Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ, КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Ищенко О.Ю. 1 Клейменова М.В. 1 Лынова Е.Н. 1 Салалыкина Е.В. 1
1 МАОУ ВО Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования
Государственные закупки являются одним из ключевых процессов, который фактически отражает и обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса. В работе рассматривается комплекс проблем, связанных с формированием нового института в сфере закупок – контрактной системы, анализируются ключевые факторы, ограничивающие и стимулирующее ее развитие. Отражена многогранность процесса реформирования системы государственного и муниципального заказа, сложность реализации предусмотренных нововведений, раскрываются пути повышения качества управления закупками на основе развития контрактных инструментов и механизмов. Особое внимание уделено концепции повышения эффективности закупок, принципам и подходам к развитию регулирующих функций контрактной системы, проблеме формирования условий и механизмов, отвечающих задаче повышения инновационной активности закупок, стимулирования модернизации и инновационного обновления российской экономики.
контрактная система
эффективность
бюджетные расходы
здравоохранение
1. "Конституция Российской Федерации" [принята всенародным голосованием 12.12.1993, с поправками к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ от 1.01.2016
2. Гражданский кодекс Российской федерации: Часть первая – четвертая: [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. : одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года., с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 февраля 2016 г.] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 2.02.2016).
3. Приказ Федерального казначейства от 25.03. 2014 г. N 4н "Об утверждении порядка регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей). , на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru). " // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161004/(дата обращения: 2.02.2016).
4. Федеральный закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // URL: http://base.garant.ru/12141175/ (дата обращения: 2.02.2016).
5. Артюхин Р.Е. Контрактная система: повышение эффективности госзакупок и развитие общественного контроля. М.: Проспект, 2013.
6. Гасадин, В. М. Централизация государственных и муниципальных закупок как основа повышения эффективности системы размещения заказов [Электронный ресурс]./ В. М Гасадин – Москва, 2009.
7. Жилкина, Т. Е. Электронные государственные закупки [Электронный ресурс]./ Т. Жилкина. - Москва, 2010.

На современном этапе посткризисного развития экономики особую актуальность получило реформирование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения общественных нужд. Это осознают все заинтересованные стороны – государство, бизнес, общество. Политика в системе здравоохранения Российской Федерации направлена на формирование социально ответственной, эффективной системы медицинской помощи, соответствующей национальным интересам. Поэтому с 2014 г. учреждения обязаны проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С учетом вышеперечисленного, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Степень разработанности темы можно рассмотреть двояко – с одной стороны – по рассматриваемой проблеме – множество наработок и исследований – с другой стороны – система госзаказа настолько динамично изменяется, что остается масса нераскрытых вопросов и проблем.

Целью исследование выступает – изучение контрактной системы, как способа обеспечения эффективности бюджетных расходов в здравоохранении на примере Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть «Масложиркомбинат Краснодарский».

Объектом исследования выступает – контрактная система для государственных и муниципальных нужд, а предметом является – эффективность использования отдельных видов закупок на исследуемом объекте.

Следует ожидать, что достижение максимальной эффективности бюджетных расходов в здравоохранении основывается на функционировании контрактной системы и тесно связано с успешностью в профессиональной деятельности.

Задачами работы являются:

  • анализ современных литературных источников по проблеме исследования;
  • рассмотрение контрактной системы как способа обеспечения деятельности системы здравоохранения;
  • изучение законодательной базы процесса управления государственными и муниципальными заказами и описание основных способов закупок;
  • анализ государственных закупок объекта исследования (на примере запроса котировок) и меры по совершенствованию механизма государственных закупок объекта исследования;
  • разработка предложений по повышению эффективности расходования бюджетных средств с использованием контрактной системы и совершенствованию организационно-методического обеспечения контрактной деятельности.Научная новизна. Использование электронных информационных услуг, развитие которых выступает приоритетным направлением экономической политики государства, является важнейшим условием формирования стабильных и эффективных хозяйственных связей между производителями и потребителями,
  • Регуляторы рынка стремятся повысить эффективность расходования бюджетных средств лечебными учреждениями и стимулировать конкуренцию на рынке государственных закупок.
  • При проведении исследования в работе используются экспериментально-теоретические и эмпирические методики.

