На современном этапе посткризисного развития экономики особую актуальность получило реформирование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения общественных нужд. Это осознают все заинтересованные стороны – государство, бизнес, общество. Политика в системе здравоохранения Российской Федерации направлена на формирование социально ответственной, эффективной системы медицинской помощи, соответствующей национальным интересам. Поэтому с 2014 г. учреждения обязаны проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С учетом вышеперечисленного, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Степень разработанности темы можно рассмотреть двояко – с одной стороны – по рассматриваемой проблеме – множество наработок и исследований – с другой стороны – система госзаказа настолько динамично изменяется, что остается масса нераскрытых вопросов и проблем.
Целью исследование выступает – изучение контрактной системы, как способа обеспечения эффективности бюджетных расходов в здравоохранении на примере Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть «Масложиркомбинат Краснодарский».
Объектом исследования выступает – контрактная система для государственных и муниципальных нужд, а предметом является – эффективность использования отдельных видов закупок на исследуемом объекте.
Следует ожидать, что достижение максимальной эффективности бюджетных расходов в здравоохранении основывается на функционировании контрактной системы и тесно связано с успешностью в профессиональной деятельности.
Задачами работы являются:
- анализ современных литературных источников по проблеме исследования;
- рассмотрение контрактной системы как способа обеспечения деятельности системы здравоохранения;
- изучение законодательной базы процесса управления государственными и муниципальными заказами и описание основных способов закупок;
- анализ государственных закупок объекта исследования (на примере запроса котировок) и меры по совершенствованию механизма государственных закупок объекта исследования;
- разработка предложений по повышению эффективности расходования бюджетных средств с использованием контрактной системы и совершенствованию организационно-методического обеспечения контрактной деятельности.Научная новизна. Использование электронных информационных услуг, развитие которых выступает приоритетным направлением экономической политики государства, является важнейшим условием формирования стабильных и эффективных хозяйственных связей между производителями и потребителями,
- Регуляторы рынка стремятся повысить эффективность расходования бюджетных средств лечебными учреждениями и стимулировать конкуренцию на рынке государственных закупок.
- При проведении исследования в работе используются экспериментально-теоретические и эмпирические методики.
Эффективность госзакупок представляется как экономический эффект, который достигается благодаря осуществлению конкурентного размещения заказа, и характеризуется:
- приобретением более качественных товаров, работ и услуг;
- социальными благами (снижение коррупционной составляющей; повышение открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности);
- экономией средств бюджета (размещая заказ, достигается снижение цены, и, как результат, достигается экономия бюджетных средств по сравнению с ранее запланированным объемом расходов).
По поставленным задачам были сделаны следующие выводы:
Был проведен глубокий анализ современных литературных источников по проблеме исследования. Сделаны выводы популярности по данной теме. Необходимо отметить, что система регулирования законодательства в сфере размещения государственного заказа, направленна, прежде всего, на защиту конкуренции имеет недочеты и пробелы, такие как низкоквалифицированное выставление требований к продукции, в том числе к ее качеству, отсутствие регламентации требований к финансовому обеспечению контрактов, недостаточная регламентация ответственности за нарушения законодательства о размещении заказов, недостаточный контроль за стадиями исполнения контрактов и за конечным результатом, так как принимаемый товар во многих случаях не соответствует заданному качеству.
Введение ФЗ № 44 позволяет решить ряд таких недостатков путем размещения на официальном сайте сети Интернет не только открытой подробной информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов исполнения контракта, то есть повышение уровня транспарентности сферы государственного заказа, ведение антидемпинговых мер, введение качественной экспертизы результатов и этапов исполнения контрактов, наконец, утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой. Кроме того, обеспечению заявок и контракта также уделено внимание и введение реестра банковских гарантий в значительной степени поможет заказчикам и поставщикам защититься от мошеннических действий.
Представленная подробная организационная структура исследуемого объекта даёт возможность создать представление о потребностях учреждения. Также проанализированы используемые способы закупок, их структура, количество проведенных процедур, меняющиеся объемы закупок и на основании этих показателей сформулированы причины этих изменений.
Для повышения эффективности этой системы созданы следующие предложения:
- система государственных заказов должна выступать одним из основных приоритетов для диверсификации российской экономики и ее перехода на инновационный характер развития.
Все перечисленное – возможно достичь, введя в эксплуатацию единую информационную систему закупок, которая будет содержать исчерпывающую информацию по государственным и муниципальным закупкам, обеспечит их эффективность, своевременность, обоснованность, а так же позволит работникам контрактных служб и отделов закупок, грамотнее и прозрачнее расходовать бюджетные средства.
В работе проведен глубокий анализ эффективности расходования государственного бюджета. В свете проведенных расчетов, было выявлено, что часть показателей эффективной деятельности можно улучшить, также, выработаны рекомендации для достижения положительного результата.
Предложенные мероприятия, четко соответствуют и не противоречат действующему законодательству в сфере государственного и муниципального заказа. Учитывая полученные результаты при анализе исследуемого объекта, был получен коэффициент – отражающий умеренную эффективность деятельности в сфере закупок – с целью повышения этого коэффициента – следует предложить – закупочной комиссии, работающей в организации:
- выявить динамику итогового показателя по каждому конкретному заказу и в целом по организации;
- выявить «проблемные» места в деятельности каждой процедуры путем выявления, за счет каких показателей снижается эффективность закупок;
- тщательно подойти к вопросу планирования закупок учреждением, и помнить об административной ответственности, грозящей за нарушение/неисполнение законодательства;
- не следует забывать о таких формах закупок, как совместные торги и централизованные закупки, которые призваны к тому, чтоб обеспечить большую экономию бюджетных средств, за счет объединения потребностей государственных заказчиков.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любые действия, которые предпринимает заказчик, для совершенствования системы закупок в организации, не должны противоречить целям и задачам государственного заказа, которые четко сформулированы в 13 статье Закона №44ФЗ. Действия заказчика жестко контролируются надзорными органами, которые тщательно следят за процессом использования средств, обоснования закупок, планированием, сроками размещения заказов и необходимой документации. Необходимо помнить, что эффективность государственного заказа является сложной экономической категорией, характеризующей уровень комплексного влияния совокупности его результатов на воспроизводство с целью максимального (оптимального) удовлетворения общественных потребностей в современных условиях рынка. Поставленные цели задачи при написании работы – были достигнуты.