Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ

Иванова О.А. 1
1 РГЭУ (РИНХ)
1. www.gks.ru – Сайт Федеральной службы государственной статистики.
2. www.hse.ru – Сайт национального университета «Высшая школа экономики».
3. Крылова Д.В. Малое и среднее предпринимательство в России. Высшая школа экономики. Москва 2013.
4. www.consultant.ru – Сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. http://smb.gov.ru – Сайт Федерального портала малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации.
6. Набатова О.В. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: мировой опыт и Российская практика. // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. – 3 (158). – С.59–64.
7. Карпович Н.К. Региональные аспекты развития и поддержки малого и среднего бизнеса // Новые технологии. – 2015. – 1.
8. Бочарова О.Н. Перспективные направления развития малого и среднего бизнеса в новых условиях. // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – 6 Т. 9. – С.11–15.

В настоящий момент страна находится на переломном этапе. Одной из главных задач стоящей перед Российской Федерации является поднятие экономики на более высокий уровень, обеспечивающий устойчивым экономическим ростом страну. Одним из рычагов поднятия экономики является развитие малого предпринимательства. На его долю приходится более 50 % ВВП в общей мировой экономике, доля занятости в секторе составляет от 40 до 60 %. Одним из ведущих источников создания среднего класса является малый бизнес – гарант демократического, экономически процветающего и социально благополучного общества. Уровень развития малого бизнеса в России значительно ниже большинства развитых стран мира. В США вклад малого предпринимательства в ВВП составляет 51 %, в ЕС – 64 %; в России – только 21 %.

Решение данной актуальной проблемы поможет дать импульс интенсивному скачку экономики, особенно в таких отраслях как сельское хозяйство, производство продуктов питания и даже в освоении инноваций. Учитывая, что для малого бизнеса характерны быстрые темпы наладки и освоения производства, а так же меньшие объемы инвестиции – это приводит к более быстрым темпам отдачи и способствует подъему экономики.

Одним из факторов, предполагающих рост и развитие предприятий малого бизнеса, является уровень и качество государственной поддержки самих предприятий в Российской Федерации на муниципальном и региональном уровнях. По поручению Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. Пр-634 координация поддержки МСБ осуществляется Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России. Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. №372 координация и мониторинг реализации программ государственной поддержки производится Рабочей группой под председательством Министра экономического развития. В нее входят представители федеральных органов исполнительной власти: Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России, общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», ТПП РФ, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР»)

Государственная программы финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства базируется на предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития малого бизнеса на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года №178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» определены правила и порядок предоставления субсидий. Непосредственно субсидии распределяются за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации. Они направлены на мероприятия региональных программ поддержки малого бизнеса на условиях софинансирования и не являются прямыми субсидиями, перечисляемыми самим предприятиям. Несмотря ни на что, распределять эти субсидии могут главы регионов в рамках программы поддержки каждого региона, каковые устанавливаются ежегодно

Основные направления и цели программы государственной поддержки малого бизнеса в России:

Поддержка частных индустриальных парков. Данная программа направлена для решения проблемы нехватки производственных площадей для промышленных предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Получателем является управляющая компания промышленного парка. Выделяемая сумма – до 200 млн. рублей на один объект.

Создание региональных центров инжиниринга (РЦИ). Особое внимание эта программа уделяет инновационным технологиям и повышению их технологической готовности предприятиями, относящимися к субъектам малого и среднего бизнеса. Получатель – РЦИ – юридическое лицо или организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющая рабочие места, обеспеченные оргтехникой и всеми видами связи, современным программным обеспечением, в том числе программами инвестиционного анализа, управления проектами; оборудованный зал для проведения встреч, семинаров, тренингов. Выделяемая сумма устанавливается индивидуально.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате стихийных бедствий. Направлена на восстановление и возобновление предпринимательской деятельности. Получатель – субъекты малого и среднего бизнеса, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, предоставившие документы о том, что имущество субъекта малого и среднего бизнеса пострадало. По этой статье выделяется сумма не более 500 тыс. рублей.

Поддержка социального бизнеса. Направлена на создание и обеспечение Центров инноваций социальной сферы совместно с агентством стратегических инициатив. Сумма – до 5 млн. руб.

Поддержка лизинга и модернизации производства. Программа направлена на стимулирование инвестиций малого и среднего бизнеса в основной капитал, модернизацию производственной базы предприятий малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиционных кредитов и лизингодателей к работе с малым и средним предпринимательством. Получатель – малое и среднее предпринимательство в неторговой сфере, с численностью занятых более 50 человек. Сумма – до 10 млн. рублей.

