Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМЫ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ

Кривошапкина В.Б. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Забрамная, С.Д. Развитие ребенка в ваших руках / С.Д. Забрамная. – М., 2000 – 189 с.
2. Комарова, Т.С. Детcкое художественное творчество: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.- 160 с.

Художественно-эстетическое воспитание – один из важнейших компонентов процесса формирования всесторонне развитой личности. Одним из важнейших условий формирования нового человека является творческое воображение, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, в искусстве, в окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков творческого воображения. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность.

2016 год объявлен в нашей республике Годом дополнительного образования. Одной из форм дополнительного образования является кружковая работа. Организация кружковой работы ценна тем, что, имеет большое значение для разностороннего развития личности, для проявления и развития творческого воображения. Кружки и студии не только расширяют знания детей, они обеспечивают возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствуют развитию таких качеств личности, как активность, самостоятельность, упорство в достижении наилучшего результата, а также создают возможность формирования круга общения на основе общих интересов.

Актуальность темы исследования заключается в том, что организация кружковой работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста способствует раскрытию творческих способностей у детей.

Методологической основой исследования являются фундаментальные научные положения ведущих педагогов и психологов о детском творчестве и развитии творческого воображения: Боровик О.В., Л.С. Выготского, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, В.С. Мухина, Немова Р.С., О.М. Дьяченко, О.Е. Озеровой, Лыкова И.А., А.В. Петровского и др.

Произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, репродуктивное, творческое.

Воссоздающее или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [2, с.133].

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности.

Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т.д. Благодаря знакомству с искусством, образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Так, занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, также у ребенка формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений. Очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие изобразительные способности. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность, дает простор детской фантазии.

Дополнительное образование (различные кружки, студии) сегодня – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации.

2016 год объявлен в РС (Якутия) годом дополнительного образования. Качественное образование должно дополняться кроме основного дополнительными формами образования для углубления практической направленности знаний детей в различных видах деятельности.

Кружки и студии не только существенно расширяют знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; они обеспечивают возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствуют развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; они создают возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Кружковая работа ценна тем, что, объединяя детей по интересам, создает условия для творчества, полноценного развития личности, для проявления и развития творческого воображения.

Прежде всего, увидеть и понять индивидуальность и неповторимость каждого ребенка, обогатить его творческое воображение, привить любовь к художественной деятельности.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться [1, c. 60].

Итак, создание художественных кружков и студий – дело важное и полезное во всех отношениях. Каждое занятие нужно тщательно готовить, чтобы оно стало для детей своеобразным путешествием в мир прекрасного, в мир творчества. Творческая подготовка к занятиям, включающая продумывание наглядного материала, музыки, литературных произведений, слайдов и диафильмов в целях активизации воображения ребенка – словом поиска наиболее эффективных методов и приемов проведения занятий, развития творческих способностей детей помогут и обычную тему изображения представить увлекательно.

Для развития творческого воображения для детей мы организовали кружок «Лепим, фантазируем». Для совместной работы с мамами мы создали веб-сайт кружка.

Цель кружка: развитие художественных и творческих способностей детей, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

В проектную деятельность вовлечены родители, с которыми велись дистанционные консультации в сети Интернет с помощью специального веб- сайта. И это – презентация совместной деятельности детей с мамами. В результате совместная разработка замысла и его воплощения способствуют осмыслению полученных результатов, принятию дальнейших решений. Расширяется реальное пространство восприятия красоты. В глазах сверстников, и не только их, ребенок раскрывает себя как индивидуальность.

Приобретаются опыт презентации своих достижений, умение и навыки в построении общения со сверстниками и взрослыми. Общение с мамами в совместной творческой деятельности является как и для детей, так и для мам социально значимым, сближающим фактором и доставляет счастливые моменты в семейной жизни.

Организация дистанционного обучения родителей. Во всем мире среди детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия, широко распространено дистанционное обучение.

Дистанционная форма обучения – это получение образовательных услуг без посещения занятий, которые с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта и Интернет. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может заниматься с родителями в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств. Для дистанционной работы с родителями мы создали сайт на примере кружка «Лепим, фантазируем» – http://petrushka.jimdo.com/ сайт учебный, дидактический для детей старшего дошкольного возраста, и их родителей.

Сайт создан для поддержки познавательного процесса, для предоставления информации родителям.

В техническом задании учитываются все этапы разработки и сопровождения сайта, цели и назначение сайта, его дизайн, методы навигации, указывается язык разметки страниц и т.д. Сайт включает в себя 6 разделов: – Главная – первая страница сайта; – Все о тестопластике – в данном разделе имеются все информации для родителей о тестопластике, какие нужны материалы и способы их приготовления; – Мастерская – в мастерской можно найти различные мастер-классы с пошаговыми фотографиями, которые так же проводятся в кружке «Лепим, фантазируем»; – Домашнее задание – в этом разделе родители получают новые задания для работы с детьми дома; – Гостевая – для посетителей сайта, которые могут оставлять комментарии или задавать интересующие им вопросы; – Контакты – указаны данные и номер телефона для дальнейшей связи. По итогам, состоится выставка работ «Галерея звезд».

В рамках выставки также представляются лучшие образцы домашних работ, все желающие родители делятся собственным опытом организации интересного досуга детей.

В рамках организации выставки родители и дети имеют возможность:

- Обменяться опытом с другими родителями и детьми.

- Себя показать и других посмотреть.

- Посмотреть на собственные воспитательные действия со стороны.

- Оценить собственный уровень родительской грамотности (сочинение сказки вместе с ребенком).

- Приобрести новый опыт и новые знания в области тестопластики.

- Погрузиться в мир детства и, действуя вместе с ребенком, открыть что- то новое для себя.

Таким образом, проведенная система работы содействовала интересу детей и родителей к занятиям тестопластикой. Результаты проведенной работы показали положительные результаты, у детей наблюдается существенное динамика в развитии творческого воображения, развития мелкой моторики рук, развития речи, фантазии, эмоциональной чувствительности, радость общения и совместного творчества с мамами.


Библиографическая ссылка

Кривошапкина В.Б., Николаева Л.В. ФОРМЫ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15962 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674