Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе в значительной степени от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности.
Уже классический закон Йеркса-Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, устанавливал зависимость эффективности деятельности от силы мотивации [2]. Из него следовало, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, достигается некоторый оптимальный уровень, а при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности. Однако мотив может характеризоваться не только количественно, но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Причем речь идет об отношении мотива к содержанию. Если для личности имеет значимость деятельность сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость имеют другие потребности (социальный престиж, зарплата и т. д.), то говорят о внешних мотивах.
Цель. Исследование внутренних побуждений студента как личности к учебно-познавательной деятельности в ВУЗе в общей оценке мотивации на успешность обучения на I и V курсах в медицинском университете.
Материал и методы. В нашем исследовании принимали участие студенты I и V курсов. По факультетам распределение было следующим: лечебный факультет был представлен 75 студентами (I курса) и 70 студентов V курса; педиатрический факультет – 63 студента I курса и 56 студентов V курса.
Общая форма исследований выполнена тестированием по общей шкале интеллекта проводили по методике Н.В.Кузьминой. Исследование удовлетворенности избранной профессии (методика А.А.Реана в модификации методик В.А.Ядова) [1]. Диагностику мотивации проводили по тесту Х. Хекхаузена (направленность теста модифицирована на кафедре для студентов медицинских ВУЗов). Достоверность внутригрупповых и межгрупповых различий проводили по двустроннему критерию Стъюдента и критерию парной корреляции Спирмена.
Результаты и их обсуждение. Протестировав по шкале общего интеллекта студентов – I и V курсов, сопоставили эти данные с уровнем их учебной успешности на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф. Для этого использовали процедуру корреляционного анализа по Спирмену. Оказалось, что нет статистически значимой связи интеллекта ни с успеваемостью по факультетам, ни с успеваемостью по курсам. В первом случае коэффициент корреляции оказался равным r = +0,234, а во втором – r = +0,176 (в то время как значимым на 5%-ном уровне являются только r> 0,274).
Оказалось, что сильные и слабые студенты все-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные же мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии.
Данные, полученные в наших исследованиях (рис. 1) в области педагогической психологии, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний (студенты 1 курса). В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. То есть никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию и, таким образом, не может привести в этом случае к высокой успешности учебной деятельности.
Таким образом, экспериментально установлено, что положительная мотивация может компенсировать недостаточный уровень требуемых знаний у студентов. От силы и структуры учебной мотивации учащихся в очень значительной мере зависит активность учащихся и сама учебная успеваемость. Осознание высокой значимости фактора мотивации для успешности учебной деятельности приводит к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.
В наших исследованиях у студентов V курса предусматриваетcя к рассмотрению вопроса о профессиональной мотивации и ее влияние на учебную успешность учащихся. Здесь существует сильная система взаимосвязей, где при определенных условиях недостаток способностей учащихся может компенсироваться развитием профессиональной мотивационной сферы. У студентов 1 курса еще нет направленности на профессию как результат обучения, но сохраняется на высоком уровне позитивная учебная мотивация (получение стипендии, утверждение своего «Я», избегание осуждения и наказания за плохую учебу и т.д.).
Изменения результативности в зависимости от колебаний мотивации в течение учебного года
Таким образом, исследования показали, что одну из ведущих ролей в формировании отличников и троечников начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ВУЗе. Если рассматривать студентов 1 курса с позиции профессиональной мотивации, то именно у них установлена максимальная удовлетворенность избранной профессией, что, скорее всего, обусловлено нереальным, а гипотетическим представлением своей будущей профессиональной деятельности. В дальнейшем удовлетворенность профессией постоянно снижается вплоть до 5 курса. Наши исследования сопоставимы с исследованиями других авторов [3]. По данным А.А. Реан удовлетворенность профессией на выходе системы «ВУЗ» является наименьшей, но отношение к профессии остается положительным.
Библиографическая ссылка
Поляхова А.А., Костылев А.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПОБУЖДЕНИЙ СТУДЕНТА К УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16230 (дата обращения: 21.12.2024).