По итогам 9 месяцев 2015 года рынок лизинга в России упал на четверть, как показало исследование рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Большего сжатия сегменту удалось избежать за счет государственных субсидий на авто- и авиализинг. Объем лизингового бизнеса в России за первые 9 месяцев 2015 года составил около 385 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок сократился на 26 %. При этом в июле– августе рынку удалось немного отыграть падение, которое произошло в первом полугодии (около 30 %). Во-первых, стартовала программа Минпромторга РФ по субсидированию автолизинга. Во-вторых, Банк России в марте– мае снизил ключевую ставку, что положительно отразилось на стоимости фондирования в середине года.

Развитие банковского кредитования и создание гарантийных фондов. Направлена на повышение доступности финансирования для предприятий малого и среднего бизнеса. Получатели – региональные гарантийные фонды, созданные для расширения доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным и финансовым ресурсам. Сумма – не более 70 % от объема обязательств малого и среднего предпринимательства.

Грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Направлена на активную поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления грантов на создание собственного дела. Сумма – до 300 тыс. рублей.

Микрофинансирование. Создание МФО. Направлена на получение займов начинающими предприятиями и микропредприятиями, не имеющими возможности воспользоваться банковскими предложениями. Сумма – до 1млн. рублей на срок до 12 мес.

Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры. Направлена на стимулирование инновационной активности малого и среднего предпринимательства. Сумма – до 0,5 млн. руб. в виде гранта на 1 предприятие и до 15 млн. руб. в виде субсидии на одного получателя.

Поддержка муниципальных программ, в т.ч. поддержка моногородов. Направлена на поддержку муниципальных программ развития предприятий малого и среднего бизнеса с учетом их специфики (отраслевых приоритетов, экономического потенциала). Получатели – муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации, которые реализуют муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Получатели – субъекты Российской Федерации, массово реализующие образовательные программы для субъектов малого и среднего бизнеса.

Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Получатель – экспортно-ориентированные субъекты малого и среднего предпринимательства. Суммы рассчитываются индивидуально. Формы – компенсация расходов по уплате процентов по экспортным кредитам, по сертификации товаров, софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом, компенсация расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса при разработке фирменного наименования, товарного знака. К началу 2013 года в 40 регионах было создано 42 центра ЕИКЦ, оказана поддержка 9 682 малым и средним предприятиям.

Поддержка социального предпринимательства. Сумма по состоянию на конец 2012 года – 382 млн. рублей.

Поддержка молодежного предпринимательства. Получатели – физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 %, центры молодежного инновационного творчества.

В настоящее время в России наблюдается шаткое положение экономического роста в результате применения экономических санкций, резкого падения цен на нефть на мировом рынке, трудностей в получении финансовых средств. Все эти факторы оказывают тормозящий эффект на развитие бизнеса в целом и создает трудности для субъектов среднего и малого предпринимательства, вклад которых может быть существенным в реализации программы импортозамещения. Для этого необходимо внести корректировки в традиционные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, расширить их доступ к капиталам, внедрить инструменты, которые позволили бы действующим субъектам малого и среднего бизнеса обновить свои устаревшие производственные фонды, приобрести новые, расширить масштабы своей деятельности за счет приобретения оборотных средств, создать новые рабочие места, повысить рентабельность своей деятельности.

Используя мировой опыт развития бизнеса, именно в период кризиса время создавать основу для вовлечение в предпринимательскую деятельность людей, которые будут высвобождены в процедурах оптимизации численности персонала в крупных компаниях; привлечь выпускников учебных заведений, предоставив им возможность реализовать себя в предпринимательстве с учетом своих профессиональных навыков, управленческого опыта, ориентировать их на развитие активного бизнеса, нацеленного на быстрое развитие компаний по созданию новых технологий, инновационных продуктов; компаний-партнеров крупного бизнеса; компаний, способных создавать экспортные продукты с выходом на мировой рынок; компаний по оказанию социальных услуг и т. д.

Правительству необходимо разработать новую мотивационную стратегию для всех кредитных институтов для активного их вовлечение в процесс создания действенной финансовой базы для субъектов среднего и малого предпринимательства, сформировать в обществе понимание, что взаимовыгодное сотрудничество предпринимательства всех сфер – это успех нашего общего социально-экономического развития. В качестве инструментов финансовой поддержки поддержки субъектов малого бизнеса следует рассмотреть направления:

• увеличение срока кредитования банков под залог нерыночных активов для целей кредитования субъектов среднего и малого предпринимательства на срок до трех лет;

• предоставление для специальных финансовых институтов финансирования субъектов малого предпринимательства дополнительных финансовых возможностей;

• развитие проектного финансирования, в том числе с возможностью рефинансирования Банком России;

• для компенсаций риска целесообразно развитие механизмов проектных гарантий.

Все это позволит создать условия для реализации долгосрочных инфраструктурных и инвестиционных проектов, необходимых для ускорения темпов экономического роста в современных условиях.


Библиографическая ссылка

Иванова О.А. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16351 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674