Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЦИРКАДНЫЕ НАРУШЕНИЯ СНА У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА СИБИРИ

Алексеева А.Н. 1 Жданова В.Н. 1 Шнайдер Н.А. 2 Газенкампф К.А. 2
1 МБОУ «Средняя школа № 144»
2 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
1. Алехина Н. Д. и соавт. Физиология растений. – М.: Академия, 2005.
2. Ковальзон В. М. Основы сомнологии. Физиология и нейрохимия цикла «бодрствование-сон». – М.: БИНОМ. – 2014. – С. 242.
3. Auger R. R.; Burgess H. J.; Emens J. S.,. etal. Clinical Practice Guideline for the treatment of intrinsic circadian rhythm sleep-wake disorders: Advanced Sleep-Wake Phase Disorder (ASWPD)// Journal of Clinical Sleep Medicine. – 2015. – Vol. 11. – N. 10. – P.1199–1236.
4. Abbott S.M., Reid K.J., Zee P.C.. Circadian rhythm sleep-wake disorders// Psychiatr Clin North Am. – 2015. – Vol. 38(4). – P.805–823.
5. Johns M.W. A new method for measuringdaytime slepiness:the Epworth Slepiness Scale//Sleep. – 1991. – Vol. 14. – N. 6. – P.540–545.

Циркадные, или циркадианные ритмы – это циклические колебания интенсивности различных биологических процессов в живых организмах, связанные со сменой дня и ночи, времен года. Впервые упоминания о биоритмах встречаются в работах Андростена (334 г. до н.э.), историка, описывавшего походы Александра Македонского. Он обратил внимание на изменение положения листьев у тамаринда (Tamarindus indicus) в течение дня. В 1729 году французский астроном Жан-Жак де Мейрен сообщил о ежедневных движениях листьев у мимозы стыдливой (Mimosa pudica). Эти движения повторялись с определённой периодичностью даже при отсутствии освещения, что позволило предположить эндогенное происхождение биологических ритмов, к которым были приурочены движения листьев растения. Де Мейрен предположил, что эти ритмы могут иметь что-то общее с чередованием сна и бодрствования у человека. Циклический характер изменений окружающей среды, смены дня и ночи определяют циркадные циклы всех живых организмов [1]. Циркадная периодичность человека (или так называемые биологические часы), составляет примерно 24,2 часа и постоянно синхронизируется с циклом свет/темнота , являюшимся главным регулятором ритма. Под контролем циркадных ритмов находятся суточный ритм сон-бодрствование и активность всех систем организма человека. В результате нарушений режима сна-бодрствования (поздние засыпания, ранние пробуждения, укорочение продолжительности сна) происходит нарастание эмоциональных проблем, которые, в свою очередь, вызывают нарушение способности организма сопротивляться внешним воздействиям и заболеваниям, что усиливает нарушения сна. Формируется порочный круг: нарушения сна ® психоэмоциональные расстройства ® нарушения сна [4]. Жизнь в современном обществе представляет серьёзную угрозу нормальной работе биологических часов человека. Факторы риска нарушений циркадных ритмов много – это искусственное освещение на улице и дома, работа в ночную смену, частые поездки со сменой часовых поясов, психологические стрессы и обилие информации. Избыточная световая стимуляция и поведенческая активность человека в ночное время – самые обычные причины нарушений циркадного и сонного ритма [2]. Школьникам старших классов требуется в среднем от 8 до 9 часов сна в сутки. Недостаточный сон усиливает дневную сонливость, утомляемость, вялость и раздражительность, способствует снижению способности воспринимать и запоминать информацию. Помимо физиологических изменений в организме, характерных для подросткового периода, к нарушению сна также могут привести следующие факторы: неправильный режим дня, чрезмерная умственная, эмоциональная и физическая нагрузка, неправильное питание, общение в социальных сетях допоздна и другие причины [3].

Цель – исследование нарушения сна у школьников старших классов, оценить влияние нарушения циркадных ритмов сна на психоэмоциональное состояние подростков.

