Современная система образования России определяется гуманистическим подходом, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием каждой личности, что зафиксировано в Законе об образовании. Учеными и практиками признается направленность образования на приоритет интегрированного и инклюзивного обучения в образовательном учреждении. Инклюзивное образование связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, приспособление форм и видов образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.).
Чаще всего говорить об интеграции и инклюзии принято в отношении детей с незначительными нарушениями развития. Однако, этот в процесс сегодня включены и дети со сложными нарушениями, с выраженной умственной отсталостью, ранее признаваемые необучаемыми.
Процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей этой категории в систему даже дифференцированного образования требует создание ряда условий: предметных, пространственных, организационно-средовых, социально-психологических и др. (Е.С. Гайдукевич). Одним из важнейших факторов реализации программы коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта является составление индивидуальных планов, коррекционно-развивающих программ в процессе сопровождения ребенка в условиях школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для лиц с умственной отсталостью.
При разработке индивидуальной коррекционной программы для ребенка с выраженными нарушениями развития (умственной отсталостью) следует помнить о следующих моментах:
- обязательная адаптация учебного материала учебников для специальной школы VIII вида в зависимости от индивидуальных типологических и психологических особенностей учащихся;
- приоритет формирования у учащихся жизненных компетенций;
- включение в процесс сопровождения детей индивидуальных и групповых занятий развивающей и предметной направленности;
- создание щадящего охранительного режима;
- с учетом возможности образовательного учреждения организации обязательных дополнительных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и педагогом дополнительного образования;
- обязательная подготовка сопровождающих специалистов к работе с детьми данной категории.
Реализация описанных условий в практике специальной школы, реабилитационного центра, образования на дому позволит создать для детей со сложной структурой дефекта наиболее адекватные условия социализации и реабилитации.
Библиографическая ссылка
Жиляева Е.И. УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15938 (дата обращения: 27.12.2024).