Известный русский педагог П.Ф. Каптерев говорил: «Педагогический процесс включает в себя две основные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности». А это значит, что процесс саморазвития, который присущ организму, и педагогический процесс, направленный против саморазвития, неизбежно столкнутся и будут искажать становление личности. Педагогический процесс должен создавать единое целое. В таком случае учет и понимание тенденции саморазвития, побуждение к нему ребенка исключает императивность педагогического процесса. Педагогический процесс должен соответствовать следующим требованиям:
1. Содержание, общение, стиль взаимоотношений должны помогать ребенку учиться, познавать себя как человека, взращивать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознание, что с ним считаются, в нем нуждаются, его замечают, ценят;
2. Содействовать формированию социально значимых мотивов обучения, духовному возвышению, нравственному становлению, побуждать к сопереживанию, взаимопомощи, объединять детский коллектив на основе одной цели, единых принципов взаимоотношений;
3. Должен быть дан простор творчеству, сообразительности, самодеятельности, познавательной и общественной активности детей, а характер общения, культивируемый в детском коллективе, должен помогать каждому ребенку развивать свою истинную человеческую природу.
Кроме того, педагогический процесс необходимо моделировать с учетом психологических особенностей детей той или иной возрастной группы. Однако для всех возрастных групп будут едины следующие рекомендации: ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора, характеризоваться яркими мыслями и идеями, и приносить радость.
Библиографическая ссылка
Гунько Т.И., Жукова К.А., Павлихина С.В., Юдина Н.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ДЕТСКОМ САДУ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15922 (дата обращения: 06.12.2024).