Материал и методы. Проведено совместное исследование ученического научного общества школы № 144 и студенческого научного общества КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в рамках комплексного обследования по теме «Циркадные нарушения сна у школьников старших классов». Исследование было одобрено на ЛЭК, было независимым (анкетирование проведено анонимно, респонденты не получали никаких вознаграждений за участие в исследовании). Нами проанализировано 100 анкет учащихся 10 классов школ № 150, и № 144 города Красноярска. Для определения дневной сонливости, продолжительности и качества сна, было проведено анкетирование. Мы использовали анкету Child Sleep Questionnaire детского национального медицинского центра Вашингтон, пересмотренную в 2006 г., а так же шкалу оценки сонливости Epworth sleepiness scale [5]. Анкеты были нами были модифицированы для оценки средней успеваемости учащихся, загруженности в школе, а так же на дополнительных занятиях, продолжительности общения в социальных сетях. (табл. 1, 2).

Таблица 1

Модифицированная анкета оценки качества сна (Алексеева А.Н. и соавт 2015 г.)

Анкета сна школьника старших классов

Дата : «__»__201 Дата рождения: «__» __» __Возраст__Пол : муж, жен. Рост_ см. Вес_ кг.

Прочитайте , пожалуйста, внимательно указания по заполнению анкеты!

Если необходимо ответить «Да» или «Нет» , то обведите правильный ответ кружком

Если необходимо выбрать ответ из списка , то укажите правильный ответ крестиком в скобках (+ ).

Следующие вопросы о сне в течение последних 3 месяцев

1. Удовлетворены ли Вы в общем качеством Вашего ночного сна? Да / Нет

2. Если у Вас имеются проблемы со сном, то в течение какого времени? ___лет __мес __нед

3. Сколько ночей в неделю у Вас отмечаются проблемы со сном? _____

4. Сформулируйте Вашу основную проблему со сном: _________________________________

5. Укажите в среднем, в какое время ложитесь спать вечером в будние дни?______в выходные дни_______

6. В какое время просыпаетесь в будние дни ?________в выходные дни________

7. В среднем, продолжительность сна в будние дни?________в выходные дни_________

8. Как пробуждаетесь?

( ) Встаёте самостоятельно

( ) Использую будильник

( ) Будят родители или др. родственники?

( ) Нужно пробудить несколько раз, прежде, чем встаёте с постели

Сколько времени в среднем уходит на пробуждение? ____ч. ___мин.

Сколько времени в среднем уходит на засыпание?__ч. ______мин.

Спите днём? Да/Нет Если да, то как долго?__ч. __мин

Если у вас была возможность установить свой собственный график, Вы бы предпочли:

( ) Ложиться спать рано и рано вставать

( ) Ложиться спать поздно и поздно вставать

( )Нет предпочтений

13. Принимали ли Вы когда-либо принимал снотворные средства? Да/ нет. Если да, то в каких дозах и как часто: __________________________________________________________

14. Отмечаются ли у Вас следующие симптомы?

Боязнь не заснуть

Трудности с засыпанием

Пробуждения среди ночи

Беспокойный сон

Ночью «лезут мысли» в голову

Ночная потливость

Ранние пробуждения в 4–5 утра

Неосвежающий сон

Разбитость по утрам

Головная боль по утрам

Дневная сонливость

Затруднение усвоения программы

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Снижение памяти

Хроническая дневная усталость

Раздражительность

Тревожность

Внутренняя напряженность

Снижение настроения

Храп

Всхрапывания

Остановки дыхания во сне

Пробуждения от нехватки воздуха

Ночные приступы удушья (20–40 секунд)

Затруднение дыхания в полож. на спине

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

Да / Нет

15. Какой из следующих элементов есть у Вас в спальне: Телевизор, DVD, компьютер, Интернет, Видео игры, телефон/мобильный телефон.

16.Сколько времени в среднем в сутки затрачиваете на выполнение домашнего задания?___ч___мин.

17. Сколько времени в среднем в течение суток Вы пользуетесь интернетом?__ч___мин. Смотрите телевизор?____ч.__мин

18. Вы занимаетесь физическими занятиями (спорт. секции , танцы и др.) ? Да/Нет ( какими ?) ________________

19. Ваша успеваемость( средний балл)__________

20. Употребляет ли Вы напитки, содержащие кофеин (кола, кофе, молочный шоколад или др.) или едите шоколад в больших количествах?

21.Вы курите? Да/Нет. Если курите , то сколько сигарет выкуриваете в день? ____шт. Как давно Вы курите? __лет ___мес.

