Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Батыршин Ш.Ф. 1 Фаткуллина Ф.Г. 1
1 Башкирский государственный университет
1. Блягоз Н.Ш., Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога // Профессиональное образование. – 2005. – № 12.
2. Ильченко З.Т. Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа // http://www.vevivi.ru/best/Pedagogicheskoe-masterstvo-prepodavatelya-VUZa-ref153089.html/
3. Миниханова Л.К. Фаткуллина Ф.Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности / Ф.Г. Фаткуллина // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17. № 3(I). – С. 1626-1627.
4. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда.– М.: Высшая школа, 1990.
5. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. – М.: Издательский Центр «Академия», 2008. – 256 с.
6. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
7. Фаткуллина Ф.Г. Преподавание русского языка в полиэтническом регионе: проблемы и перспективы // Сб. трудов Международной НПК «Культура народов Башкортостана в контексте евразийской цивилизации: история, современность, перспективы», 14 мая 2015 года – Уфа, 2015 – С. 343-347.
8. Фаткуллина Ф.Г. Отражение национальной языковой картины мира в реалиях Башкортостана //Актуальные вопросы межнационального взаимодействия и межкультурной коммуникации в образовании: материалы Городской науч.- практ. конф. Москва, 24 ноября 2014 г. – М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014 – С. 190-197.
9. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
10. Flyuza Fatkullina, Eugenia Morozkina, Almira Suleimanova. Modern Higher Education: Problems and Perspectives // http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.762.

Система начального, среднего и высшего образования, работающая в основном на базе деятельности учителей-профессионалов это есть элемент культуры всякого цивилизованного общества.

Отношение общества к образованию, педагогов – к обучаемым, во многом программирует последующую жизнь данного общества.

В связи с этим необходимо осмысленно подходить к действию в нынешнее время по организации системы образования, так как это являет собой акт управления воплощением в жизнь в будущем неких возможностей, уже объективно открытых для осуществления в настоящем.

Нововведения в системе образования, а также включая преподавательской подход, не имеющие вектора цели приведут к непоправимым последствиям.

Один из приоритетов для педагогов это пересмотр принципов получения образования на качественно иных принципах для того, чтобы получаемое в ней людьми образование соответствовало эпохе и обозримым перспективам жизни общества и его развития. Чем точнее педагоги подходят к постановке и решению этой задачи – тем более продолжительней будет период положительного развития общества.

Личностные свойства преподавателя

Профессия Учителя, Педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог – это тот элемент, то связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы – Учителя. Это второй бастион после внесемейного воспитания.

Система образования разграничила на 2 категории людей дающих знания. Первая категория включает в себя учителей, как в начальной, так и средней школе, а вторая – это преподаватели, работающие в ВУЗах либо институтах. Само слово учитель уже подразумевает учить, то есть обучать, тот человек, который формирует определенные личностные качества ученика, и якобы, данный ученик, уже наученный и самостоятельный, поступает в ВУЗы с определенным багажом знаний. А «преподаватель – это человек, который не просто дает знания, а пре-по-дает (преподносит) знания» [7, 344], и не обязан учить студентов, либо поддерживать те или иные качества. Ведь мы же не переживаем за студента, который не пришел на занятия, почему его не было и тд. В этом уже складываются отношения преподавателя и студента.

Личность преподавателя в системе преподавания знаний ученикам играет значение, хотя и не столь важное. Допустим министр либо представитель высшего руководства власти преподает вам тот или иной предмет, фигура довольно-таки высокая, однако какими качествами обладает данная фигура, чтобы донести до своих слушателей ту или иную информацию? Вот поэтому ни фигура, ни личность, а именно свойства и качества данной личности играют важное значение!

Если взять банальный пример: доктор медицины, утверждающий, что курение и алкоголь вреден для здоровья человека, но сам при этом употребляет, то как можно относиться к такому субъекту?

То есть самое главное – это личность, включающая в себя определенные свойства и качества, которые в свою очередь располагают к себе учащихся. Но для начинающих учиться в школе учеников важны как сама личность и его качества, так и пол данной личности. Почему именно пол тоже играет свою роль? Если вспомнить старые школы 17 годов, гимназии, то там учителями выступали для молодых юношей в большинстве своем мужчины, а для девушек женщины. То есть и дисциплины и обучение происходило соразмерно по полу, то есть мальчики отдельно, девочки отдельно. Юноша, смотря на своего учителя воспринимал психологию мужчины и становился им, при этом методы и способы были разные. То же самое касается и девушек.

Даже при рассмотрении вопроса касательно одного и того же рассказа, где мальчики и девочки улавливают и рассказывают то, что они запомнили и что для них более интересно, при этом как у мальчиков так и у девочек, запоминающиеся моменты, интересы в этом рассказе совсем разные! И как можно обучать их всех вместе, где интересы группы на столько противоположны? А что сейчас? Сейчас все учатся вместе, и большинство учителей в начальных и средних школах являются не мужчины. Это к вопросу личности учителя и его психики, которая влияет на поведение и мировоззрение учащегося.

