На официальном информационном портале Единого государственного экзамена ЕГЭ определяется как централизованный экзамен, который проводится в учебных заведениях среднего общего образования для оценки качества подготовки учащихся с помощью контрольных измерительных материалов. О значимости этого экзамена В.В. Путин в «Прямой линии» (16.04.2015), отметил следующее: «Мне бы не хотелось поднимать дискуссию по ЕГЭ, и точку в этом должны поставить специалисты, которые глубоко понимают проблему. Есть и плюсы, и минусы, но фактом остается то приятное явление, что количество талантливых людей из провинции поступает в ведущие вузы страны при такой оценке знаний».
Впервые об ЕГЭ в России стали говорить в конце 90–х годов. Тогда в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников. Инициатором Единого государственного экзамена стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий стало введение новых способов оценки знаний школьников.
Основанием проведения эксперимента по введению ЕГЭ явились два постановления Правительства РФ:
1. «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года.
2. «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в 5 регионах России, по восьми учебным дисциплинам. Были выбраны экспериментальные регионы, где впервые по восьми предметам прошел ЕГЭ: республика Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. В эксперименте приняли участие более 30 тыс. человек и около 50 государственных вузов по восьми учебным дисциплинам. В 2006 его уже сдавали около 950 тысяч школьников, в 79 регионах России, в число которых вошла Свердловская область. С 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике в обязательном порядке, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору. В 2010 году в обязательном порядке сдавали ЕГЭ ученики первого выпуска 11–класса отделения «Кадетский корпус «Спасатель» на базе ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей».
В СМИ можно встретить как положительные, так и критические статьи по поводу ЕГЭ. Важным мнением для учеников является высказывание Д. Медведева «…Когда нас убеждают вернуться к прежним вариантам сдачи экзаменационных испытаний – это прошлый век, это анахронизм… Врезультате Единого госэкзамена появилась возможность для большого количества наших выпускников сдавать документы в различные университеты и поступать… По системе тестирования идет весь мир, делать его более гибким (наша задача), более разнонаправленным, более учитывающим специфику той или иной дисциплины, которая сдается» (Риановости, 22.06.2015).
С 2015 года ЕГЭ по математике разделили на два уровня: базовый и профильный. Для того чтобы просто получить аттестат и поступать в гуманитарный вуз, школьнику достаточно базового уровня. Но во многих ВУЗах в перечне вступительных испытаний университета предусмотрен экзамен по математике, что значит сдавать профильный уровень. По словам Министра образования и науки в интервью «Комсомольской правде» Леванова Д. (01.12.2015), «большинство учителей эту идею поддерживают. Да и само предложение исходило от сообщества математиков. Если у школьника нет интереса к математике, лучше дать ему то, что нужно в последующей жизни, для использования на практике. При этом не исключается возможность потом, освоив базовый уровень, изучить математику на более высоком уровне».
Тесты базового уровня – это 20 заданий. В демоверсии, размещенная на официальном сайте ФИПИ, четырнадцать задач – из 5–9-х классов и шесть – из 10–11–х классов. Для ученика средней школы, освоившего школьную программу хорошо, сдать ЕГЭ на базовом уровне не сложно. В демоверсии ЕГЭ-2015 по математике профильного уровня 21 задание, причем первая часть – задания довольно простые. Но некоторые задания из профильного уровня действительно сложные, требуют дополнительной подготовки и времени на обдумывание и проверку решения. Как отметил глава Рособрнадзора Кравцов С., «Если вы хорошо учились, никаких проблем не будет. ЕГЭ просто помогает продемонстрировать знания и поступить в высшее учебное заведение. Если себя настроить и не бояться, никаких затруднений быть не должно, экзамен просто лишний раз подтвердит ваши успехи» (http://obrnadzor.gov.ru, 04.02.2016).