22. Принимает алкоголь?Да/Нет . Если Да , какие алкогольные напитки и как часто в неделю_______________________________

23.У Вас отдельная комната для сна? Да/Нет

24. Удаётся ли Вам соблюдать определённое время для укладывания в постель?Да/Нет

Таблица 2

Модифицированная шкала оценки сонливости Эпворта (Алексеева А.Н. и соавт 2015 г.)

Шкала оценки сонливости. Какова вероятность, что Вы может задремать или уснуть в приведённых ниже ситуациях:

0 = никогда; 1 = низкая вероятность; 2 = умеренная вероятность; 3 = высокая вероятность

СИТУАЦИЯ

Вероятность дремоты или засыпания

Читая сидя

 

Просматривая телепередачи

 

Сидя в общественном месте без проявления активности (на занятиях или в кино, театре)

 

В качестве пассажира в машине при движении без остановки в течение часа

 

Во время отдыха в кровати во второй половине дня, если позволяет ситуация

 

Сидя в спокойной обстановке после обеда

 

Сидя и разговаривая с кем-либо

 

Во время игры с друзьями

 

Статистическая обработка базы данных осуществлялась с использованием пакета прикладных программ STATISTICA v. 7.0 (StatSoft, USA). Описательная статистика для качественных учетных признаков представлена в виде абсолютных значений, процентных долей и их стандартной ошибки. Вид распределения определялся с помощью критерия Шапиро – Уилка. Данные для вариационных рядов с непараметрическим распределением представлены в виде медианы и процентилей (Ме [Q25;Q75]). Для сравнения долей использовали двухсторонний критерий Фишера, при уровне значимости p ? 0,05.

Результаты и обсуждение: Общая выборка составила 100 школьников в возрасте от 15 до 17 лет, средний возраст – 15,9 лет, медиана возраста – 16 [16;17] лет, в том числе: 62 (62 ± 4,85 %) девушки и 38 (38 ± 4,85 %) юношей. Не удовлетворены качеством сна 41/100 (41± 4,91 %) респондента. Продолжительность нарушений сна варьировала от 2 месяцев от 5 лет. Основная проблема по качеству сна у проанкетированных подростков – недостаточность времени для ночного сна (30/41;73± 6,91 %). Продолжительность ночного сна в будние дни составила 6 часов 45 минут, медиана – 7 [6;8] часов, в выходные дни – 9 часов 38 минут, медиана – 10 [8,5; 10]часов. Показано, что большинство школьников спят в будние дни менее 8 часов в сутки, что составляет 64± 4,8 % случая от общего числа учащихся. После полуночи в будние дни ложатся спать 44± 4,96 % школьника, в выходные – 71± 4,53 % респондент, однако по мнению 39± 4,87 % школьников, им удаётся соблюдать режим сна и бодрствования. У большинства опрошенных есть условия для качественного сна дома, включая отдельную комнату для сна – 83± 3,1 %. Просыпаются по сигналу будильника 64± 4,8 % школьника, 32± 4,66 % ученика будят родители, из них 13/32 (40± 8,68 %) подростков отметили, что родителям придётся будить их несколько раз, лишь 4± 1,95 % школьника пробуждаются самостоятельно. Принявшим в исследовании 100 школьникам, было предложено самостоятельно выбрать свой собственный график смены сна и бодрствования. Предпочли график «ложиться спать рано и рано вставать» лишь треть участников 32± 4,66 %, четверть школьников – 25± 4,33 % выбрали график «ложиться спать поздно и поздно вставать»; у 41± 4,9 % респондента не было предпочтений, и лишь 2± 1,4 % отметили, что желали бы в будние дни «ложиться спать рано и рано вставать», а в выходные дни «ложиться спать поздно и поздно вставать».

