На данном историческом этапе на человека обрушился колоссальный объем информации. Основными трансляторами информационных потоков являются масс-медиа, средства, которые успешно «навязвают» своим потребителям определенные шаблоны мышления. Одними из таких шаблонных медиа-продуктов, которые транслируются СМИ являются стереотипы. Это – создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку [1].
Стереотипы подавляют индивидуальную природу в человеке, увеличивая приверженность к социальной массе. Многими исследователями отмечается, что стереотипы несут собой избирательный и неточный способ восприятия действительности [2]. Кроме того, стереотипные явления предстают важным элементом социодинамики культуры, ведь они составляют неотъемлемую часть культуры определенного исторического этапа и позволяют проследить изменения в каждом из них. Таким образом, изучение стереотипов представляется актуальной научной задачей.
Целью нашей работы является рассмотрение характерных особенностей репрезентации стереотипов в сфере масс-медиа. Новизна исследования обусловлена попыткой обобщить научные концепции, так или иначе затрагивающие проблематику стереотипов в масс-медиа и сформировать дополненную теоретическую картину по данной проблемной области знания.
Стереотипы ярко репрезентируются в масс-медиа, т. к. являются важным индикатором общественного мнения. Особенно очевидным это является для тех, кто занимается массовыми опросами. Наряду с данной сферой, общественное мнение всегда проявляется в СМИ, которые стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес…» [3]. Таким образом, СМИ неразрывно связаны со стереотипическим образованием. Они, транслируют общественное мнение, но под «выгодным» ракурсом; претендуют на роль правдивого отражения действительности, чем на самом деле не являются.
Подтверждение данному тезису мы находим в произведениях С.Г. Кара-Мурзы. Исследователь пишет, что СМИ лишь внедряют в сознание образ, разработанный специалистами на основе готовых стереотипов массового сознания [4]. Из этого следует, что масс-медиа формируют, видоизменяют и достраивают нужные стереотипы в свою иерархию ценностей, которая выгодна правящим элитам на данном промежутке времени.
Кроме того, эффективность воздействия стереотипов обеспечивается благодаря их устойчивости и связи с бессознательной природой. Стереотипы включают в себя эмоциональное отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке речь идет о сложном социально-психологическом процессе [4]. Поэтому, представляется ясным, что стереотипы рассчитаны на истинктивную реакцию человека, что наиболее успешно реализуется благодаря аудиовизуальному способу трансляции информации в СМИ.
В заключении можно сказать, что вся современная культура является симулятивным пространством. В его организации, формировании и трансляции ведущая роль отведена масс-медиа. Для того, чтобы воздействие было эффективным, длящимся и результативным, создатели медиа-продуктов используют в своей практике стереотипы – устойчивые представления, закрепленные в знаковой форме. Но, стереотипы, на сегодняшний день, являются спорным и противоречивым явлением научной мысли, что открывает путь для дальнейших исследований в данной области.
Список литерауры
Библиографическая ссылка
Кульпина П.В. ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СТЕРЕОТИПОВ В СФЕРЕ МАСС-МЕДИА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16530 (дата обращения: 21.11.2024).