В декабре 2013 г. Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию предложил создать в Сибири и на Дальнем Востоке сеть специальных территориальных зон опережающего экономического развития. В этих зонах, по мнению Президента, должны действовать налоговые и другие льготы.
Также глава государства отметил, что в таких зонах должны быть особые условия для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе, на экспорт.
«Для новых предприятий, размещенных в таких зонах и в таких территориях должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ, за исключением нефти и газа, это доходные отрасли, налогу на земли, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, льготная ставка страховых взносов» [9], – заявил Владимир Путин.
Он предложил распространить налоговые льготы для Дальнего Востока на всю Восточную Сибирь. «Мы уже приняли решение о льготной ставке налога на прибыль и ряда других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и республику Хакасия» [9], – заявил Президент.
Владимир Путин подчеркнул, что таким образом «будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР)». «Подъем Сибири и Дальнего Востока – это наш национальный приоритет на весь XXI век», – считает Владимир Путин [9].
Возникает естественный вопрос, с чем связана такая постановка вопроса в нашей стране, где основная масса населения живет на территории Европы, в значительной степени более освоенной и комфортной с точки зрения созданной инфраструктуры?
В качестве основных причин обычно называют обилие сырьевых ресурсов на этих огромных территориях и угрозу потери их через недостаточность населения в соседстве с перенаселенными странами, нуждающимися и в ресурсах, и в территориях. Безусловно, для последнего есть все основания.
Запасы природных ресурсов, особенно в Сибири, действительно огромны, кроме того, многие места концентрации полезных ресурсов еще только предстоит открыть. Нефть и газ, добываемые на этих территориях, являются основным источником валютных поступлений и экспорта Российской Федерации. В то же время дальнейшие разработки природных ресурсов как основного лейтмотива экономического развития страны несут в себе и естественные риски. Может усилиться «норвежская болезнь», и так очевидная в российской экономике, когда решение всех проблем за счет добычи и экспорта природных ресурсов тормозит позитивное развитие других секторов экономики, в том числе высокотехнологичных, которые станут главным фактором успеха в мировой конкуренции в течение XXI века [2].
Что касается угроз потери территорий, то к ним также не стоит относиться легкомысленно. В Сибири и Дальневосточном федеральных округах насчитывается 25 млн. жителей. За период 1989–2010 гг. СФО потерял 3,5 % населения, ДФО – 20 %. Население ДФО сократилось на 1,7 млн. человек, в т.ч. в Магаданской области с 392 до 157 тыс. человек, на Чукотке с 164 до 51 тыс. человек. С Чукотки, Камчатки, из Магадана развивается южная миграция в Амурскую область, Приморский, Хабаровский край [10, с.28]. Исходя из этого, проживание только 25 миллионов граждан России на почти 70 % ее территории, естественно, является ее ахиллесовой пятой.
Но главной причиной приоритетности освоения Сибири и Дальнего Востока является та трансформация, которую переживает мировая экономика. Центр экономического развития перемещается в район Тихого океана. Основной ВВП мира (рассчитанный по паритету покупательной способности) уже достаточно скоро будет создаваться на его берегах.
В Российской Федерации на сегодняшний день предусмотрено 4 формата ускоренного развития территорий:
Особые экономические зоны (ОЭЗ) [1], в том числе:
– Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 г. (создана Федеральным законом от 31.05.1999 г. № 104–ФЗ);
– Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая до 1 апреля 2031 г. (создана Федеральным законом от 10.01.2006 г. № 16–ФЗ).
Зоны территориального развития [5]. Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 г. (создана Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 г. № 377–ФЗ) [6]. Законом, в частности, устанавливаются:
– особенности определения налоговой базы по НДС, а также исчисления и уплаты акцизов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на указанных территориях;
– пониженная ставка по налогу на прибыль организаций (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – 0 %, в бюджеты Республики Крым и Севастополя – не более 13,5 %);
– освобождение участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций (в течение 10 лет после принятия на учет имущества, приобретенного в целях ведения соответствующей деятельности) и земельного налога (сроком на 3 года);
– право законодательных (представительных) органов уменьшать налоговые ставки по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов (на период 2015 – 2016 гг. налоговые ставки могут составлять 0 %, 2017 – 2021 гг. – до 4 %) [1].
Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) [7].
Законодательно предусмотрено полное освобождение от налога на имущество организаций сроком на десять лет при выполнении следующих условий:
• имущество расположено на территории ОЭЗ;
• учитывается на балансе резидента;
• используется для осуществления деятельности в рамках соглашения.
При выполнении вышеперечисленных условий управляющая компания также может использовать право на освобождение от уплаты налога. При невозможности использования данного права резидент ОЭЗ или управляющая компания уплачивают налог по ставке, установленной для конкретного субъекта РФ [3, С. 113].
Законом субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ, устанавливаются льготные ставки по транспортному налогу. Для большинства ОЭЗ предусмотрено освобождение от уплаты налога или ставка 0 %. Для ОЭЗ «Дубна», «Санкт-Петербург» и «Зеленоград» данная преференция применяется в течение пяти лет с момента регистрации транспортного средства, для ОЭЗ «Томск» – в течение десяти лет с момента получения статуса резидента. Исключением снова является ОЭЗ «Иннополис», в отношении которой региональное законодательство по налогу не сформировано [4,11].
Резиденты всех ОЭЗ технико-внедренческого типа освобождаются от уплаты земельного налога на срок не менее пяти лет с момента получения права собственности на тот или иной земельный участок в границах ОЭЗ.
Также установлены одинаковые для резидентов всех ОЭЗ технико-внедренческого типа льготы по страховым взносам. Так, в период до 2017 г. действуют следующие ставки: Пенсионный фонд РФ (далее – ПФРФ) – 8 %, Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС) – 2 %, Фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее – ФОМС) – 4 %, территориальные ФОМС – 0 %. Общий объем взносов составляет 14 %. Начиная с 2018 г., общий объем взносов будет увеличен до 21 %, а именно: В ПФРФ – 13 %, ФСС – 2,9 %, ФОМС – 5,1 %. В 2019 г. за счет увеличения ставки взносов в ПФРФ до 20 % общий объем взносов составит 28 % [4].
Таким образом, несмотря на выгодные, на первый взгляд, льготы и преференции, предоставляемые резидентам ТОР, на сегодняшний день они не достаточно конкурентоспособны. Предлагаемые условия привлекательны для отечественных инвесторов на фоне общей ситуации в стране. Однако для создания большей привлекательности и привлечения компаний из стран АТР существующие условия требуют совершенствования.
О создании подобных зон на территории Тюменской области на федеральном уровне речи пока не идет. Тем не менее, по мнению авторов, ничто не мешает правительству региона применить аналогичный подход и установить особые правовые и налоговые режимы на отдельных его территориях для стимулирования их экономического роста.
Библиографическая ссылка
Кокшарова М.С., Колчанова Ю.А. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ ОСОБЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16547 (дата обращения: 19.09.2024).