Среднее время пробуждения составило 13 минут, медиана – 10 [5; 15] минут. Среднее засыпание – 24 минуты, медиана – 15 [10; 30] минут. Дневную сиесту соблюдали 22± 4,14 % опрошенных с вариабельностью продолжительности дневного сна от 1 до 4 часов. Большинство школьников после пробуждения чувствовали себя вялыми и отмечали дневную сонливость – 61± 4,87 %, повышенную утомляемость при обычных физических и умственных нагрузках – 57± 4,95 %, сниженное настроение – 56± 4,96 %, раздражительность – 54± 4,98 %, тревожность – 27± 4,43 %, затруднение усвоения школьной программы – 24± 4,27 %, снижение памяти – 25± 4,33 %, головные боли – 18± 3,84 %. Просыпались среди ночи треть – 30± 4,58 % учащихся, на боязнь не заснуть жаловались 11± 3,1 % респондента, на трудности засыпания – 32± 4,66 %, на беспокойный сон – 20± 4 %, на ранние пробуждения – 27± 4,43 %, на неосвежающий сон – 32± 4,66 %. Отмечали наличие тревожных мыслей при засыпании – 43± 4,95 % школьника. Ночные кошмары мучали 2± 1,4 % учеников, у трёх человек 3± 1,7 % повышенный уровень двигательной активности во сне (частая смена положения тела в постели, неприятные ощущение в ногах, непроизвольные подёргивания в конечностях), у одного юноши 1± 0,99 % – фрагментация сна на фоне снохождения. Нарушение дыхания во сне встречались реже: храп – 1± 0,99 %, всхрапывание – 6± 2,37 %, остановки дыхания во сне – 5± 2,17 %, ночные приступы удушья – 2± 1,4 %. В спальне у 39± 4,87 % школьника имеется телевизор; видео приставки – 20± 4 %, персональный компьютер – 80± 4 %, возможность пользования интернета с помощью ПК и/или мобильного телефона (смартфона) – 82± 3,84 %.

На выполнение домашнего задания у участников исследования уходит в среднем 2 часа 40 минут, медиана – 2 часа 30 минут [2; 3,5], а на общение в социальных сетях в 2 раза больше – в среднем 5 часов 30 минут, медиана – 4 часа [2;8]. Большинство школьников 63± 4,82 % дополнительно посещают спортивные 47± 4,99 % и танцевальные 10± 3 % занятия, трое 3± 1,7 % совмещают танцевальные и спортивные секции. Среди тонизирующих напитков школьники чаще употребляют кофе – 54± 4,98 %, 30± 4,5 % употребляют «колу» и шоколад в больших количествах – 33± 4,7 %. В курении сознались 14± 3,46 %, стаж курильщика варьировал от 4 месяцев до 7 лет, алкоголь употребляли 23± 4,2 %. Средний балл по Эпвортской шкале оценки сонливости составил 7,67, медиана – 8 [4; 10](табл.2 шкала субъективной оценки сонливости состоит из 8 пунктов нормальное значение составляет менее 10 баллов). Средний балл успеваемости – 4,16, медиана – 4[4; 4,5]. Из общей выборки выделены 2 группы школьников: первая группа учеников со средним баллом менее 4, вторая группа – отличники. При успеваемости ниже 4 баллов продолжительность ночного сна в будние дни была менее 8 часов в сутки у 5/10 (50± 14,49 %) школьников, до полуночи в будние дни ложились спать 3/10 (30 ± 15,8 %). У отличников продолжительность ночного сна в будние дни была менее 8 часов в сутки у 8/12 (66 ± 13,6 %) школьников, до полуночи в будние дни ложились спать 4/12 (33± 13,6 %) человек. Дневная сонливость в первой группе отмечена у 7/10 (70± 14,49 %) человек, во второй группе – у 6/12 (33± 13,6 %), раздражительность в первой группе была у 4/10 (40± 15,49 %), во второй – у 7/12 (58± 14,23 %). Школьники со средним баллом ниже 4 баллов считают что не справляются со школьной программой в трети 30 ± 15,8 % случаев, что статистически значимо в сравнении с отличниками – в 16± 10,75 %, р<0,05.

Вывод. Нарушение сна у школьников старших классов регистрируется часто – проблемы со сном имеют 61 % школьников. Этому свидетельствует данные о снижении качества сна и достаточно высокий процент дневной сонливости. Большинство школьников спят менее 8 часов в сутки, не соблюдают гигиену сна и режим чередования сна и бодрствования. У старшеклассников, которые справляются со школьной программой и имеют высокий средний балл успеваемости, чаще регистрируется нарушение режима сна и бодрствования, кроме того у них выше порог тревожности и раздражительности. Отличники имеют больший риск нарушения психоэмоциональных расстройств, в отличие от ребят не столь успешных, чему могут способствовать наряду с личностными особенностями нарушения ночного сна, которые могут нанести серьёзный ущерб здоровья подрастающего поколения России.


Библиографическая ссылка

Алексеева А.Н., Жданова В.Н., Шнайдер Н.А., Газенкампф К.А. ЦИРКАДНЫЕ НАРУШЕНИЯ СНА У ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА СИБИРИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16587 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674