Эффективность госзакупок представляется как экономический эффект, который достигается благодаря осуществлению конкурентного размещения заказа, и характеризуется:

- приобретением более качественных товаров, работ и услуг;

- социальными благами (снижение коррупционной составляющей; повышение открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности);

- экономией средств бюджета (размещая заказ, достигается снижение цены, и, как результат, достигается экономия бюджетных средств по сравнению с ранее запланированным объемом расходов).

По поставленным задачам были сделаны следующие выводы:

Был проведен глубокий анализ современных литературных источников по проблеме исследования. Сделаны выводы популярности по данной теме. Необходимо отметить, что система регулирования законодательства в сфере размещения государственного заказа, направленна, прежде всего, на защиту конкуренции имеет недочеты и пробелы, такие как низкоквалифицированное выставление требований к продукции, в том числе к ее качеству, отсутствие регламентации требований к финансовому обеспечению контрактов, недостаточная регламентация ответственности за нарушения законодательства о размещении заказов, недостаточный контроль за стадиями исполнения контрактов и за конечным результатом, так как принимаемый товар во многих случаях не соответствует заданному качеству.

Введение ФЗ № 44 позволяет решить ряд таких недостатков путем размещения на официальном сайте сети Интернет не только открытой подробной информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов исполнения контракта, то есть повышение уровня транспарентности сферы государственного заказа, ведение антидемпинговых мер, введение качественной экспертизы результатов и этапов исполнения контрактов, наконец, утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой. Кроме того, обеспечению заявок и контракта также уделено внимание и введение реестра банковских гарантий в значительной степени поможет заказчикам и поставщикам защититься от мошеннических действий.

Представленная подробная организационная структура исследуемого объекта даёт возможность создать представление о потребностях учреждения. Также проанализированы используемые способы закупок, их структура, количество проведенных процедур, меняющиеся объемы закупок и на основании этих показателей сформулированы причины этих изменений.

Для повышения эффективности этой системы созданы следующие предложения:

- система государственных заказов должна выступать одним из основных приоритетов для диверсификации российской экономики и ее перехода на инновационный характер развития.

Все перечисленное – возможно достичь, введя в эксплуатацию единую информационную систему закупок, которая будет содержать исчерпывающую информацию по государственным и муниципальным закупкам, обеспечит их эффективность, своевременность, обоснованность, а так же позволит работникам контрактных служб и отделов закупок, грамотнее и прозрачнее расходовать бюджетные средства.

В работе проведен глубокий анализ эффективности расходования государственного бюджета. В свете проведенных расчетов, было выявлено, что часть показателей эффективной деятельности можно улучшить, также, выработаны рекомендации для достижения положительного результата.

Предложенные мероприятия, четко соответствуют и не противоречат действующему законодательству в сфере государственного и муниципального заказа. Учитывая полученные результаты при анализе исследуемого объекта, был получен коэффициент – отражающий умеренную эффективность деятельности в сфере закупок – с целью повышения этого коэффициента – следует предложить – закупочной комиссии, работающей в организации:

- выявить динамику итогового показателя по каждому конкретному заказу и в целом по организации;

- выявить «проблемные» места в деятельности каждой процедуры путем выявления, за счет каких показателей снижается эффективность закупок;

- тщательно подойти к вопросу планирования закупок учреждением, и помнить об административной ответственности, грозящей за нарушение/неисполнение законодательства;

- не следует забывать о таких формах закупок, как совместные торги и централизованные закупки, которые призваны к тому, чтоб обеспечить большую экономию бюджетных средств, за счет объединения потребностей государственных заказчиков.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любые действия, которые предпринимает заказчик, для совершенствования системы закупок в организации, не должны противоречить целям и задачам государственного заказа, которые четко сформулированы в 13 статье Закона №44ФЗ. Действия заказчика жестко контролируются надзорными органами, которые тщательно следят за процессом использования средств, обоснования закупок, планированием, сроками размещения заказов и необходимой документации. Необходимо помнить, что эффективность государственного заказа является сложной экономической категорией, характеризующей уровень комплексного влияния совокупности его результатов на воспроизводство с целью максимального (оптимального) удовлетворения общественных потребностей в современных условиях рынка. Поставленные цели задачи при написании работы – были достигнуты.


Библиографическая ссылка

Ищенко О.Ю., Клейменова М.В., Лынова Е.Н., Салалыкина Е.В. КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ, КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15874 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674