Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE CONTRACT SYSTEM, AS A WAY OF ENSURING THE EFFECTIVENESS OF BUDGET EXPENDITURES HEALTH

Ischenko O.Y. 1 Kleymenova M.V. 1 Lynova E.N. 1 Salalykina E.V. 1
1 MAOU VO Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education
Public procurement is one of the key processes, which actually reflects and ensures the quality of relations between the state, society and business. The paper deals with the complex problems associated with the formation of a new institution in the field of procurement - contract system, analyzes the key factors limiting and stimulating its development. Particular attention is paid to the concept of raising the efficiency of procurement principles and approaches to the development of the regulatory functions of the contract system, the problem of creating conditions and mechanisms to meet the problem of increase of innovative activity procurement, promote the upgrading and innovative renewal of the Russian economy. Public procurement is one of the key processes, which actually reflects and ensures the quality of relations between the state, society and business. The paper deals with the complex problems associated with the formation of a new institution in the field of procurement - contract system, analyzes the key factors limiting and stimulating its development. Particular attention is paid to the concept of raising the efficiency of procurement principles and approaches to the development of the regulatory functions of the contract system, the problem of creating conditions and mechanisms to meet the problem of increase of innovative activity procurement, promote the upgrading and innovative renewal of the Russian economy.
the contract system
efficiency
low costs
health

На современном этапе посткризисного развития экономики особую актуальность получило реформирование системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения общественных нужд. Это осознают все заинтересованные стороны – государство, бизнес, общество. Политика в системе здравоохранения Российской Федерации направлена на формирование социально ответственной, эффективной системы медицинской помощи, соответствующей национальным интересам. Поэтому с 2014 г. учреждения обязаны проводить закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С учетом вышеперечисленного, актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Степень разработанности темы можно рассмотреть двояко – с одной стороны – по рассматриваемой проблеме – множество наработок и исследований – с другой стороны – система госзаказа настолько динамично изменяется, что остается масса нераскрытых вопросов и проблем.

Целью исследование выступает – изучение контрактной системы, как способа обеспечения эффективности бюджетных расходов в здравоохранении на примере Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть «Масложиркомбинат Краснодарский».

Объектом исследования выступает – контрактная система для государственных и муниципальных нужд, а предметом является – эффективность использования отдельных видов закупок на исследуемом объекте.

Следует ожидать, что достижение максимальной эффективности бюджетных расходов в здравоохранении основывается на функционировании контрактной системы и тесно связано с успешностью в профессиональной деятельности.

Задачами работы являются:

  • анализ современных литературных источников по проблеме исследования;
  • рассмотрение контрактной системы как способа обеспечения деятельности системы здравоохранения;
  • изучение законодательной базы процесса управления государственными и муниципальными заказами и описание основных способов закупок;
  • анализ государственных закупок объекта исследования (на примере запроса котировок) и меры по совершенствованию механизма государственных закупок объекта исследования;
  • разработка предложений по повышению эффективности расходования бюджетных средств с использованием контрактной системы и совершенствованию организационно-методического обеспечения контрактной деятельности.Научная новизна. Использование электронных информационных услуг, развитие которых выступает приоритетным направлением экономической политики государства, является важнейшим условием формирования стабильных и эффективных хозяйственных связей между производителями и потребителями,
  • Регуляторы рынка стремятся повысить эффективность расходования бюджетных средств лечебными учреждениями и стимулировать конкуренцию на рынке государственных закупок.
  • При проведении исследования в работе используются экспериментально-теоретические и эмпирические методики.

Эффективность госзакупок представляется как экономический эффект, который достигается благодаря осуществлению конкурентного размещения заказа, и характеризуется:

- приобретением более качественных товаров, работ и услуг;

- социальными благами (снижение коррупционной составляющей; повышение открытости рынков; улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности);

- экономией средств бюджета (размещая заказ, достигается снижение цены, и, как результат, достигается экономия бюджетных средств по сравнению с ранее запланированным объемом расходов).

