В современных условиях функционирования экономики России особую актуальность представляет поиск эффективных инструментов управления, сфер и видов деятельности, стабилизация которых позволит обеспечить комплектность, социально-экономическую стабильность реального сектора экономики, региональных и муниципальных экономических систем, а также экономики государства в целом.
Особые условия российской экономики в настоящее время заключаются в воздействии нескольких факторов, главными из которых являются снижение цены на нефть и наличие различных экономических санкций, с началом действия которых стали активно обсуждать возникшую необходимость решения проблемы импортозамещения.
7 августа 2015 года Россия запретила ввоз ряда продуктов из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. В частности, под запрет попали молоко и молочная продукция, сыры и творог. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, ограничения в отношении западных товаров не будут бесконечными, и отечественные производители должны воспользоваться моментом, чтобы повысить качество своей продукции.
Пока перекрыт путь иностранным конкурентам, отечественным компаниям нужно занимать пустующие ниши. Заработала специальная правительственная комиссия по импортозамещению. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 18 сентября 2014 года № Пр-2463–ГС в целях содействия импортозамещению утверджден План мероприятий («дорожная карта») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу.
Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны. Краснодарский край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов); край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе – по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место – по производству молока, овощей.
Производство семян, овощеводство, селекция коров методом трансплантации эмбрионов и переработка рыбопродукции должны стать основными направлениями импортозамещения в Краснодарском крае. Кубань, по факту, уже давно «стоит на пути импортозамещения», развивая собственное производство наряду с наращиванием его объемов. Это возможность для Кубани увеличивать производство сырья и объемы его переработки. Однако одна из главных проблем, которая даже не учитывается в доктрине продовольственной безопасности – отсутствие селекционных достижений в агропромышленном комплексе.
На Кубани существует проблема высокой зависимости от иностранных семян в производстве целого ряда культур. Краснодарский край полностью зависит от поставок семян сахарной свеклы, на 70 % – от импортных поставок семян гибридного подсолнечника, на 90 % – от ввоза семян овощных культур открытого грунта. Власти края планируют предпринять ряд мер, чтобы избавиться от импортной зависимости. В частности, существуют планы по возрождению семеноводческой зоны в пределах Отрадненского, Успенского и Мостовского районов Кубани, где она существовала раньше. Также необходимы меры по поддержке производства семян кукурузы. В крае существует кукурозокалибровочный завод в Усть-Лабинском районе. Планируется создание в крае завода по производству овощных семян, создание селекционного центра, который будет выводить перспективные породы коров методом трансплантации эмбрионов.
Основной целью реализации посткризисной программы поддержка и развития АПК является не допустить снижения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Но, вместе с тем, опять не определено серьезных мер по вопросам функционирования сферы переработки продукции и ее доставки населению (здесь много проблем – назовем некоторые – низкая техническая оснащенность перерабатывающих предприятий, высокие наценки продавцов, которые неимоверно увеличивают розничные цены, при этом сам производитель получает менее половины дохода и др.)
Особое направление поддержки и развития АПК – инвестиционные программы. Краснодарский край входит в число лидеров среди всех российских регионов по инвестиционной привлекательности. Этому способствуют природно-климатические и социально-экономические условия, а так же местное законодательство, предусматривающие льготы по налогообложению для отечественных и иностранный инвесторов на период окупаемости проектов, и для банков, принимающих участие в кредитовании инвестиционных программ. В настоящее время Краснодарском крае реализуется более 400 инвестиционных проектов, около половины которых, в той или иной степени, связаны с агропромышленным производством.
Для АПК определены задачи не только по стимулированию роста производства, но и по повышению уровня конкурентоспособности сельхозпродукции в условиях присоединения к ВТО, модернизации и инновационному развитию, поддержке малых форм хозяйствования и кооперации, улучшению эффективности регулирования рынков сельхозпродукции.
В Краснодарском крае имеются все предпосылки для успешного решения этих задач. На Кубани работают десятки программ, только за три последних года на развитие АПК из регионального бюджета направлено почти 11 млрд рублей.
С 2014 года в регионе действует государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», разработанная на период до 2020 года.
Общий объем финансирования по краевой программе составляет 60,4 млрд рублей, из них 52 % приходится на региональный бюджет. Остальные средства планируется привлечь из местных бюджетов и внебюджетных источников, а также из федерального бюджета (таблица).
