Организм – единая система. Поэтому любое упражнение- ходьба, бег, гимнастические движения, поднятие тяжестей – приводится в действие тонкими физиологическими механизмами и, в свою очередь, стимулирует их действие тренируются не одни лишь мышцы, но и прилегающие органы, как бы массируемые ими (сердце, легкие), кровеносная система, суставы и в конечном счете мозговые центры, управляющие всеми движениями. В этом взаимодействии «больших систем» – мышц, опорно-двигательного аппарата, обслуживающих их кровеносных сосудов, сердца, легких, пищеварительной системы – и заключено оздоровительное действий традиционной для нас двигательной атлетики. Однако упражняться можно не только с помощью активных движений. Мышцу напрягают и волевым усилием. Мы предложили студентам ВИСТех поочередно напрячь мышцы рук, ног, грудные, живота перед зеркалом: юноши расправили плечи, выпятили напряженную грудную клетку, напрягли бицепсы, некоторые представили что понимают тяжелую штангу, девушки сразу подобрали животики, прогнулись в спине, вскинули головы, и также некоторые представили как вращают обруч, как при этом двигаются бедра. Но ведь это не просто своего рода зарядка с произвольным набором, сочетанием и ритмом упражнений, но и создание положительного психологического собственного привлекательного образа. Следующим шагом нашего исследования, это тренировка с мысленным образом и представлением предмета как на ощупь так и на его массу, а также зафиксировать в своем сознании наиболее понравившиеся движения и позы: 1.натяните воображаемый лук 2.взмахните копьем 3.сделайте выпад с рапирой 4.импровизируйте с гимнастическими предметами (булава, обруч, лента, мяч) 5.поднимите штангу 6.поработайте с гантелями… и т.д. Упражнения такого рода произвели заметный, благоприятный психотерапевтический эффект, служа вместе с тем и двигательной тренировкой. С мнимыми предметами в руках можно делать вращательный движения корпусом, наклоны, имитировать трудовые процессы включая в работу все группы мышц. Главное условие, что движение должно последовательно идти от напряжения к расслаблению. Стремиться к тому, чтобы напряжение совпадало с выдохом, расслабление с вдохом. Мышечное напряжение сопровождается небольшим дыхательным спазмом не дольше нескольких секунд. При расслаблении дыхание глубокое и полное. Четкое выполнение свидетельствует о том, что вы хорошо владеете своими мышцами и координированы. Волевые упражнения способствуют развитию упражняемой мышцы и, значит, не только ведут к общей телесной гармонии, но и помогают исправить некоторые конкретные изъяны телосложения и повысить психологическую оценку. Начинать следует с четырех повторений каждого упражнения, добавляя еженедельно по 2-3. И завести дневник где бы студенты фиксировали свои как физические, так и психологические ощущения. Примерный комплекс упражнений:
Встать, выпятив грудную клетку и бочкообразно (точно вы держите книги под мышками) расставив руки в стороны. С усилием напрягая мышцы спины и грудные, привести руки к бокам и снова вернуться и т.д.
Локти согнутых рук – в стороны, кисти к плечам. Напрягая до предела мышцы шеи и грудные, сближать локти пред собой до их соприкосновения. Вернуться в ИП.
Руки опущены ладонями назад, кисти сжаты в кулак. С напряжением сгибать руки, поднимая кисти (тыльной стороной кверху) к плечам.
Руки в стороны ладонями вверх, кисти сжаты в кулаки. Напрягая бицепсы, сгибать руки до касания кулаками плеч.
Руки свободно опущены, ладони назад – кнаружи, плечи несколько сближены. С усилием поворачивая руки ладонями внутрь-вперед, расширяя грудную клетку, разворачивать плечи и сближать лопатки.
Наклонившись, сжать пальцами икроножные мышцы. Напрягать их, преодолевая сопротивление пальцев.
Глубокий вдох – полный выдох. Задержав дыхание, на паузе приподнять грудную клетку и втянуть живот, чтобы он как бы дотянулся до позвоночника. Напрячь мышцы брюшного пресса. Медленно вдыхая, постепенно расслабиться.
В заключении комплекса бег на месте и дыхательный упражнения. После двух месяцев мы опросили студентов, выполнявших этот комплекс упражнений, результат полностью положительный, студенты испытывали при выполнении полное физическое, эмоциональное и психическое удовлетворение, комплекс можно выполнять везде и всегда и 10 человек добавили еще упражнения на другие мышцы тела.
Таким образом, психомускульная гимнастика может применяться в физическом воспитании студенческой молодежи.
Библиографическая ссылка
Ломако В.В., Миронов С.А., Маняхина К.К., Юдина Н.М. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОМУСКУЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15982 (дата обращения: 08.12.2024).