По поставленным задачам были сделаны следующие выводы:

Был проведен глубокий анализ современных литературных источников по проблеме исследования. Сделаны выводы популярности по данной теме. Необходимо отметить, что система регулирования законодательства в сфере размещения государственного заказа, направленна, прежде всего, на защиту конкуренции имеет недочеты и пробелы, такие как низкоквалифицированное выставление требований к продукции, в том числе к ее качеству, отсутствие регламентации требований к финансовому обеспечению контрактов, недостаточная регламентация ответственности за нарушения законодательства о размещении заказов, недостаточный контроль за стадиями исполнения контрактов и за конечным результатом, так как принимаемый товар во многих случаях не соответствует заданному качеству.

Введение ФЗ № 44 позволяет решить ряд таких недостатков путем размещения на официальном сайте сети Интернет не только открытой подробной информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов исполнения контракта, то есть повышение уровня транспарентности сферы государственного заказа, ведение антидемпинговых мер, введение качественной экспертизы результатов и этапов исполнения контрактов, наконец, утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой. Кроме того, обеспечению заявок и контракта также уделено внимание и введение реестра банковских гарантий в значительной степени поможет заказчикам и поставщикам защититься от мошеннических действий.

Представленная подробная организационная структура исследуемого объекта даёт возможность создать представление о потребностях учреждения. Также проанализированы используемые способы закупок, их структура, количество проведенных процедур, меняющиеся объемы закупок и на основании этих показателей сформулированы причины этих изменений.

Для повышения эффективности этой системы созданы следующие предложения:

- система государственных заказов должна выступать одним из основных приоритетов для диверсификации российской экономики и ее перехода на инновационный характер развития.

Все перечисленное – возможно достичь, введя в эксплуатацию единую информационную систему закупок, которая будет содержать исчерпывающую информацию по государственным и муниципальным закупкам, обеспечит их эффективность, своевременность, обоснованность, а так же позволит работникам контрактных служб и отделов закупок, грамотнее и прозрачнее расходовать бюджетные средства.

В работе проведен глубокий анализ эффективности расходования государственного бюджета. В свете проведенных расчетов, было выявлено, что часть показателей эффективной деятельности можно улучшить, также, выработаны рекомендации для достижения положительного результата.

Предложенные мероприятия, четко соответствуют и не противоречат действующему законодательству в сфере государственного и муниципального заказа. Учитывая полученные результаты при анализе исследуемого объекта, был получен коэффициент – отражающий умеренную эффективность деятельности в сфере закупок – с целью повышения этого коэффициента – следует предложить – закупочной комиссии, работающей в организации:

- выявить динамику итогового показателя по каждому конкретному заказу и в целом по организации;

- выявить «проблемные» места в деятельности каждой процедуры путем выявления, за счет каких показателей снижается эффективность закупок;

- тщательно подойти к вопросу планирования закупок учреждением, и помнить об административной ответственности, грозящей за нарушение/неисполнение законодательства;

- не следует забывать о таких формах закупок, как совместные торги и централизованные закупки, которые призваны к тому, чтоб обеспечить большую экономию бюджетных средств, за счет объединения потребностей государственных заказчиков.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что любые действия, которые предпринимает заказчик, для совершенствования системы закупок в организации, не должны противоречить целям и задачам государственного заказа, которые четко сформулированы в 13 статье Закона №44ФЗ. Действия заказчика жестко контролируются надзорными органами, которые тщательно следят за процессом использования средств, обоснования закупок, планированием, сроками размещения заказов и необходимой документации. Необходимо помнить, что эффективность государственного заказа является сложной экономической категорией, характеризующей уровень комплексного влияния совокупности его результатов на воспроизводство с целью максимального (оптимального) удовлетворения общественных потребностей в современных условиях рынка. Поставленные цели задачи при написании работы – были достигнуты.