Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Волкова О.М. 1 Наумова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО Удмуртский государственный университет
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания охватывают широчайший круг областей, формирующих ряд способностей и умений, среди них: область формирования личностной культуры, область формирования семейной культуры, а также область формирования социальной культуры. Для решения поставленных задач нами было разработана педагогическая технология обучения компонентами которой являются: программа дисциплины, материальное и электронные средства обучения. Так же, для подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент. Результаты эксперимента подтверждаются методами математической статистики.
духовно-нравственное воспитание
духовно-нравственные ценности
технология
текстильная кукла
учебный сайт
1. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
2. Ошорова Н.Б. /Духовно-нравственное становление личности в процессе поликультурного воспитания / Н.Б. Ошорова // Духовно-нравственное, патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы / Материалы международной конференции, 21-22 февраля 2003 г., Ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2004. – С. 118.
3. Пашков С.В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования. [Электронный ресурс] Диссертация, 191с.
4. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Г.Донецк, 2012г
5. Шарова Л.Н. Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/03/30/formirovanie-dukhovno-nravstvennykh-tsennostey

Кто как не учитель, человек, имеющий возможность влияния на ребенка, должен уделить проблеме духовно-нравственного воспитания значительное время. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому может помочь нравственное воспитание школьников, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее неотъемлемую часть этого процесса.

Несмотря на различные подходы к изучению нравственной сферы ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностей у школьников, как педагогическая проблема ещё недостаточно изучена. В связи с этим остаются не полностью решённые следующие противоречия: между современным потребительским стилем существования и общекультурными ценностями, такими как добро, справедливость, уважение к другим и др.; 2. между требованиями ФГОС, а именно, пункт 3.14: «программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся» и учебной программой по предмету «Технология»

В связи с этим проблема исследования заключается в необходимости определения педагогических условий воспитания духовно-нравственных ценностей на уроках технологии учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Цель исследования: выявить условия и разработать педагогическую технологию, способствующую воспитанию духовно-нравственных ценностей у учеников среднего звена общеобразовательной школы при изучении предмета «Технология». Отсутствие культуры и нравственных устоев в подростковой среде, неуважение к старшему поколению и традициям, к другим людям, потребительское отношение к миру. Все это окружает нас сегодня. Поэтому, воспитание нравственности и духовности в наше время важно. Для того, чтобы подтвердить суждение о том, что сейчас идет упадок духовно-нравственных ценностей в подростковой среде, ниже приведена таблица, где указана динамика развития личностных качеств людей подросткового возраста.

Однако, до сих пор, понятия «духовность» и «нравственность» недостаточно определены, а исследования сущности и структуры самого понятия «духовно-нравственные ценности» у разных авторов, выявило достаточно широкий спектр его трактовок.  На основе анализа психолого-педагогической литературы выявим особенности понятий  «духовность» и «нравственность» и «духовно-нравственные ценности».

Мы придерживаемся понятия, что духовно-нравственные ценности – принципы, основанные на историческом наследии российской культуры. Все вышеперечисленное указывает на то, что духовно-нравственное воспитание нынешней молодежи падает, это обусловлено многими причинами. Поэтому, можно сделать вывод о том, что воспитание этих ценностей в современном обществе необходимо. Для формирования духовно- нравственных школьников подросткового возраста на уроках технологии мы остановились на следующих качествах: активность, отзывчивость, милосердие, доброта и любовь к людям, сострадание, жертвенность.

В настоящее время важность вопроса о духовно-нравственном воспитании детей признают все: общество, родители, школа [1]. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни и продолжают нарастать  негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному  воспитанию проявляются: в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей; духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства); духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума.

Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность, внеурочная деятельность, внешкольная деятельность, семейное воспитание, изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Духовно-нравственную культуру необходимо интегрировать во все предметы школьной программы, технология, один из немногих предметов в школьной программе, который несет в себе практическую часть в большей степени, что является очень важным. Ведь только с практикой ученик получает определенные навыки, и укрепляет теоретические знания. Без такой интеграции духовно-нравственные ценности просто не будут воспитаны у учеников на практике.

Предмет «Технология» играет важную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Трудовое обучение  в школе становится качественно другим. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в  творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности. Функции хорошей поделки - развивать, развлекать и воспитывать или, говоря языком социологии, социализировать личность ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. То есть,  для ребенка это та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. 

Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления  игрушек и других поделок из различного природного материала, который находим во время экскурсий и походов в окрестностях нашего села (глина, шишки, дерево, кора, камни), кроме того, используем различные виды тканей и соленое тесто. Этот метод реализации нашей проблемы очень интересен и эффективен, но больше подходит для детей младшего школьного возраста, в силу их возрастных особенностей.

Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создаёт творческая работа. Использование следующих форм проведения уроков также помогают в решении поставленных задач: урок – диалог; урок-исследование; урок - творческая мастерская; урок – семинар; урок-экскурсия; урок-дискуссия; театрализованный урок». Использование разных форм проведения занятий является достаточно эффективным средством, для решения проблемы воспитания духовно-нравственных ценностей.

Проанализировав ряд научно-исследовательских работ, можно сделать вывод, что к проблеме духовно-нравственного развития главным образом, обращались ученые из области социологии, культурологии, филологии. А педагоги, развивали эти качества либо у младших школьников, либо у старшеклассников и студентов. Безусловно, некоторые учителя пытаются решить данную проблему в рамках предмета «Технология», но в их методах есть минусы, которые не позволяют решить проблему воспитания духовно-нравственных ценностей, в полной мере. Поэтому мы разработали технологию обучения, которая бы включала в себя методы проектной деятельности, активного обучения, самостоятельной работы, работа в группах, включение родителей в совместную (например, совместное выполнении домашнего задания), метод примера, все эти методы позволят погрузить ребенка в некую среду, где он будет переживая определенные ситуации и выполняя задания учителя взращивать в себе духовно-нравственные ценности.  Так же, на практике будут использоваться материальные и электронные средства обучения.

Материальное средство представляет из себя текстильную куклу, которая поможет наглядно показать результат нашей с ребятами работы. А электронное средство, обучающий сайт, поможет прийти к этому результату. Так как будет содержать в себе всю необходимую информацию, в виде фото-видео материалов.  Кроме того, этот сайт разработан специально для детей младшего подросткового возраста, с учетом возрастных особенностей и интересов девочек данной возрастной категории. Данные средства позволят учителю более эффективно решить проблему духовно-нравственного воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному воспитанию младшего подростка состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор [4]. Поэтому воспитание определенных нравственных и духовных ценностей в этот период целесообразно. С учетом того, что на предмете «Технология» мальчики и девочки занимаются раздельно, нужно выделить те ценности и качества, которые будут наиболее важны для девочек данного возраста. А именно, это воспитание толерантности, сопереживания, бескорыстия, изучение культурного наследия, усвоение нравственных норм общества, воспитание важности семьи, семейных ценностей, роль материнства.

С учетом проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что данная возрастная характеристика показывает возможность воспитания духовно-нравственных ценностей в школе. Выбранные технология и средства обучения так же соответствуют возрасту и особенностям школьников, младшего подросткового возраста. Что позволяет усовершенствовать методику преподавания предмета «Технология». Нами была создана модель духовно-нравственного воспитания школьниц на уроках технологии в пятом классе, на основе которой разрабатывалась педагогическая технология, а затем и рабочая программа.

  • Рабочая программа дисциплины «Технология» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС. Целью изучения предмета «Технология» в 5 классе является формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях.

Использовать приобретённые на уроках технологии знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства [1,2].

К изменению в рабочей программе подверглись информационно-методическое обеспечение, совокупность форм, методов обучения и воспитания и список рекомендованной литературы для преподавателя. В информационно-методическом обеспечении было добавлено разработанное информационное средство: «Спеши делать добро» и примерный образец проекта- текстильная кукла.

Совокупность методов обучения (методы проектной деятельности и проблемного обучения) и воспитания (методы примера, поощрения и наказания) [3].

В списке рекомендованной литературы для преподавателя были добавлены следующие источники информации:

Педагогическое взаимодействие учебного курса строится на различных методах, формах и средствах, подходах. Для более эффективного воспитания духовно-нравственных ценностей у учеников, рассмотрим эти составляющие подробнее.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Форма взаимодействия – индивидуальная и групповая.