Можно еще привести пример из жизни: 2 мальчика на улице дерутся, выбегают мамы обоих и начинают разнимать, а затем поучать своего, что нужно быть умнее и не вступать в драки и тд, а затем уже и между собой матери начинают выяснять отношения. Другой момент, отцы обоих вышли на улицу, постояли либо отдельно, либо подошли друг к другу, пожали руки. Твой- Мой. Преспокойно бы дождались пока закончится драка, а затем уточняли бы у сыновей, что случилось, и показывали бы приемы как защититься и как атаковать. Но после этого эти двое парней, которые недавно дрались, станут лучшими друзьями. Вот в этом и отличие личности женщины и мужчины, его роли в воспитании личности подопечного в школе, университете и его психологии.

И первым делом хотелось бы немного изменить подход в том плане, чтобы не разграничивать учителя и преподавателя, а вернуть простое и емкое название педагог, педагог младших классов, старших и т. д.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, -я,м. Специалист – работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой-н. Предмет. П. Русского языка. Опытный п.II ж. Преподавательница,-ы, II прил.преподавательский, -ая,-ос.

ПРЕПОДАВАТЬ, -даю, -даешь; -давай; несов., что. Обучая, сообщать, передавать систематические сведения по какому-н. учебному предмету. П.историю. П. в университете. II сущ преподавание, -я, ср. ПРЕПОДАВАТЬ2 см. преподать.

ПЕДАГОГ, -а, м. 1. Специалист по педагогике (в 1 знач.). Великие педагоги прошлого. 2. Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. II прил. педагогический, -ая, -ое (ко 2 знач.).

УЧИТЕЛЬ, -я, мн. -я, -ей и -и, -ей, м. 1. (мн. -я, -ей). Лицо, к-рое обучает чему-н., преподаватель. Школьный у. У. математики. Домашний у. Заслуженный у. (почетное звание). 2. Глава учения (во 2 знач.), человек, к-рый учит (научил) чему-н. (высок.). Великие учители-философы, л х.учительница, -ы (к 1 знач.). И прил. учительский, -ая, -ое (к 1 знач.). Утон (перен.: поучающий).

Из всех вышеперечисленных понятий более емкое – это все-таки ПЕДАГОГ, который не только занимается преподавательской деятельностью, но также и воспитанием [10 http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.762], (что в современной системе образования в ВУЗах забыто) так как школьник, либо студент, находясь в той или иной социальной среде, соответственно подвержен влиянию этого общества либо группы.

Почему именно педагог? В нынешнее время педагогикой занимаются именно учителя, проводят обсуждения на внеклассных уроках того или иного поступка школьника, проводят собрания с родителями, что зачастую не делается в высших учебных заведениях. Однако, самыми первыми педагогами являются родители – семья, и данную преемственность должны поддерживать как в школе так и ВУЗах. Но мы в ВУЗах все оставляем на совести своих подопечных либо рассчитываем на их сознательность, что не всегда верно. А нужно усердно работать в данном направлении, воспитывая в них Человеков – счастливых Человеков. И как сказал А. С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Мы не работаем с ними как в коллективе так и отдельно. Пример: Студент 3-го курса постоянно опаздывает, спит на занятиях, не всегда делает домашнее задание и от него несет спиртным. При личном общении – отмалчивание. И только после завершения сессии, чуть было не закончившейся отчислением данного студента с факультета узнается факт того, разболтали его же сокурсники, что он работает по ночам патологоанатомом в морге. Зная данную информацию можно было бы поступить иначе и в корне изменить ситуацию.

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» – А.С. Макаренко. И он был прав. «При любом виде деятельности, а особенно в педагогической, необходимо учитывать у учащихся их личностные и качественные характеристики» [8,192]. Ко всем и со всеми находить общий язык. Для этого педагог обязан быть не столько дипломирован, сколько разносторонен в разных областях наук, а иногда быть и немного тираном.

Все мы знаем, как педагог себя поставит, так к нему и будут относиться его подопечные. Из моего опыта могу только сказать, что пришлось применить немного тирании, чтобы заставить себя уважать и это в принципе было даже на пользу в учебе. А учитывая, что в нашем университете были определённые правила, то моё требование не было через чур излишним. С первых же дней я вывел несколько правил, вот некоторые из них: «не опаздывать, опоздал – прогул»; «выключать телефон на занятиях, поднял трубку – прогул»; не готов к занятию – прогул», прогулы отмечались как отработки. Самое интересное было дальше, отработки данных прогулов решались переписыванием газетного текста 3 раза, с его переводом и пересказом. Через месяц я добился 100% посещения своих занятий и дисциплины в классе в плане домашнего задания. Однако в классе разрешал ходить, разговаривать и заниматься другими делами, если это не мешало другим, и если ты можешь ответить на поставленные вопросы. При этом всегда относился с должным уважением к ним. Данный положительный эффект сказался на всем дальнейшем нашем общении с учениками и их успеваемости.

