Актуальность работы
На сегодняшний день изменения происходящие в организме человека и адаптация организма в целом под действием того или иного стресс-фактора, является очень востребованной темой для исследования. Ее научные границы очень широки и в полной мере не охвачены. Мы знаем, что стресс по-разному влияет на организм, затрагивая тем самым целый ряд органов и систем организма, которые по-разному влияют на нейрогуморальную регуляцию сердца и психоэмоциональное состояние человека. Так же затрагивается такой аспект, как отношение между симпатическими и парасимпатическими отделами вегетативной нервной системы.
Цель и задачи
Целью исследование было изучение влияние стресс-фактора (зачеты, предсессионный период) на психоэмоциональное и вегетативное состояние организма студентов. В исследовании принимали участие студенты второго курса лечебного факультета ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Количество испытуемых составило 35 студентов.
В задачи нашего исследования входило:
1. Измерение и анализ вариабельности сердечного ритма;
2. Изучение состояние двигательной и моторной активности;
3. Изучение психологической устойчивости к стрессам;
4. Измерение состояния артериального давление в спокойном и стрессовом состоянии.
Материалы и методы
Анализ вариабельности сердечного ритма проводили с помощью программного комплекса «Психофизиолог УПФТ – 1/30».
Теппинг – тест по методу Е.П.Ильина. Оценку работоспособности студентов оценивали с помощью метода теппинг-теста в спокойном состоянии и состоянии стресса. В ходе исследования студентам предлагалось по 6 бланков, в каждом из которых им необходимо было за определенное время поставить необходимое количество точек. Сначала правой, а потом левой рукой.
Также в исследовании были использованы тесты по программе «Истоки здоровья»:
Тест «Цветовыбора». Здесь студентам необходимо было максимально быстро нажимать на постоянно появляющийся круг.
Тест «Реагирования». Испытуемому предлагалось выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем им в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент времени. Выбранный эталон убирается с экрана. Каждый раз испытуемому предлагали выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не были отобраны. Через две-пять минут процедура выбора повторялась.
Исследование артериального давления (АД) с помощью электронного тонометра.
Результаты исследования
В результате исследований было обнаружено увеличение работоспособности у всех студентов на 10,677±0,173 и параметров систолического АД и диастолического АД на 1,673±0,154 и на 1,170±0,065 в стрессовом состоянии. При оценке результатов теста на реагирование в состоянии психоэмоционального стресса наблюдалось увеличение единицы сенсомоторной активности и количества ошибок. В результате исследования вариабельности сердечного ритма наблюдалось снижение в стрессовом состоянии у всех студентов таких показателей как вариационный размах, индекс активации подкорковых центров, среднее квадратическое отклонение RR-интервалограммы, и увеличение индекса напряженности по Баевскому.
Выводы
Во время стресса наблюдалось увеличение работоспособности студентов, показателей артериального давления. А также изменилось предпочтения в выборе цветов и снижение активации подкорковых центров, функциональных возможностей и психофизиологических резервов сердечно-сосудистой системы.
Библиографическая ссылка
Аннамурадова Б.М., Яфарова Э.И., Семилетова В.А., Макеева А.В. ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ВЕГЕТАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16071 (дата обращения: 21.11.2024).