Общий объем финансирования по краевой программе
Ассигнований государственной программы |
Общий объем финансирования государственной программы из бюджетов всех уровней составляет 60387379,5 тыс. рублей, в том числе: |
предполагается реализация отдельных мероприятий государственной программы за счет средств федерального бюджета – 588,3 тыс. рублей, из них по годам: |
|
2015 год – 196,1 тыс. рублей |
|
2016 год – 196,1 тыс. рублей |
|
за счет средств краевого бюджета – 31652304,2 тыс. рублей, из них по годам: |
|
2015 год – 3638860,9 тыс. рублей |
|
2016 год – 3710580,0 тыс. рублей |
|
2017 год – 4957588,1 тыс. рублей |
|
2018 год – 5095341,9 тыс. рублей |
|
2019 год – 5259119,4 тыс. рублей |
|
2020 год – 5414777,5 тыс. рублей |
|
планируется привлечение средств из местных бюджетов – 208378,5 тыс. рублей, из них по годам: |
|
2015 год – 20901,7 тыс. рублей |
|
2016 год – 20788,5 тыс. рублей |
|
2017 год – 32451,6 тыс. рублей |
|
2018 год -35007,8 тыс. рублей |
|
2019 год – 37747,7 тыс. рублей |
|
2020 год – 40692,7 тыс. рублей |
|
планируется привлечение средств из внебюджетных источников – 28526108,5 тыс. рублей, из них по годам: |
|
2015 год – 2463657,9 тыс. рублей |
|
2016 год – 2702491,7 тыс. рублей |
|
2017 год – 32451,6 тыс. рублей |
|
2018 год – 5131108,8 тыс. рублей |
|
2019 год – 5260242,2 тыс. рублей |
|
2020 год – 5343628,9 тыс. рублей |
Программа предусматривает ряд мер государственной поддержки преимущественно посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат, в том числе – части процентной ставки по инвестиционным и другим кредитам и займам .
Кредитную поддержку АПК Кубани оказывают банковские организации. В 2013 году краевым сельскохозяйственным предприятиям выдано более 52 млрд рублей кредитов, за 11 месяцев 2014 года – более 47 млрд рублей ( рост по сравнению с сопоставимыми периодами предыдущих лет – на 37,7 и 4,4 % соответственно). Предприятиям – производителям пищевых продуктов в 2013 году предоставлено 42 млрд рублей кредитов , или на 6,9 % больше , чем в 2012 году. За 11 месяцев 2014 года объем выдачи составил более 46 млрд рублей, увеличившись на 20,8 % по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Банк России проводит опросы нефинансовых предприятий, и по данным этих опросов организациями АПК в целом отмечается улучшение условий кредитования со стороны банковских учреждений. Вместе с тем потребность в финансовых ресурсах гораздо выше.
В условиях наблюдаемого ухудшения обеспеченности предприятий оборотными средствами усилился дефицит поступлений денежных средств. Прежде всего это затронуло текущую деятельность хозяйствующих субъектов. Практически каждое второе опрашиваемое предприятие констатировало, что недостаток денежных поступлений ограничивает его производство, при этом для 40 % предприятий сельского хозяйства и почти 20 % производителей пищевых продуктов существенным оставался и дефицит денежных средств для обеспечения инвестиционной деятельности.
На Кубани работают тысячи производителей – от крупных агрохолдингов до фермерских и личных подсобных хозяйств. Для нормального их развития необходимы разные категории заемных средств – как микрокредиты, так и значительные краткосрочные и долгосрочные ссуды. Однако, несмотря на аграрную направленность экономики Кубани, большинство банков, имеющих свои офисы на территории края, неохотно кредитуют сельскохозяйственные предприятия. В общем секторе региона, на предприятия АПК приходятся лишь 8 %. Если говорить только о сельском хозяйстве ( без переработки ) – и того меньше, около 5 %.
В числе кредитных организаций, предоставивших в текущем году заемные средства предприятиям и индивидуальным предпринимателям региона, только каждый пятый банк выдал кредиты аграрному сектору, Причем более половины кредитов – соответственно 36 и 17 % общего объема, приходилось на два крупнейших банка – ОАО»Сбербанк России» и ОАО «Россельхозбанк».Одним из главных направлений деятельности Россельхозбанка является финансирование сезонных полевых работ (СПР). Несмотря на дефицит недорогого фондирования на финансовых рынках, мы принимаем все возможные усилия для обеспечения доступности кредитования на цели СПР в текущем году. Банк регулярно пересматривает ставки по кредитам на сезонные полевые работы в сторону снижения.
С учетом субсидирования конечная ставка для заемщиков на сегодняшний день сопоставима с уровнем прошлого года и ниже текущего показателя инфляции.
Несмотря на высокие риски по залогам, в банке было принято важное решение – принимать в качестве обеспечения по кредитам на СПР продукцию будущего урожая, а также обремененное правом залога Банка имущество и участки из категории земель сельхозназначения.
При этом Банк готов индивидуально подходить к рассмотрению заявок даже при наличии у заемщика пролонгации по действующим кредитам.