Хотел бы также отметить одну важную деталь – это форма одежды в формировании общения и поведения, подстегивающая его носителя вести себя соразмерно той форме, в которую он одет. В нашем университете руководители были очень незаурядные личности. Ректор – фигура высокая, однако к нему можно было обратиться по разным вопросам. Бывали случаи, когда абитуриент проваливал вступительные экзамены, но сам шел на прием к ректору и просил допустить его к учебе, и как ни странно получал такое разрешение, но с условием, что если через полгода «вылетит» за неуспеваемость, чтобы больше не приходил. И вот такое незаурядное руководство потребовало дисциплину в университете – «единая форма» для парней – это костюм либо брюки с рубашкой и галстуком, для девушек – это платье либо другое одеяние, соответствующее студенту ВУЗа. И каждый день ректор и проректор учебной части встречали студентов у ворот университета. И такая практика дала плоды. Что удивительно, студенты в «форме» вели себя более сдержанно, тактично – форма обязывала. Вот это и есть связь личности с характером.

Самая архиважная задача педагога является не сколько дать образование учащемуся, сколько дать алгоритм в решении задач. Советы и поучения, не важно от кого они звучат, являются неприемлемыми для человека, который является действительно самостоятельной личностью. Жизнь идет и ситуации всегда разные, и педагог, друг не всегда сможет быть рядом и дать дельный совет, а после выпускного школы выпускают в студенческую жизнь «желторотиков», после ВУЗа выпускают во взрослую жизнь, дав им минимум образования – «базис», но при этом в большинстве своем не дав им алгоритма, методики решения социальных вопросов и тд.

Педагогическая деятельность прежде всего предполагает у ее «субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач» [3, 1626].

Человеку профессиональной схемы «педагог» свойственны следующие профессиональные умения:

1) умение руководить, учить, воспитывать, “осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей”,

2) умение слушать и выслушивать,

3) широкий кругозор,

4) речевая (коммуникативная) культура,

5) “душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту”,

6) “проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше”,

7) способность сопереживания,

8) наблюдательность,

9) “глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом”,

10) решение нестандартных ситуаций,

11) высокая степень саморегуляции.

Педагог формирует тип взаимодействия с учащимися в соответствии со своими профессиональными и личностными установками, которые, в свою очередь, зависят от развития профессионально важных качеств и способностей преподавателя, причем в высшей школе интерес к общению стимулируется еще и общими профессиональными интересами студентов и педагогов, особенно профилирующих кафедр.

Какие личностные качества воспитателя обеспечивают успех его деятельности, а какие, напротив, вызывают трудности?

Рассмотрим личностные качества воспитателя обеспечивающие успех его деятельности.

Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом – в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело;

Второе свойство субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Рассмотрим личностные качества воспитателя, вызывающие трудности в его деятельности

1) отсутствие специальной педагогической направленности

2) несоответствие уровня способностей

3) отсутствие специально-педагогической, методической, социально-психологической, дифференциально-психологической и аутопсихологической компетентности.

Таким образом, мы видим, у воспитателя могут быть как качества, которые обеспечивают успех его деятельности, так и напротив, личностные качества, вызывающие ряд трудностей.

К коммуникативным качествам педагога обычно относят постановку голоса, мимику и пантомимику, управление эмоциями, настроением и т.д. К качествам желательным причисляют артистичность, чувство юмора, общительность. Сюда же, несомненно, следует отнести и доброжелательность по отношению к студентам. Хорошо известно, что «конечный уровень овладения речью во многом зависит от умения преподавателя создавать эмоционально-непринуждённую атмосферу занятия» [10,343].

Интересный факт, что люди одну и ту же информацию могут не воспринимать от одного человека, а от другого они ее воспринимают. Тут роль играет не сколько коммуникативное качество голоса, а сколько уверенность, внутренняя уверенность педагога в том, о чем он говорит, и не обязательно ему приводить неопровержимые доказательства, а своим видом излучать эту уверенность.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: “За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!” Причём в высшей школе интерес в общении стимулируется ещё и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлечённость общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространённым типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешёвый авторитет.

К числу необходимых организаторских умений преподавателя относится умение прививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, а также умения, связанные с организацией самого учебного материала.