Спецификой организации образовательного процесса в кадетском корпусе является то, что в нем обучаются юноши, которым в дальнейшем предстоит продолжать обучение в ВУЗах МЧС, МВД, военных и т.п. Поэтому приоритетами в выборе ЕГЭ выступают: профильная математика, обществознание, физика.
С повышением требований к абитуриентам и введением экзамена по профильной математике, увеличилось количество желающих сдать профильный уровень и в нашем кадетском корпусе. Если в 2015 году профильную математику сдавали 65 %, то в 2016 году – 100%. При этом 60 % учащихся будут сдавать и базовый уровень и профильный.
В связи с тем, что учащиеся кадетского корпуса находятся постоянно в учебном заведении, нет возможности дополнительной подготовки посредством репетиторства. Поэтому, проводится систематическая, комплексная психолого-педагогическая работа по подготовке учеников к успешному прохождению выпускного экзамена:
1. Элективный курс по математике для учеников 10–11 класса.
2. Использование потенциальной выгоды от цифровых технологий для подготовки к ЕГЭ. В кадетском корпусе созданы условия для работы с интернет-ресурсами (табл. 1), есть возможность просмотра научно-документальных фильмов и передач, доступно онлай-тестирование в компьютерном классе.
3. Дополнительные (консультационные) занятия по математике. Ученики 10 класса при желании могут посещать консультации для учеников 11 класса.
4. Самоподготовка. Выполнение индивидуальных заданий, объединение в малые группы для совместного рассмотрения определенных тем из курса математики, работа с методической литературой (табл. 2).
5. Вовлечение учеников в разработку программы подготовки к ЕГЭ. С этой целью проводится анкетирование, выбираются руководители малых групп, ответственные за помощь отстающим.
6. Формирование психологической готовности. Ведется активная работа всем педагогическим коллективом, особенно воспитателями каждого взвода в форме бесед, тренингов. Необходимо отметить значимость как психологической, так и мотивационной готовности при организации встреч выпускников предшествующего года, которые рассказывают о своих впечатлениях от первой сессии в ВУЗе, в котором они обучаются.
7. Индивидуальные папки: лист самоконтроля табл. 3), справочные материалы.
Перечисленные методы и формы способствуют эффективной подготовке учащихся к профильному экзамену по математике.
Таблица 1
Список интернет-ресурсов с информацией об ЕГЭ
№ |
Ссылка сайта |
Описание Сайта |
1. |
http://www.еgе.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. |
2. |
http://минобрнауки.рф |
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. |
3. |
http://obrnadzor.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РОСОБРНАДЗОР |
4. |
http://www.fipi.ru |
Портал федерального института педагогических измерений |
5. |
http://www.school.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал |
6. |
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp |
Научная электронная библиотека |
7. |
http://nsportal.ru |
Социальная сеть работников образования |
8. |
http://www.examen.ru/add/ege/ege-po-matematike |
ЕГЭ по математике. |
Таблица 2
Методическое обеспечение подготовки к ЕГЭ по математике
№ |
Учебное пособие |
Обеспеченность |
1. |
Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. – 4–е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 364 с.: ил. |
100% |
2. |
Алгебра и начала математического анализа. 11 кл: Базовый и профильный уровень: Учеб. для общеобразовательных учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Шабунин М.И. – М.: Мнемозина, 2010. – 366 с. |
100% |
3. |
ЕГЭ-16.Математика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Базовый уровень / под ред. Ященко И.В. – М.: АСТ, 2016. |
100% |
4. |
ЕГЭ-16 Математика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Профильный уровень / под ред. Ященко И.В. – М.: АСТ, 2016. |
100% |
5. |
Индивидуальные справочные материалы |
100% |
Таблица 3
Лист самоконтроля (пример)
Зад.1 |
Зад.2 |
Зад.3 |
Зад.4 |
Зад.5 |
Общие кол-во баллов |
|
Вар.1 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3 |
Вар.2 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
3 |
Вар.3 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4 |
Библиографическая ссылка
Овчинников Д.Р., Масликова Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16599 (дата обращения: 03.12.2024).