просмотра научно-документальных фильмов и передач, доступно онлай-тестирование в компьютерном классе.

3. Дополнительные (консультационные) занятия по математике. Ученики 10 класса при желании могут посещать консультации для учеников 11 класса.

4. Самоподготовка. Выполнение индивидуальных заданий, объединение в малые группы для совместного рассмотрения определенных тем из курса математики, работа с методической литературой (табл. 2).

5. Вовлечение учеников в разработку программы подготовки к ЕГЭ. С этой целью проводится анкетирование, выбираются руководители малых групп, ответственные за помощь отстающим.

6. Формирование психологической готовности. Ведется активная работа всем педагогическим коллективом, особенно воспитателями каждого взвода в форме бесед, тренингов. Необходимо отметить значимость как психологической, так и мотивационной готовности при организации встреч выпускников предшествующего года, которые рассказывают о своих впечатлениях от первой сессии в ВУЗе, в котором они обучаются.

7. Индивидуальные папки: лист самоконтроля табл. 3), справочные материалы.

Перечисленные методы и формы способствуют эффективной подготовке учащихся к профильному экзамену по математике.

Таблица 1

Список интернет-ресурсов с информацией об ЕГЭ

Ссылка сайта

Описание Сайта

1.

http://www.еgе.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

2.

http://минобрнауки.рф

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

3.

http://obrnadzor.gov.ru

Федеральная служба

по надзору в сфере образования и науки

РОСОБРНАДЗОР

4.

http://www.fipi.ru

Портал федерального института педагогических измерений

5.

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

6.

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp

Научная электронная библиотека

7.

http://nsportal.ru

Социальная сеть работников образования

8.

http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-matematike

ЕГЭ по математике.

Таблица 2

Методическое обеспечение подготовки к ЕГЭ по математике

Учебное пособие

Обеспеченность

1.

Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. – 4–е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 364 с.: ил.

100%

2.

Алгебра и начала математического анализа. 11 кл: Базовый и профильный уровень: Учеб. для общеобразовательных учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Шабунин М.И. – М.: Мнемозина, 2010. – 366 с.

100%

3.

ЕГЭ-16.Математика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Базовый уровень / под ред. Ященко И.В. – М.: АСТ, 2016.

100%

4.

ЕГЭ-16 Математика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Профильный уровень / под ред. Ященко И.В. – М.: АСТ, 2016.

100%

5.

Индивидуальные справочные материалы

100%

Таблица 3

Лист самоконтроля (пример)

 

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.5

Общие кол-во баллов

Вар.1

+

+

-

-

+

3

Вар.2

-

+

+

-

+

3

Вар.3

+

+

+

-

+

4


Библиографическая ссылка

Овчинников Д.Р., Масликова Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16599 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074