История ботанических садов берет свое начало во времена античности. Первые упоминания приходятся на 371-289 гг. до н. э. об афинском саде грека Теофраста, которого часто называют «отцом ботаники». Первыми вклад в науку внесли сады при университетах в Лейпциге (1542 г.), Пизе (1543 г.) Падуе (1576 г.) и др. В России частные ботанические сады стали возникать еще в XVII веке [2].
Интродукционная работа и создание живых коллекций являются главными направлениями деятельности ботанических садов. Они предназначены не только для какого-то конкретного использования сегодня, но и для самого различного применения в будущем, в том числе и такого, какое сейчас предсказать нельзя [5].
До настоящего времени Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени Н.А. Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ) является единственным ботаническим садом, расположенным в полярных широтах и одним из не многих альпийских (высокогорных) садов России [1]. Он был основан в августе 1931 года Николаем Александровичем Аврориным. За это время его сотрудниками было накоплено большое количество коллекций: базы данных, коллекция живых растений открытого грунта, дендрологическая коллекция, музей, инсектарий, гербарий, оранжерея тропических и субтропических растений.
В 2011 году на базе научно-просветительского отдела была сформирована лаборатория экотерапии и образовательных программ, в которой ведется работа по экологической и садовой терапии, а так же разработаны программы дополнительного эколого-биологического образования [4]. На протяжении многих лет в ПАБСИ ведется экскурсионная деятельность. Современная оранжерея тропических и субтропических растений сочетает научно-исследовательские функции с научно-просветительными. Она служит иллюстративным материалом к курсу ботаники студентов биологических факультетов, школьников, учителей-биологов, специалистов-озеленителей и цветоводов-любителей [1].
Таким образом, можно утверждать, что в ПАБСИ уже функционируют элементы эколого-образовательной среды, которая понимается нами как «специфическая образовательная среда, экологическое содержание которой и определяет ее границы» [3, с. 11].
Вместе с этим становится актуальным вопрос об изучении потенциала ПАБСИ как специально организованной эколого-образовательной среды и понимании ее возможностей в сфере экологического образования и образования для устойчивого развития в арктическом регионе.
Для решения данной проблемы необходимо выявить факторы, оказывающие влияние на реализацию образовательного потенциала ботанических садов; определить условия функционирования ботанических садов как эколого-образовательной среды в эколого-образовательной среде региона; определить структуру эколого-образовательной среды ботанического сада и охарактеризовать состояние ее компонентов в условиях ПАБСИ; разработать систему методического сопровождения образовательной деятельности ПАБСИ; обосновать критерии оценки и выявить влияние эколого-образовательной среды ПАБСИ на формирование экологического сознания различных групп населения.
Таким образом, изучение возможностей эколого-образовательной среды ботанических садов в арктическом регионе является актуальной задачей, как в теоретическом, так и прикладном значении. Решение данной проблемы позволит ПАБСИ эффективно реализовывать образовательный потенциал, придать системный характер образовательной деятельности и успешно включиться в эколого-образовательную среду регионального уровня.
Библиографическая ссылка
Марус Е.А., Митина Е.Г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16231 (дата обращения: 21.12.2024).