В данной статье речь пойдет о развитии личности курсанта в условиях постоянно развивающихся технологий и в меняющейся системе образования и жизненных ценностей.
Динамизм преобразований, происходящих в информационно и технологически насыщенном современном мире, усиливает ответственность образования как гаранта качества жизни человека, а также выдвигает высокие требования к способности личности развиваться в непрерывно изменяющихся условиях. При этом речь идет не столько об освоении возрастающего объема информации, сколько о развитии творческого мышления. Целенаправленное развитие творческого потенциала курсантов в процессе обучения, таким образом, отвечает интересам личности, социализирующейся за счет вхождения в профессиональную военную деятельность.
Специфика процесса личностного саморазвития курсанта военного института связана с особым положением армии как социальной подсистемы общества; с ростом внутренней противоречивости социальных процессов в армии; с изменением целей и задач военной реформы в связи со сменой внутри- и внешнеполитических ориентиров государства и общества; с реформой системы образования вообще и военного в частности; со снижением статуса военнослужащих в обществе.
Переход к саморазвитию способствует организации курсантом собственной деятельности. Это предопределяет формирование у него готовности к самостоятельному осуществлению избранной профессиональной деятельности, самоуправлению собственным развитием.
История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей влияние на личность обучающегося, постоянно находится в поле зрения отечественных ученых. Еще К.Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди народа, среди человечества... во всех возрастах, во всех классах...».
Изучая литературу по теме, можно отметить мнение специалистов, что несмотря на значимость творческого потенциала в структуре профессионально важных качеств военного инженера, его развитие в высшем профессиональном военном образовании характеризуется рядом противоречий:
– между актуальными задачами высшего военного образования и устаревшими принципами организации образовательного процесса в учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации, при которых не достаточно поддерживается развитие профессионально важных качеств офицера, обеспечивающих творческое выполнение им профессиональных задач и его творческую самореализацию в военно-профессиональной деятельности;
– между возможностями и ресурсами творческой среды военнонаучных обществ (ВНО) в развитии творческого потенциала курсантов и их реальным использованием, в основе которого – недостаточная научно обоснованная организация работы ВНО как части образовательного процесса военного вуза, центрального элемента организации научно-исследовательской деятельности курсантов и преподавателей.
Личностное саморазвитие – это процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным ценностям.
Личностное саморазвитие курсанта военного института – это детерминируемый (то есть предопределяемый) условиями обучения в военном вузе и характером будущей службы процесс духовно-нравственного самостроительства, сознательно управляемый личностью и направленный на активную деятельность по развитию у себя личностно значимых качеств, установлению своих собственных духовных начал.
Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института должна рассматриваться как побуждение его к активности, как процесс целенаправленных усилий со стороны педагогов по актуализации его внутренних потенциалов. Активизация процесса личностного саморазвития протекает на основе создания педагогических условий, вследствие которых курсант способен самостоятельно и ответственно выстраивать цели, задачи, планы личностного саморазвития.
Одним из условий активизации личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института является включение курсанта в творческую самодеятельность, рождающую мотивацию и опыт личностного саморазвития.
Все исследователи, подчеркивая важность личностных факторов, сходятся во мнении, что чем выше уровень творчества личности, тем сильнее «внутренняя» мотивация творчества [1, с. 83]. Активность личности, ее адекватная реакция на внешнее воздействие, самодвижение и саморазвитие в переменчивых условиях – это и есть проявление особенностей и возможностей творческой личности.
Развитие творческости, таким образом, представляет собой одну из центральных линий личностного развития. Творчество подразумевает создание чего-то нового, поэтому саморазвитие личности можно рассматривать как творческий акт, внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего [2, с. 16].
Творческий потенциал личности является внутренним ресурсом изменения человека и ресурсом развития общества, представляющим собой интеграцию личностных качеств субъекта, выражающихся в отношении и направленности к творчеству, обеспечивающих его творческую самореализацию и саморазвитие; это ценностный ресурс, необходимый для деятельности творческого характера, способствующий выведению личности на такой уровень деятельности, когда она утверждает себя не только в порядке разрешения проблемы, но и в самоизменении и социальном изменении.
Таким образом, в условиях модернизации подготовки специалистов вооруженных сил, ориентированной на профессиональное саморазвитие, образовательную среду можно рассматривать как фактор, условие, средство формирования личности на основе реализации методов моделирования и проектирования. Профессиональная направленность как обобщенная форма отношения к профессии складывается из частных, локальных оценок субъектом степени личностной значимости различных аспектов, таких как возможность работать с людьми, соответствие профессии способностям и характеру, заработная плата, конкурентоспособность, возможность карьерного роста и т.п.
Профессионально направленная образовательная среда является таким окружением субъекта, в котором создаются условия для формирования личности и ее саморазвития. Процесс личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института будет активизирован, если для этого созданы предпосылки, главными из которых можно указать опору на приоритетность личностного достоинства курсанта; насыщенность культурного пространства вуза; атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, взаимного доверия между педагогами и курсантами.
Библиографическая ссылка
Панкова Е.И., Осипов Д.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16064 (дата обращения: 06.12.2024).