Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РЕСУРСЫ ТЕКСТИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ «ПРЕТ-А-ПОРТЕ». КОЛЛЕКЦИЯ «NUDE»

Чураков С.Н. 1 Тимофеева М.Р. 1
1 ФГБО УВО «Омский университет дизайна и технологий»
Целью данной статьи является выявить ресурсы индивидуализации коллекций «pr?t-a-porte» через технологии текстильного дизайна. Условия изготовления повседневных, актуальных в реальной жизни моделей ставят перед дизайнерами трудные задачи поиска эстетической выразительности минимальными средствами. Объектом исследования для коллекции «Nude» стала дизайн-деятельность в рамках поиска современного видения и потребностей фэшн-индустрии в индивидуализации. Предметом исследования стал декор как способ индивидуализации авторской коллекции и эксклюзивные методы текстильного дизайна. Создаваемые артефакты текстильного дизайна говорят о важности комплексности в работе над костюмом для получения уникального результата. Применяя технологические методы текстильного дизайна, необходимо точно понимать, что это только инструменты в создании уникальных полотен, это азбука, которая позволит дизайнеру приблизиться к возможностям количественного и качественного генерирования уникальных идей.
текстильный дизайн
индивидуализация
1. Герасимова Ю. Л., Соснина Н. О. Мода и кризис // В сборнике: Проблемы перспективного развития лёгкой промышленности и сферы услуг. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск: ОГИС, 2015. – С. 20
2. Козлова Т.В. Теория художественного проектирования: учебник для вузов [Текст] / Т.В. Козлова, Е.А. Заболотская, Е.А. Рыбкина. – М.: МГТУ им. Косыгина А.Н., 2005. – 380 с.
3. Тимофеева, М. Р., Толмачева Г. В . Тексильный дизайн. Инновационные технологии / М. Р. Тимофеева, Г. В. Толмачева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 722–126
4. Тимофеева М.Р. Процессы культурной идентификации в дизайне костюма. В сборнике: Сибирская этника // Преемственность межкультурных коммуникаций. Материалы всероссийской научной конференции. – Омск: ОГИС, 2013. – С. 94-96
5. Сайт OmskFashionDesignSchool.com [Электронный ресурс] – Режим доступа http://omskfashiondesignschool.com (дата обращения: 24.05. 2016).

Мода как форма массового потребления довлеет над сознанием и потребностями человека, заставляя следовать за модными трендами. Современный индивидуализм в погоне за уникальностью отвергает подражание благодаря огромному количеству различных направлений в моде, существующих одновременно. Костюм является эмоциональным катализатором, создавая психологический посыл, актуализируя системы знаков и символов. При этом костюм сочетает различные функции, как утилитарные, так и эстетические. Это позиционируют коллекции «прет-а-порте». Именно это направление в дизайне костюма на протяжении многих лет претерпевает изменения и неизменно прогрессирует под властью глобализации. Условия изготовления повседневных, актуальных в реальной жизни моделей ставят перед дизайнерами трудные задачи поиска эстетической выразительности минимальными средствами.

Костюм, как любое произведение искусства, призван выполнять эстетическую функцию, удовлетворять естественные и свойственные человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция относительно утилитарности всегда находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в первобытную эпоху. Превратить функциональную одежду в уникальный костюм позволяет ее декоративное оформление. Декор в костюме – это художественная система, совокупность украшающих элементов, не имеющих утилитарного назначения. В практическом смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как конструктивные, но именно они определяют моду сегодняшнего дня, делают коллекции конкурентоспособными в современной индустрии. Урбанизация, глобализация и массовое производство увеличили количество потребителей моды, расширили возрастные, социальные и географические границы её распространения, сделав моду естественной частью повседневной реальности огромного количества людей. Существование в единой информационной сети и коммерциализация привели к тому, что модные тренды моментально становятся всеобщим достоянием людей в разных уголках земного шара. Любые явления, проявляющиеся или имеющие потенциал проявиться в костюме, политические, социальные, культурные, субкультурные и контркультурные, очень быстро встраиваются в модный механизм и становятся коммерцией[1].

Если говорить о финансовой составляющей коллекций «prêt-a-porte», то коммерция опирается как на постоянно появляющиеся нововведения, так и на их кратковременность. Производители коммерческой моды стремятся ускорить процесс морального старения костюма, вне зависимости от его реального старения. Эксплуатационно-технические качества изделий также влияют на конечный выбор покупателя, однако не являются определяющими для общественного признания ценности изделия. Потребительская ценность любого коммерческого продукта модной индустрии – своеобразие, оригинальность. Но именно оригинальность исчезает в результате ее многократного копирования. Не обладая больше оригинальностью, продукт теряет свое основное назначение и смысл его употребления[2]. Поэтому дизайнеры находятся в постоянном поиске самобытных качеств изделий.