Особенность данной технологии заключается в том, что на протяжении всего учебного раздела, на каждом уроке будет реализован метод проектной деятельности. Где результатом проектной деятельности учащихся станет проект, представляющий собой текстильную куклу. Образцом готового проекта, служит примерный образец проекта - текстильная кукла. Процесс ее создания будет разбит на все уроки учебного раздела, таким образом, что на каждом занятии у каждого ученика будет готова часть изделия. На занятиях в школе, работа будет осуществляться как в группах, так и индивидуально, а домашние задания ученики будут выполнять совместно с родителями, используя материалы нашего электронного средства –web-сайт «Спеши делать добро». И в конце курса каждый ученик будет защищать свой готовый проект. На уроках, преподавателем будут использованы различные методы, например, метод проблемной ситуации. Это позволит погрузить учащихся в ситуации, для решения которых необходимо обладать рядом духовно-нравственных ценностей. Работа в группах и помощь одноклассников друг другу, в решении проблемных ситуаций, только поможет в воспитании данных ценностей. Но самое главное – это введение учащихся в ситуацию, способствующую развитию духовно-нравственных ценностей учащихся. Представим один из сценариев: «Что такое доброта». Так построится невидимый, но очень прочный мостик «от души к душе».

Средствами обучения послужили текстильная кукла «Большеножка» и учебный сайт «Спеши делать добро». На первом этапе выбор куклы, где можно найти различные виды кукол, и скачать выкройку понравившейся куклы, с алгоритмом ее изготовления. Второй этап. Изготовление одежды для куклы, здесь ребенок может с помощью подсказок сделать костюм для куклы с национальным орнаментом, или сделать из своей куклы сказочного персонажа. Так же все необходимые выкройки и алгоритмы изготовления можно скачать. Третий этап. Прорисовка лица куклы. На сайте есть несколько способов изображения мимики лица для куклы. Так же на сайте представлены варианты выражений лица, например «доброта», «сострадание». В разделе «Рисуем лицо» есть небольшая игра-тест, где детям будет предложено угадать, какая эмоция изображена на лице куклы Рабочие материалы – выкройки и технологические карты изготовления изделия доступны для скачивания  в pdf формате.  На странице «Отзывы учеников» будут размещены фото учениц, с их отзывом о проделанной работе и описанием их куклы. Сайт содержит анимированные кнопки, фото и видео-материалы, материалы для скачивания в pdf формате, блог, форму обратной связи, ссылки на другие источники. Все материалы, виды кукол, одежды были подобраны с учетом возрастных особенностей школьников. Таким образом, и материальное средство обучения и учебный web-сайт  способны создать условия для воспитания духовно-нравственных ценностей школьников 5-классов.

Экспериментальное исследование будет проводиться на базе «Гимназии №83» города Ижевска. В исследовании приняло исследование учащиеся 5-х классов, выполнявших проект в рамках уроков технологии.

Для проведения эксперимента были выбраны два класса : 5 «А» и 5 «Б». Оба класса состоят из 17 человек. 5 «А» класс был нами взят как экспериментальная группа. А 5 «Б» - контрольная группа.

Анализ полученных результатов. В результате проведения опытно-экспериментальной работы, были получены результаты тестирования обеих групп, до начала и после завершения эксперимента, представленные в таблице

Оценку достоверности различий проводим с помощью Т-критерия Вилкоксона , для экспериментальной группы. По расчетам результатов TЭмп = 13.5  р≤ 0.05, Ткр     TЭмп , что показывает достоверную значимость различий признака до и после эксперимента.

Таким образом, мы можем сделать вывод о эффективности предлагаемой нами педагогической технологии

Выводы: В заключении, хочется сказать, что разработанная педагогическая технология, способствующая воспитанию духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках технологии, апробированная в Ижевской Гимназии  №83 является действенной.

Проведенное исследование, позволило сделать выводы о том, что для благоприятного воздействия на воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся на уроках технологии необходимы следующие условия:

    1. При разработке педагогической технологии за основу взято проблемное обучение и метод проектной деятельности;
    2. Пропедевтикой проекта являются вводные занятия, цель которых пояснить учащимся цели выполнения проекта и последствия (передача материальных ценностей в детские сады для детей с ОВЗ);
    3. Материал структурирован по блокам, которые разбиты на все уроки, выбранного раздела;
    4. Организация учебного процесса осуществляется с помощью учебного сайта «Спеши делать добро», предусматривающего разъяснение учащимся проблемы духовности и нравственности в современном обществе, возможные, в соответствии с возрастом учащихся методы решения этих проблем и материальным средством - текстильной куклой, которая служит натурным образцом;
    5. Проектные задания по предмету «Технология» построены на историко-культурных традициях народов России.

 

Проанализировав используемые методы, подходы и принципы воспитания духовно-нравственных ценностей, можно сделать вывод о том, что погружение учеников в проблемные ситуации, и выполнение работы с помощью методов проектов, а так же выполнение домашней работы совместно с родителями может воспитать духовно-нравственные ценности школьников.


Библиографическая ссылка

Волкова О.М., Наумова Т.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕВОЧЕК НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15904 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674