Осуществляя профессиональную деятельность, педагог создает у себя реалистичные представления о своих способностях, учится развивать необходимые знания, умения, навыки, вырабатывать профессионально значимые качества. Таким образом постепенно происходит его профессиональное становление. Исследователи отмечают, что формирование имиджа педагога также неразрывно связано с развитием его креативности, ростом психологического, личностного и профессионального потенциала личности, повышением у него стремления расширять границы своих способностей путем преодоления нестандартных, сложных ситуаций.

Одним из более или менее близких по значению определений к понятию «профессиональная компетентность преподавателя ПВШ» является определение, предложенное А. К. Марковой, в котором говорится, что профессионально компетентным является такой труд преподавателя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, в котором реализуется личность преподавателя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности.

Творчество преподавателя вуза

Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество – это такой вид деятельности, который ты не видишь в целом, но можно заметить по крупицам. И творчество в педагоге проявляется и зарождается именно тогда, когда он, педагог, вкладывает душу. Труд педагога всегда предполагает творчество, так как он постоянно связан с личностью студента, растущей, развивающейся, приобретающей знания, умения, убеждения, привычки. Например: ранее давая предмет (в моем случае китайский язык) никогда и не предполагал, что буду преподавать детям 7-8 лет. Обучение их китайскому языку не из легких, и чтобы дать им возможность быстрее выучить иероглифы приходиться постоянно что-то новое придумывать или делать сопоставление, ну допустим: трудно им было запомнить такие иероглифы как si – 4, wu – 5, jiu – 9. Где si – 4 пришлось давать как образный вариант «окна в деревне, занавешенных с двух сторон тюлями», а иероглифjiu – 9 представить как письменную букву «П» только чуть с хвостиком, а иероглифwu – 5 как букву «Б». И так практически с большинством иероглифов.

И вообще профессиональный педагог должен приходить к выводу о том, что самое главное это психология его подопечных. Если взять всеми «любимое» слово ЭКЗАМЕН, он данное слово вызывает огромный стресс не только у ученика либо студента, но даже у людей старшего возраста, тех кому за 30 и старше, которые решились пойти в аспирантуру и тд. Мое же мнение необходимо сделать несколько шагов в сторону невелирования психологического стресса у учащихся, во-первых – заменить слово экзамен на более мягкое слово допустим собеседование, внеклассным общением или еще чем-нибудь, но и второй шаг это заменить сам подход к принятию экзамена. К примеру проводить тесты по окончанию пройденной новой темы, а в итого собеседования (беседы), чтобы выявить логичность мышления и восприятия данного материала учащимся.

Пусть даже он и не правильно его понял, но он шевелит мозгами, соображает и выдает результат – это и есть главный результат, а подправить его всегда можно! Это дисциплинирует учащегося и воспитывает у него уверенность в себе, в своей логике, мышлении. Если учащийся в процессе учебы старается, занимается и это реально видно, но в связи с разными обстоятельствами у него не получается так легко и быстро освоить предмет как его сокурсникам, видно что ему трудно дается, то я ставлю ему хорошо без экзамена, так как он в процессе принимает огромное участие!

Из личного опыта могу привести вот такой пример: когда принимал экзамен по китайскому языку, то из своего студенческого опыта помню, что делал шпаргалки, так вот, хотя мы (учитель и студенты) за то время, которые провели вместе и стали ближе, но все равно студенты бояться преподавателя и того предмета который они проходили, поэтому чтобы как то раскрепостить своих учащихся, говорю: «Кто сделал шпоры +1 бал», сперва один, а затем и вся группа принесла шпаргалки. То есть, тем самым я снял стресс и ученики успокоились.

Заключение

Постоянная изменчивость учебного процесса, студентов, и других ситуаций – всё это не позволяет педагогу опираться на какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. При этом существует очень много методологических основ и задача педагога, если нет своей методики, оптимизировать один из методов либо несколько методов собрать воедино и создать базис. Однако это только часть творческого процесса.

Проведение педагогического анализа занятия является формой непрерывного процесса совершенствования педагогического мышления по З.Ф. Ильченко.

Включает в себя три основные функции:

– позитивно-теоретическая – соотнесение действий педагога с требованиями педагогической теории, выяснение условий, обеспечивающих наиболее успешное протекание педагогического процесса;

– критическое осознание причин трудностей и неудач, недостатков, которые помешали достичь положительного результата;

– практически-действенная, данная функция заключается в построении и совершенствовании положительных образцов, а также в перестройке приёмов и действий в соответствии с конкретными условиями.

Педагог творческого характера обязан не только писать план работ, но и писать конечные цели и задачи, которые он преследует в своем творчестве, то есть делать проект с определенным результатом. Самое главное ставить высокую планку даже если до нее будет трудно дотянуться, а затем уже использовать разные методы и соотносить их с полученными результатами, при этом постоянно сверяясь с целями и задачами.


Библиографическая ссылка

Батыршин Ш.Ф., Фаткуллина Ф.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16030 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674