В коллекции «Nude» Станислава Чуракова (fw_2016) автор ищет пути индивидуализации через ресурсы текстильного дизайна, в частности метода «продёргивание», метода «травмирование» и метода «наложение» (рис.1).

Рис. 1. Коллекция «Nude». Метод «наложение»

Основной ресурс метода «продёргивание» заключён в концепте формулировки. По сути, определение и техника «продергивание» – это новая концепция и новая интерпретация приёма «вышивка». Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п. При всём разнообразии техник, видов швов, материалов и нитей, вышивка – это продёргивание декоративного элемента через полотно. Концепция «продёргивание» не даёт никаких установок, кроме эстетических и пластических. В экспериментальном варианте метода могут быть использованы нити самых различных характеристик (шёлк, хлопок, фасонная пряжа с декоративными эффектами), тесьма, шнуры, шпагаты, полоски шифона и т.п.. А также нетрадиционные материалы: соломка, сухоцветы, перья, проволока, леска и т.п. Элементы для продёргивания могут деликатно выявлять исходные визуальные свойства полотна или максимально брать на себя всю композиционную нагрузку. Тогда декоративные мобильные элементы диктуют условия колористического, ритмического и пластического решения авторского полотна, зрительно нивелируя визуальные качества основы[2]. В коллекции «Nude» была использована тесьма из меха норки различного цвета ( рис. 2).

Рис. 2. Коллекция «Nude». Метод «продергивание»

Метод «продёргивание» применен в изделиях различного ассортимента: пальто, свитшот, жилет, метод «наложение» – в брюках, метод «травмирование» – в трикотажном жилете. Истоки самых креативных творческих процессов спрятаны в классических знаниях. Поэтому первый этап поиска нового всегда предполагает изучение уже имеющегося опыта, накопленного историей. Выявление ресурсов текстильного дизайна в индивидуализации коллекции «pret-a-porte» опирается на последовательные действия предпроектного исследования:

· проследить эволюцию форм и методов декорирования в дизайн-деятельности в исторической ретроспективе;

· проследить основные тенденции развития текстильного декора в коллекциях великих дизайнеров XX-XXI вв.

· выявить истоки и эстетические корни текстильного дизайна в проектировании одежды;

· показать влияние творческого источника и его трансформаций на способы воплощения в текстильном дизайне;

· продемонстрировать художественное проектирование моделей с применением авторского декора, актуализирующего индивидуализацию коллекции;

· продемонстрировать этапы и методы конструирования фактурного декора в различных имитациях (колышущие водоросли, живая чешуя, трепещущие лепестки цветов и прочее);

Объектом исследования для коллекции «Nude» стала дизайн-деятельность в рамках поиска современного видения и потребностей фэшн-индустрии в индивидуализации. Предметом исследования стал декор как способ индивидуализации авторской коллекции и эксклюзивные методы текстильного дизайна. Источниками для проведения исследования послужили художественные альбомы, энциклопедии по моде и костюму, каталоги и модные журналы, аналитические обзоры фэшн-индустрии, интернет-ресурсы. Материалами для исследования послужили коллекции костюмов ведущих дизайнеров XX – начала XXI вв., чье художественное видение и его воплощение в костюме созвучно проблематике данного исследования. Это коллекции модного дома Диор, Александра Маккуина, Дрис Ван Нотена, Рафа Симонса.

В процессе создания коллекции «pret-a-porte» были применены исследования для актуализации индивидуальных качеств моделей: художественно-аналитический; конкретно-исторический анализ; системный анализ; метод художественного моделирования; метод практической апробации. В частности:

· интегративный метод позволил использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к конкретной коллекции «Nude»;

· сравнительно-исторический метод позволил рассмотреть различные периоды в развитии текстильного декора, его становление и трансформацию в исторической ретроспективе;

· феноменологический метод позволил определить содержание и смысловое наполнение коллекции;

· художественно-стилистический метод позволил научно проанализировать художественные приемы ведущих дизайнеров;

· метод интерпретации, дал возможность восприятия и истолкования творческого источника при создании новых техник текстильного декора в коллекции;

· метод художественного моделирования лег в основу создания авторских полотен в моделях.

Создаваемые артефакты текстильного дизайна говорят о важности комплексности в работе над костюмом для получения уникального результата. Применяя технологические методы текстильного дизайна, необходимо точно понимать, что это только инструменты в создании уникальных полотен, это азбука, которая позволит дизайнеру приблизиться к возможностям количественного и качественного генерирования креативных идей[2].


Библиографическая ссылка

Чураков С.Н., Тимофеева М.Р. РЕСУРСЫ ТЕКСТИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКЦИИ «ПРЕТ-А-ПОРТЕ». КОЛЛЕКЦИЯ «NUDE» // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15888 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674