Сегодня аграрии могут получить в Россельхозбанке кредит фактически на любые «сезонные» нужды: покупку удобрений, семян, кормов, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений и других материально-технических ресурсов. Средства также можно направить на уплату взносов при страховании сельхозпродукции, на покупку запчастей и материалов для ремонта сельхозтехники, оборудования, грузовых автомобилей и тракторов. Одним словом, Банк предусмотрел все потребности своих клиентов, связанные с весенними полевыми работами.
Еще одна специальная программа – это кредитование приобретения техники под ее залог. Она востребована аграриями как удобный инструмент модернизации, технического переоснащения хозяйств и предприятий отрасли. Среди кредитов АПК, которые продемонстрировали самый значительный темп роста, лидируют инвестиционные займы. Их объем составил 3,4 млрд рублей, на 239 % превысив результат 2014 года. Понятно, что эти средства прежде всего востребованы предприятиями, нацеленными на активное развитие, модернизацию, осуществление собственных проектов. Это стало наиболее актуальным в условиях импортозамещения.
На 31 %, до 1,8 млрд рублей, вырос объем финансирования сезонных полевых работ. То есть, Россельхозбанк, несмотря на сложную ситуацию в экономике, значительно нарастил объемы кредитования АПК Кубани.
Самостоятельные банки края выдали всего 6 % кредитов предприятиям сельхозпродукции.
Такая «раскладка сил» на кредитном рынке региона имеет объективные причины. Кредитование аграрного сектора всегда считалось одним из наиболее высокорискованных. Банки испытывают недостаток качественных заемщиков отрасли, ведь их финансовое состояние в значительной степени зависит от сезонного фактора и природных условий. По состоянию на 1 октября 2014 года около 21 % задолженности сельхозяйственных предприятий и 9 % задолженности производителей пищевых продуктов были просрочены ( средний по региону уровень просроченной задолженности в корпоративном сегменте составил 7,1 %). На долю сельхозтоваропроизводителей в общей сложности приходилось 46 % общего объема невозвратов кредитов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Одним из основных факторов формирования просроченной задолженности является достаточно высокий уровень долговой нагрузки. По данным, полученным в результате опросов нефинансовых предприятий, у региональных сельскохозяйственных предприятий объем обязательств в среднем превышает величину собственных средств в 1,4 раза, у производителей пищевых продуктов – в 2,3 раза.
С другой стороны, санкции, введенные странами Запада, ограничили доступ крупнейших отечественных банков к привлечению ресурсов на внешних рынках. Это не могло не сказаться на стоимости выдаваемых кредитов. В текущем году на уплату процентов по заемным средствам предприятия сельского хозяйства в среднем использовали около 60 % полученной прибыли от продаж, производители пищевых продуктов – около 50 %.
Несмотря на имеющиеся сложности, кредитование АПК должно развиваться. Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо, чтобы именно отечественные производители играли ключевую роль на российском рынке. Введенное в ответ на западные санкции продуктов эмбарго в долгосрочной перспективе, безусловно, даст оздоровительный эффект. Помимо финансирования текущих потребностей, связанных с обеспечением посевных и уборочных работ, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, значительные ресурсы необходимы для модернизации производства, обновления существующего оборудования , внедрения новых технологий. Нужно развивать направления, связанные с построением системы логистики и хранения продукции, из-за несовершенства которой, по оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ежегодно пропадает около 30 % произведенных овощей и 55 % фруктов и ягод.
В настоящее время поддержка сельского хозяйства осуществляется преимущественно с использованием таких инструментов, как субсидирование процентных ставок, пролонгация и реструктуризация кредитов. Данные меры прямой поддержки, относящиеся к так называемой «янтарной корзине», имеют существенное значение на переходном этапе интеграции в систему условий ВТО.
Однако для достижения параметров, определенных основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, указанных мер явно недостаточно. Необходимо создать условия для перевода АПК на новую технологическую основу. Но без «длинных» кредитов, с приемлемым уровнем процентных ставок, поставленные задачи по модернизации производства и инновационному развитию отрасли не решать.
Разработанная Правительством Российской Федерации программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования , должна помочь предприятиями Кубани воплотить в жизнь имеющиеся инвестиционные предложения. А таковых немало. Перспективы развития продемонстрированы на недавно прошедшем Международном инвестиционном форуме «Сочи 2014», где было предложено 217 проектов на общую сумму 84 млрд рублей: от строительства тепличных комплексов, рыбоводческих хозяйств, заводов по переработке сельскохозяйственной продукции до формирования крупных логических центров.
Только с помощью активной финансовой поддержки агропромышленному комплексу можно в полной мере использовать уникальные природно-климатические особенности Кубани и добиться достаточно амбициозной стратегической цели, поставленной губернатором Краснодарского края, – обеспечить продовольствием не только родной регион, но и всю страну.
Библиографическая ссылка
Сорокин М.А., Исачкова Л.Н. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16586 (дата обращения: 21.11.2024).