Приступая к обзору рынка производства ПО в России, имеет смысл подчеркнуть, что достоверных статистических данных и единых критериев показателей уровня разработки и реализации программного обеспечения в России не существует. В тоже время регулярно публикуются результаты анализа разнообразных аналитиков, определенные статистические данные Министерства РФ по связи и информатизации, также обзоры западных аналитических агентств, таких как IDC и Gartner Group, изредка аналитические данные публикуют наши крупные компании. Насколько согласована информация остается под вопросом.
Отсутствие согласованных оценок объясняется рядом объективных причин: сложностью разграничения оборота по категориям, присутствия теневой экономики и не игнорируемого при анализе крупномасштабного объема пиратского рынка, разницей цен на внутреннем и внешнем рынках и т.д.
Программным продуктом, произведенным в России, является прикладное национально программное обеспечение, ориентированное, как правило, на сферу экономической деятельности и направленное на решение разнообразных задач автоматизации предприятий различного профиля. На российском рынке экономических программ насчитываются сотни отечественных фирм-производителей и тысячи региональных дилеров. Достоверная информация о числе работающих в области разработки и реализации делового софта, отсутствует, в тоже время можно предположить, что количество их составляет несколько сотен тысяч человек.
Структура рынка программных продуктов можно условно разделить его на пять секторов. Первый сектор – это массовые бухгалтерские программы для мелкого и среднего бизнеса. Лидером этого рынка является «1С», а в тройку лидеров, занимающих более 70 % рынка, входят «1С», «Инфо-Бухгалтер» и ДИЦ. В этом секторе рынка предлагают свои решения более десятка компаний, в том числе и такие известные, как «ИНФИН», «Компьютер Сервис» и др. Второй сектор – сравнительно недорогие массовые бухгалтерские и управленческие системы для среднего бизнеса. Основные производители программ в этом секторе – такие компании, как «Парус», «Интеллект-Сервис», «ИНФИН», «ИНФОСОФТ», «1С». Они занимают около половины данного рынка, оставшаяся часть приходится на решения таких компаний, как «Инотек», «КОМПАС», «КомТех», ЛокИС, «Омега» и др. Третий сектор – дорогие индивидуальные и малотиражные комплексные управленческие системы для среднего и крупного бизнеса. Основными поставщиками подобного ПО являются корпорации «Галактика», «Парус», «АйТи», ЛокИС, «ИнтелГрупп». Четвертый сектор – массовые аналитические системы. Наиболее крупными поставщиками подобных систем являются фирмы «ИНЭК» и «Про-Инвест Консалтинг». Пятый сектор – информационно-правовые системы. В этом секторе лидируют три компании: «Гарант», «Консультант Плюс» и ЦКР. Для более детального рассмотрения структуры этого рынка можно обратиться к классификатору «Бизнес-Программы-Сервис».
Программные продукты, пользующиеся наибольшей популярностью и используемые в качестве инструментария финансового управления, подразделяют на следующие группы: комплексные системы управления предприятиями; табличные процессоры; пакеты для решения задач фундаментального анализа; пакеты для решения задач технического анализа; статистические и математические пакеты программ; системы искусственного интеллекта (ИИ). Примерами комплексных автоматизированных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью компании являются такие популярные в мире программные продукты, как БААН (BAAN, США), КЗ фирмы SAP (Германия), PLATINUM (США), SCALA (Швеция), MAN /MANX (США), Champion (США) и другие, а также линия российских продуктов: «ОЛИМП» (Росэкспертиза, Россия), БОСС (АйТи, Россия), «ГАЛАКТИКА». Данные системы имеют схожие черты и реализуют типовые базовые функции управления хозяйствующим объектом. Они нацелены на применение в однотипных вычислительных сетях, реализованы на базе структуры «клиент-сервер», позволяют обрабатывать информацию в режиме настоящего времени большому числу пользователей, обладают качественным графическим интерфейсом, реализуют интеграцию с другими известными программными продуктами на степени обмена данными. Программное обеспечение аналогичных систем обязательно включает особые модули или подсистемы, обеспечивающие помощь в управления финансами предприятий. Это наиболее представительный класс прикладного программного обеспечения функционального назначения, которым охвачено несколько тысяч фирм.
В условиях острой конкуренции Российский Internet-рынок сводится к довольно узким сегментам рекламно-информационных услуг и услуг компьютерных фирм и развивается в основном на предпринимательской основе. Развитие внутреннего рынка информационных технологий в России при поддержки государства включает в себя проведение различных мероприятий по развитию квалифицированного спроса со стороны государства, популяризации ИТ, повышению доступности ИТ для населения.
По прогнозам экспертов исследовательской и консалтинговой компании Gartner в будущем рынок станет достаточно зрелым и сможет предоставлять заказчикам необходимые им мощности и сервисы, что позволит мировым ИТ-лидерам разработать стратегические программы освоения новых технологий в открывающихся для них перспективах.
Согласно прогнозам Министерства экономического развития РФ рынок программных средств в стране при благоприятном стечении обстоятельств к 2020 году достигнет 582,5 млрд. рублей, а к 2030 году превысит 2 трлн. рублей. Общий объем российского IT-рынка, как ожидается, через 15 лет достигнет внушительного показателя в 5,6 трлн. рублей. В целях преодоления разрыва между мировым и российским рынками информационных услуг, государству следует субсидировать формирование единой информационной инфраструктуры рынка и информационных услуг и осуществлять жесткие меры по контролю качества профессионального образования по соответствующим специальностям к международным стандартам.
Библиографическая ссылка
Насретдинов И.Р. ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16559 (дата обращения: 21.11.2024).